Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 23:16, реферат
«Силовая» стратегия, когда фирмы-соперники переманивают друг у друга клиентов, предлагая им товар по более низкой цене (по принципу «дешево, хотя прилично»). Крайним проявлением ценового соперничества является демпинг, когда продавцы начинают назначать цены на степени затрат либо даже сейчас ниже, отказываясь от выручки. Такое, казалось бы, иррациональное поведение (его применяют, в частности, японские фирмы, осваивая свежие зарубежные рынки) вмещает смысл, потому что победитель в ценовой конкуренции может, одолев соперников, взвинтить цены и наверстать потери. Впрочем данный метод опасен, потому что ценовое соперничество может закончиться и обоюдным разорением конкурентов.
Конкуренция
содержит в себе самой противоречие,
которое в результате проявления
воспроизводит явление, отрицающие
саму конкуренцию. Свободная конкуренция
ведет к отбору наиболее эффективно
хозяйствующих единиц, их укреплению
и росту при одновременном
разорении тех, кто отстает от
требований рынка. На определенном этапе
этот процесс обусловливает
И, тем не менее, конкурентные тенденции на развитом рынке, существенно устойчивее и сильнее, чем монополистические. В действительности победителями в конкурентной борьбе выходят то крупные, то мелкие, то сильные, а порой даже и слабые фирмы. Ключ к вопросу, почему монополия не вытесняет конкуренцию, лежит в понимании того, насколько разными являются борющиеся между собой фирмы. Нельзя свести конкуренцию к борьбе сильного против слабого: в таком случае сверхмощные монополии действительно вытеснили бы всех более слабых соперников.
В реальности конкуренция строится по более сложной формуле. Существует несколько типов хозяйственных единиц, и каждый из них имеет свои особенности: у ведущих монополий - это сила, у мелких фирм - гибкость, у специализированных компаний - приспособленность к особым сегментам (“нишам”) рынка, у фирм-новаторов - преимущества первооткрывателей. В конкретных рыночных ситуациях решающее преимущество получает то одно, то другое качество.
Конкуренция
носит для участников рыночных отношений,
и в первую очередь для
Деятельность
любой хозяйственной единицы
в условиях конкуренции подвергается
двойному контролю. С одной стороны
- это внутренний, непосредственный
контроль в рамках фирмы, а с другой
- внешний, опосредованный контроль на
рынке со стороны фирм-конкурентов
через конечные результаты рыночной
деятельности. Вторая форма контроля
является жесткой, но беспристрастной.
Беспристрастность и
Конкуренция
- это самый эффективный и
Сложность,
многогранность конкуренции как
экономического явления находят
отражение в многообразии форм и
методов ее проявления. Классификация
конкуренции как объекта
Главные формы проявления конкуренции - ценовая и неценовая. Эти две формы не только существуют и проявляются одновременно, но и обычно взаимодействуют. Однако как долговременная тенденция существует смещение центра тяжести от ценовой к неценовой форме конкуренции. Научно-технический прогресс создает широкие возможности для неценовой конкуренции: неизмеримо расширив технико-технологический потенциал производства, он обеспечивает масштабную модификацию и дифференциацию существующих продуктов, создание новых. Под его воздействием появились предпосылки для быстрого повышения качества сервиса, ведения рекламы и совершенствования в целом системы формирования спроса и стимулирования сбыта.
В структурном плане можно выделить внутри - и межотраслевую конкуренцию (специализация и дифференциация производства; рост числа отраслей, подотраслей, производств - усиление их взаимозависимости; распределение капитала между отраслями их внутри них).
В соответствии
с территориальным охватом
В соответствии с поведением участников рыночных отношений конкуренция проявляется по следующим основным направлениям: товаропроизводитель - товаропроизводитель, покупатель - покупатель, покупатель - товаропроизводитель. Имея в виду проявление конкуренции по указанным направлениям, следует со всей определенностью отметить, что именно конкуренция между производителями за покупателя имеет наиболее содержательный характер. Именно эта составляющая является главной движущей силой конкуренции, вызывающей весомые положительные результаты - постоянное совершенствование существующих и появление новых, все более эффективных товаров, высокую степень удовлетворения рыночного спроса, сдерживание роста или снижение цен, вымывание неэффективных товаропроизводителей и производств, а, в конечном счете, динамичное совершенствование структуры национальной экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности.
Напротив, борьба между покупателями за товар, если она носит долговременный характер, не дает положительных экономических результатов и свидетельствует о подавляющем господстве монополий и сверхмонополий в производстве и на рынке. Такого рода конкуренция существует в условиях дефицитного рынка, который лишен возможности оказывать реальное воздействие на производственную, сбытовую и ценовую политику монополий, осуществляющих ее в такой ситуации исходя исключительно из своих эгоистических интересов.
Однако состязательность в среде предпринимателей за потребительский спрос на рынке может осуществляться как на добросовестных началах, добрых обычаях делового оборота, так и вестись такими методами соперничества, которые наносят вред предпринимателям, потребителям и всему обществу в целом. В последнем случае речь идет о недобросовестной конкуренции.
Нормальное
и эффективное развитие рыночных
отношений и свободы
Можно
сказать, что действующее
Отсутствие экономической культуры, наличие большого количества предприятий-монополистов, ненадежность договоренностей, использование мошенничества и обмана в предпринимательской деятельности, а также группового эгоизма привели к достаточно широкому распространению в нашей стране недобросовестной конкуренции. Определяющая роль в установлении рамок дозволенной и добросовестной конкуренции отводится деятельности государства. Осуществление государственной политики, направленной на предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции, может быть эффективным лишь при комплексном, всеобъемлющем подходе.
В основу
критериев разграничения
В Законе
Российской Федерации “О конкуренции
и ограничении
Можно
различить пять наиболее распространенных
в России видов недобросовестной
конкуренции при осуществлении
предпринимательской
1. неправомерного использования их деловой репутации, ведущей к смешению между предприятиями и товарами и услугами конкурентов;
2. дискредитации их репутации, предприятий и товаров и услуг;
3. внутренней дезорганизации их предприятий;
4. распространения недостоверных сведений о своем предприятии или о существенных характеристиках своих товаров и услуг, вводящих в заблуждение потребителей и совершаемых с конкурентной целью;
5. использования коммерческих приемов, запрещенных законодательством о торговле или торговыми обычаями и совершенных с конкурентной целью.
Достаточно
часто недобросовестная конкуренция
осуществляется за счет использования
недобросовестной, недостоверной, неэтичной
и заведомо ложной рекламы. Как правило,
все эти виды рекламы вводят потребителей
в заблуждение, способны нанести
вред здоровью граждан, имуществу граждан
и юридических лиц, достоинству
или деловой репутации
Нужно
иметь в виду, что государство
в целях развития предпринимательства
использует как меры, направленные
на поощрение добросовестной конкуренции,
так и меры, пресекающие ее антипод.
При этом обычно недобросовестная конкуренция,
как видно из перечисленных ранее
ее видов, всегда связана с действиями,
которые можно рассматривать
в качестве правонарушений. Следовательно,
их совершение влечет применение различных
видов юридической
К недобросовестным
конкурентам применяются
Антимонопольное законодательство определяет доминирующее положение как исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Монополистом является такой производитель определенного товара, доля которого на рынке составляет 65 процентов и более. В некоторых случаях эта доля по решению антимонопольного органа может быть и менее 65 процентов. Однако в любом случае не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, если его доля в производстве определенного товара не превышает на рынке 35 процентов. Монополист может ограничивать конкуренцию монопольно низкой ценой, либо обеспечивать себе преимущество за счет искусственного поддержания монопольно высокой цены товара. Он также может временно изымать товары из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке, либо повышения цен; необоснованно отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями, заказчиками при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара. Во всех приведенных примерах совершаются действия, которые направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Именно такие действия характеризуют монополистическую деятельность, которая противоречит антимонопольному законодательству Российской Федерации.
Информация о работе Способы конкурентной борьбы в рыночном хозяйстве