Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 14:01, шпаргалка
Бюджет — это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Государственный бюджет — это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность осуществлять властные полномочия. Задачи бюджета: 1) перераспределение ВВП; 2) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства; 3) государственное регулирование и стимулирование экономики;
1.
Бюджет
— это система образования и расходования
денежных средств, которые предназначены
для финансирования обеспечения задач
и функций государства и местного самоуправления.
Государственный бюджет
— это финансовый план государства, с
помощью которого органы власти получают
реальную экономическую возможность осуществлять
властные полномочия. Задачи
бюджета: 1) перераспределение ВВП; 2)
финансовое обеспечение бюджетной сферы
и осуществление социальной политики
государства; 3) государственное регулирование
и стимулирование экономики; 4) контроль
за образованием и использованием централизованных
фондов денежных средств. Государство
с помощью государственного бюджета регулирует
хозяйственную жизнь страны, экономические
отношения, направляя средства бюджета
на развитие и восстановление отраслей,
регионов. Перераспределение ВВП через
бюджет имеет две стадии. 1. Образование
доходов бюджета. В процессе образования
доходов бюджета происходит изъятие части
ВВП в пользу государства. В связи с этим
возникают финансовые взаимоотношения
государства с налогоплательщиками. Доходы
бюджета могут носить налоговый и неналоговый
характер. Источники налоговых доходов:
прибыль, заработная плата, ссудный процент,
рента, добавленная стоимость, накопления
и др. Неналоговые доходы бюджетов образуются
в результате экономической деятельности
государства или при перераспределении
уже полученных государством доходов
по уровням бюджетной системы. 2. Использование
(расход) бюджетных средств. Расходы
бюджета — это денежные средства, которые
направляются на финансовое обеспечение
задач и функций государства и местного
самоуправления. За счет расходов бюджета
происходит перераспределение средств
бюджета по уровням бюджетной системы
через дотации, бюджетные ссуды, субвенции
и др. Структура расходов бюджета устанавливается
в бюджетном плане и зависит от экономической
и иной ситуации в стране. Бюджету присущи
следующие функции: -образование основного
централизованного фонда денежных средств
(налоги, налоговые доходы, займы); -расходование
бюджетного фонда (конкретные направления
бюджетных расходов по отраслям хозяйства,
учреждениям социальной сферы, экономическим
регионам); -контрольная функция (создает
условия для контроля за поступлением
доходов и целевым использованием бюджетных
средств).
2 Бюджетная
система является частью системы государства
и по сути представляет собой совокупность
всех бюджетов, действующих на территории
страны. Бюджетная система представляет
собой совокупность отношений, возникающих
между различными субъектами в процессе:
—формирования доходов и осуществления
расходов бюджетов всех уровней системы
и бюджетов государственных внебюджетных
фондов, осуществления государственных
и муниципальных заимствований, регулирования
государственного и муниципального долга;
—составления и рассмотрения проектов
бюджетов системы, их утверждения и исполнения,
контроля за их исполнением. Бюджетная
система основана на экономических отношениях
и государственном устройстве РФ. Бюджетная
система РФ состоит из трех звеньев: -федерального
бюджета и бюджетов государственных внебюджетных
фондов; -регионального бюджета, или бюджета
субъектов Федерации -форма образования
и расходования денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и функций, отнесенных
к предметам ведения субъекта РФ. Всего
в Российской Федерации 89 субъектов, из
них: 21 республиканский бюджет в составе
РФ, 55 краевых и областных бюджетов, 10 бюджетов
автономных округов, бюджет Еврейской
автономной области, городские бюджеты
Москвы и Санкт-Петербурга; -местного бюджета
или бюджета муниципальных образований
-форма образования и расходования денежных
средств, предназначенных для обеспечения
задач и функций, отнесенных к ведению
органов местного самоуправления. Бюджет
является центральным звеном финансовой
системы Российской Федерации. Посредством
бюджета создается финансовая основа
для осуществления функций всех органов
государственной власти и органов местного
самоуправления, а также образуются денежные
фонды государственных или муниципальных
образований, благодаря которым обеспечивается
выполнение задач общего назначения. С
помощью местных бюджетов решаются задачи
местного значения. Материальное содержание
бюджета очень подвижно, в нем постоянно
меняются объемы концентрируемых денежных
средств, направления расходов, виды поступлений.
Но сущность бюджета все же проявляется
только в тех общественных взаимоотношениях,
которые тесно связаны с использованием
и концентрацией его средств, т.е. в характеристике
бюджета как экономической категории.
В таком аспекте бюджет это совокупность
экономических (денежных отношений), возникших
в связи с образованием, использованием
и распределением централизованных денежных
фондов, которые предназначены для осуществления
общих для государственных и муниципальных
образований задач, а также выполнения
функций соответствующих органов власти.
Бюджетная система концентрирует в себе
наиболее крупную часть всех финансовых
ресурсов Российской Федерации. Еще одна
важная роль бюджета заключается в том,
что он создает финансовую базу для функционирования
и развития государства и органов местного
самоуправления, правоохранительных органов.
3 Бюджет субъкта
РФ и свод бюджетов муниципальныйх образований,
которые входят в состав субъекта РФ, и
образуют консолидированный бюджет субъекта
РФ. Федеральный бюджет и свод бюджетов
других уровней бюджетной системы РФ также
образуют консолидированный бюджет РФ.
В соответствии со статьей 6 БК РФ, консолидированный
бюджет — это свод бюджетов всех уровней,
который включает в себя федеральный бюджет
и консолидированные бюджеты субъектов
РФ. Консолидированный бюджет субъекта
РФ включает региональный бюджет, т. е.
бюджет субъекта РФ, и местные бюджеты.
Термин «консолидированный бюджет» был
включен также в Закон РСФСР «Об основах
бюджетного устройства и бюджетного процесса
РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением
Государственного бюджета РФ, в который
входили все звенья бюджетной системы
России. Вышеуказанный закон в настоящее
время не действует. В бюджетном планировании
используются показатели консолидированных
бюджетов. Объемы консолидированных бюджетов
административно-
Консолидированные бюджеты. В ст. 8 этого Закона зафиксировано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов. В ст. 165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность Министерства финансов РФ составлять отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации. Консолидированный бюджет РФ — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта Федерации включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта Федерации, и местные бюджеты. Консолидированный бюджет муниципального района включает бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений.
Консолидированные
бюджеты Российской Федерации и
субъектов Федерации не
рассматриваются и не
утверждаются законодательными (представительными)
органами власти всех уровней. Эти бюджеты
являются в первую очередь статистическим
сводом бюджетных показателей, характеризующим
агрегированные данные по доходам и расходам,
источникам поступления средств и направлениям
их использования по территории в целом
РФ и отдельных субъектов Федерации. Показатели
консолидированных бюджетов используются
в бюджетном планировании. В частности,
при определении величины нормативов
отчислений от регулирующих налогов в
бюджеты субъектов РФ и размеров дотаций
в расчет принимаются объемы консолидированных
бюджетов административно-
4
Государственным внебюджетным
фондом называют форму образования
и расходования денежных средств, образуемых
вне федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации. В российской практике
государственные внебюджетные фонды созданы
для реализации конституционных прав
граждан на пенсионное обеспечение, социальное
страхование, социальное обеспечение
в случае безработицы, охрану здоровья
и медицинскую помощь. Средства государственных
внебюджетных фондов находятся в государственной
собственности, не входят в состав бюджетов
всех уровней и не полежат изъятию на цели,
не предусмотренные законодательством.
Исполнение бюджетов государственных
внебюджетных фондов осуществляется Федеральным
казначейством РФ. Контроль за рациональным
и целевым расходованием средств внебюджетных
фондов осуществляет Министерство финансов
РФ. Пенсионный фонд РФ. Осн. задача – аккумуляция
страховых взносов и расходование средств
фонда на цели обязательного пенсионного
законодательства. Пенсионный фонд вместе
со своими территориальными органами
составляют единую централизованную систему
органов управления средствами обязательного
пенсионного страхования. Бюджет ПФ формируется
за счет:- страховых взносов;- средств федерального
бюджета;- сумм пеней и иных финансовых
санкций;- доходов от размещения (инвестирования)
временно свободных средств обязательного
пенсионного страхования;- добровольных
взносов физических лиц и организаций,
уплачиваемых ими не в качестве страхователей
или застрахованных лиц;- иных источников,
не запрещенных законодательством Российской
Федерации. Фонд социального страхования
действует как самостоятельное гос. некоммерческое
финансово-кредитное учреждение. Управление
Фондом возложено на Правление фонда и
его председателя. Председатель и его
заместители назначаются Правительством
РФ. Задачи фонда: - обеспечение гарантированных
государством пособий по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам, при рождении
ребенка, на погребение, на санаторно-курортное
оздоровление работников и членов их семей
и др. цели гос. социального страхования;-
участие в разработке и реализации гос.
программ по охране здоровья работников,
мер по совершенствованию соц-го страхования.
Фонд обязательного медицинского страхования
Медицинское страхование явл. одной из
форм социально защиты населения в случае
утраты здоровья. Целью медицинского страхования
- гарантия гражданам при возникновении
страхового случая получения медицинской
помощи за счет накопленных государством
средств и финансирование профилактических
мероприятий. Фонд обязательного медицинского
страхования (ФОМС) – источник в котором
аккумулируются средства для осуществления
медицинского обслуживания населения,
предусмотренного медицинским страхованием.
5 Целевые
бюджетные фонды появились в бюджетной
системе РФ в 1995 году для финансирования
некоторых государственных расходов,
направленных на специальные цели. В соответствии
с Бюджетным кодексом РФ целевой бюджетный
фонд - это денежные средства в составе
бюджета, того уровня государственной
власти, который его образовал за счет
доходов целевого назначения. Средства
целевого бюджетного фонда не могут быть
использованы на цели, не соответствующие
назначению целевого бюджетного фонда.
К 2001 году произошло значительное падение
доли доходов целевых бюджетных фондов
в федеральном бюджете, связанное с упразднением
большого их числа. Если в 1998 году в федеральный
бюджет были консолидированы такие фонды
как: Федеральный дорожный фонд, Федеральный
экологический фонд, Государственный
фонд борьбы с преступностью, Фонд воспроизводства
минерально-сырьевой базы, Фонд развития
федеральной пограничной службы, Фонд
развития таможенной системы РФ и Фонд
Министерства РФ по атомной энергии, то
к 2001 году в федеральном бюджете остался
только последний. Упразднение бюджетных
фондов было связано с необходимостью
централизации бюджетных средств и сложностями
при осуществлении казначейского контроля
за их использованием, что приводило к
неэффективности расходования средств
целевых бюджетных фондов. Единственный
еще действующий в 2004 году федеральный
целевой бюджетный фонд - это фонд Министерства
РФ по атомной энергии. Это целевой бюджетный
фонд, из которого финансировались мероприятия
по повышению ядерной, радиационной и
экологической безопасности и поддержке
фундаментальной и прикладной науки, компенсировались
организациям расходы, связанные с исполнением
международных обязательств, а также мероприятия
по Федеральной целевой программе "Реформирование
и развитие оборонно-промышленного комплекса
(2002-2006 годы)". В 2004 году доля доходов
фонда Министерства РФ по атомной энергии
в федеральном бюджете составила 0,5%. К
2005 году этот фонд был расформирован. У
субъектов РФ так же есть право иметь целевые
бюджетные фонды в составе своих бюджетов
и они пользуются этим правом. Основная
доля денежных средств приходится на территориальные
дорожные фонды, кроме того, существуют
прочие целевые бюджетные фонды субъектов
РФ, утвержденные законодательными органами
субъектов РФ. В 2003 году объем средств,
поступивших в эти фонды, для консолидированного
бюджета субъектов РФ составил 104,8 млрд.
руб. До 2001 года в бюджеты субъектов РФ
входили также территориальные экологические
фонды и фонды по воспроизводству минерально-сырьевой
базы. Целевые бюджетные фонды в основном
формируются в местных бюджетах, их доходы
составляют не более 5% всех поступающих
средств. Появление этих фондов связано
с появлением целевых источников. Чаще
всего это платежи за пользование какого-либо
ресурса, облаченные в налоговую форму.
6
Доходы бюджетной системы можно определить как экономическую категорию, т.е. совокупность определенных экономических отношений, возникающих между плательщиками доходов, в качестве которых выступают юридические и физические лица, и получателем средств, государством, в лице органов его власти. Эти отношения возникают по поводу изъятия части средств плательщиков в пользу получателя. В состав доходов включаются также экономические отношения, связанные с распределением поступающих государству средств между бюджетами различных уровней. Эти отношения возникают между различными государственными, региональными и муниципальными органами и с точки зрения организации бюджетных отношений они представляют собой бюджетные ресурсы, которые зачисляются в бюджеты различных уровней для целевого финансирования общегосударственных и муниципальных мероприятий. В соответствии с принципами организации бюджетной системы, основная часть доходов (до 95%) имеет общий характер. Эти доходы являются источником финансирования любых видов расходов. Это позволяет наиболее гибко использовать бюджетные средства и не допускать кассовых разрывов в процессе исполнения бюджетов. Общий характер доходов позволяет бюджету иметь определенные резервы для покрытия дополнительных затрат.
Кроме общих, в
бюджет могут включаться целевые
доходы, которые являются источниками
формирования целевых бюджетных фондов.
В современных условиях наблюдается тенденция
упразднения таких фондов. Целевые бюджетные
фонды в основном формируются в местных
бюджетах, их доходы составляют не более
5% всех поступающих средств.
6,7
Роль региональных
и местных бюджетов
в эк-ом и соц-ом развитии
страны. Бюджетная
система РФ - основанная на эк-их отношениях
и гос-ом устройстве РФ, регулируемая нормами
права совокупность федерального бюджета,
бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов
и бюджетов гос-х внебюджетных фондов.
Бюджетная система РФ состоит из федерального
бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных.
Роль региональных бюджетов субъектов
РФ в эк-ом и соц-м развитии заключается
в следующем:1.Сосредоточение финн-х ресурсов
в бюджетах регионов РФ позволяет органам
представительной и исполнительной власти
регионов иметь финансовую базу для реализации
своих полномочий в соответствии с Конституцией
РФ. 2.Формирование региональных бюджетов,
сосредоточение в них денежных ресурсов
дает возможность регионам в полной мере
проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность
в расходовании средств на социально-эк-ое
развитие региона: развитие образовательных
учреждений, медицинских учреждений, учреждений
культуры и искусства. 3.С помощью региональных
бюджетов осуществляется выравнивание
уровней эк-го и соц-го развития территорий.
С этой целью формируются и реализуются
региональные программы эк-го и соц-го
развития регионов по благоустройству
сел и городов, развитию сети дорог, и др.
4.Концентрируя часть финн-х ресурсов в
региональных бюджетах, органы представительной
и исполнительной власти регионов могут
централизованно направлять финансовые
ресурсы на решение стратегических задач,
развитие в регионе приоритетных отраслей
экономики, промышленности, с/х и соц-ой
сферы. Роль местных бюджетов схожа с субъектами,
только проявляется на муниципальном
уровне. Эк. сущность местных бюджетов
проявляется в их назначении: 1) формировании
денежных фондов, явл-ся финансовым обеспечением
деят-ти местных органов власти; 2) распределении
и использовании этих фондов между отраслями
народного хозяйства; 3) контроле за финансово-хозяйственной
деят-ю предприятий, организаций, подведомственных
этим органам власти.