Шпаргалка по "Бюджету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 14:01, шпаргалка

Описание работы

Бюджет — это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Государственный бюджет — это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность осуществлять властные полномочия. Задачи бюджета: 1) перераспределение ВВП; 2) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства; 3) государственное регулирование и стимулирование экономики;

Работа содержит 1 файл

11.doc

— 319.50 Кб (Скачать)

1.

Бюджет  — это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Государственный бюджет — это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность осуществлять властные полномочия. Задачи бюджета: 1) перераспределение ВВП; 2) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства; 3) государственное регулирование и стимулирование экономики; 4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств. Государство с помощью государственного бюджета регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя средства бюджета на развитие и восстановление отраслей, регионов. Перераспределение ВВП через бюджет имеет две стадии. 1. Образование доходов бюджета. В процессе образования доходов бюджета происходит изъятие части ВВП в пользу государства. В связи с этим возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками. Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Источники налоговых доходов: прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента, добавленная стоимость, накопления и др. Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате экономической деятельности государства или при перераспределении уже полученных государством доходов по уровням бюджетной системы. 2. Использование (расход) бюджетных средств. Расходы бюджета — это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. За счет расходов бюджета происходит перераспределение средств бюджета по уровням бюджетной системы через дотации, бюджетные ссуды, субвенции и др. Структура расходов бюджета устанавливается в бюджетном плане и зависит от экономической и иной ситуации в стране. Бюджету присущи следующие функции: -образование основного централизованного фонда денежных средств (налоги, налоговые доходы, займы); -расходование бюджетного фонда (конкретные направления бюджетных расходов по отраслям хозяйства, учреждениям социальной сферы, экономическим регионам); -контрольная функция (создает условия для контроля за поступлением доходов и целевым использованием бюджетных средств). 

2 Бюджетная система является частью системы государства и по сути представляет собой совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе: —формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; —составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением. Бюджетная система основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ. Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев: -федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; -регионального бюджета, или бюджета субъектов Федерации -форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Всего в Российской Федерации 89 субъектов, из них: 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, 10 бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; -местного бюджета или бюджета муниципальных образований -форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к ведению органов местного самоуправления. Бюджет является центральным звеном финансовой системы Российской Федерации. Посредством бюджета создается финансовая основа для осуществления функций всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также образуются денежные фонды государственных или муниципальных образований, благодаря которым обеспечивается выполнение задач общего назначения. С помощью местных бюджетов решаются задачи местного значения. Материальное содержание бюджета очень подвижно, в нем постоянно меняются объемы концентрируемых денежных средств, направления расходов, виды поступлений. Но сущность бюджета все же проявляется только в тех общественных взаимоотношениях, которые тесно связаны с использованием и концентрацией его средств, т.е. в характеристике бюджета как экономической категории. В таком аспекте бюджет это совокупность экономических (денежных отношений), возникших в связи с образованием, использованием и распределением централизованных денежных фондов, которые предназначены для осуществления общих для государственных и муниципальных образований задач, а также выполнения функций соответствующих органов власти. Бюджетная система концентрирует в себе наиболее крупную часть всех финансовых ресурсов Российской Федерации. Еще одна важная роль бюджета заключается в том, что он создает финансовую базу для функционирования и развития государства и органов местного самоуправления, правоохранительных органов. 
 

3 Бюджет субъкта РФ и свод бюджетов муниципальныйх образований, которые входят в состав субъекта РФ, и образуют консолидированный бюджет субъекта РФ. Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ также образуют консолидированный бюджет РФ. В соответствии со статьей 6 БК РФ, консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней, который включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта РФ, и местные бюджеты. Термин «консолидированный бюджет» был включен также в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением Государственного бюджета РФ, в который входили все звенья бюджетной системы России. Вышеуказанный закон в настоящее время не действует. В бюджетном планировании используются показатели консолидированных бюджетов. Объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных преобразований принимаются в расчет при определении размеров дотаций и величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ. Роль консолидированных показателей важна при проведении анализа формирования и использования централизованного финансового фонда страны. Сводное финансовое планирование невозможно без расчета показателей консолидированных бюджетов. Из консолидированных бюджетов берутся показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов. В доходной части баланса используются данные: НДС и акцизы, налог на имущество, налог на прибыль, налоги на внешнюю торговлю и т. д. Расходная часть включает: расходы на социальноAкультурные мероприятия, которые финансируются за счет бюджета, затраты на государственные инвестиции, расходы на науку из бюджета, на оборону, расходы на содержание правоохранительных органов и др. Показатели консолидированного бюджета играют большую роль в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности. Финансовые показатели, в основе которых лежат показатели консолидированных бюджетов, используются при разработке прогнозов экономического и социального развития государства и территорий. Показатели консолидированных бюджетов используются при расчетах, которые характеризуют различные виды обеспеченности жителей страны и ее территорий. 
 

Консолидированные бюджеты.  В ст. 8 этого Закона зафиксировано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов. В ст. 165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность Министерства финансов РФ составлять отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации. Консолидированный бюджет РФ — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта Федерации включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта Федерации, и местные бюджеты. Консолидированный бюджет муниципального района включает бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений.

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и  субъектов Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом РФ и отдельных субъектов Федерации. Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании. В частности, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ и размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований. Используя показатель консолидированного бюджета РФ, определяют степень централизации финансовых ресурсов, создаваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом балансе государства. Большую роль играют показатели консолидированных бюджетов в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности. Консолидированные бюджеты РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются статистическим сводом бюджетных показателей. 

4 Государственным внебюджетным фондом называют форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В российской практике государственные внебюджетные фонды созданы для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней и не полежат изъятию на цели, не предусмотренные законодательством. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов осуществляет Министерство финансов РФ. Пенсионный фонд РФ. Осн. задача – аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда на цели обязательного пенсионного законодательства. Пенсионный фонд вместе со своими территориальными органами составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования. Бюджет ПФ формируется за счет:- страховых взносов;- средств федерального бюджета;- сумм пеней и иных финансовых санкций;- доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;- добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;- иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Фонд социального страхования действует как самостоятельное гос. некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Управление Фондом возложено на Правление фонда и его председателя. Председатель и его заместители назначаются Правительством РФ. Задачи фонда: - обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное оздоровление работников и членов их семей и др. цели гос. социального страхования;- участие в разработке и реализации гос. программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию соц-го страхования. Фонд обязательного медицинского страхования Медицинское страхование явл. одной из форм социально защиты населения в случае утраты здоровья. Целью медицинского страхования - гарантия гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных государством средств и финансирование профилактических мероприятий. Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) – источник в котором аккумулируются средства для осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного медицинским страхованием. 

5 Целевые бюджетные фонды появились в бюджетной системе РФ в 1995 году для финансирования некоторых государственных расходов, направленных на специальные цели. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ целевой бюджетный фонд - это денежные средства в составе бюджета, того уровня государственной власти, который его образовал за счет доходов целевого назначения. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда. К 2001 году произошло значительное падение доли доходов целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете, связанное с упразднением большого их числа. Если в 1998 году в федеральный бюджет были консолидированы такие фонды как: Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд, Государственный фонд борьбы с преступностью, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд развития федеральной пограничной службы, Фонд развития таможенной системы РФ и Фонд Министерства РФ по атомной энергии, то к 2001 году в федеральном бюджете остался только последний. Упразднение бюджетных фондов было связано с необходимостью централизации бюджетных средств и сложностями при осуществлении казначейского контроля за их использованием, что приводило к неэффективности расходования средств целевых бюджетных фондов. Единственный еще действующий в 2004 году федеральный целевой бюджетный фонд - это фонд Министерства РФ по атомной энергии. Это целевой бюджетный фонд, из которого финансировались мероприятия по повышению ядерной, радиационной и экологической безопасности и поддержке фундаментальной и прикладной науки, компенсировались организациям расходы, связанные с исполнением международных обязательств, а также мероприятия по Федеральной целевой программе "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)". В 2004 году доля доходов фонда Министерства РФ по атомной энергии в федеральном бюджете составила 0,5%. К 2005 году этот фонд был расформирован. У субъектов РФ так же есть право иметь целевые бюджетные фонды в составе своих бюджетов и они пользуются этим правом. Основная доля денежных средств приходится на территориальные дорожные фонды, кроме того, существуют прочие целевые бюджетные фонды субъектов РФ, утвержденные законодательными органами субъектов РФ. В 2003 году объем средств, поступивших в эти фонды, для консолидированного бюджета субъектов РФ составил 104,8 млрд. руб. До 2001 года в бюджеты субъектов РФ входили также территориальные экологические фонды и фонды по воспроизводству минерально-сырьевой базы. Целевые бюджетные фонды в основном формируются в местных бюджетах, их доходы составляют не более 5% всех поступающих средств. Появление этих фондов связано с появлением целевых источников. Чаще всего это платежи за пользование какого-либо ресурса, облаченные в налоговую форму. 

6

Доходы бюджетной  системы можно определить как  экономическую категорию, т.е. совокупность определенных экономических отношений, возникающих между плательщиками доходов, в качестве которых выступают юридические и физические лица, и получателем средств, государством, в лице органов его власти. Эти отношения возникают по поводу изъятия части средств плательщиков в пользу получателя. В состав доходов включаются также экономические отношения, связанные с распределением поступающих государству средств между бюджетами различных уровней. Эти отношения возникают между различными государственными, региональными и муниципальными органами и с точки зрения организации бюджетных отношений они представляют собой бюджетные ресурсы, которые зачисляются в бюджеты различных уровней для целевого финансирования общегосударственных и муниципальных мероприятий. В соответствии с принципами организации бюджетной системы, основная часть доходов (до 95%) имеет общий характер. Эти доходы являются источником финансирования любых видов расходов. Это позволяет наиболее гибко использовать бюджетные средства и не допускать кассовых разрывов в процессе исполнения бюджетов. Общий характер доходов позволяет бюджету иметь определенные резервы для покрытия дополнительных затрат.

Кроме общих, в  бюджет могут включаться целевые  доходы, которые являются источниками  формирования целевых бюджетных фондов. В современных условиях наблюдается тенденция упразднения таких фондов. Целевые бюджетные фонды в основном формируются в местных бюджетах, их доходы составляют не более 5% всех поступающих средств. 

6,7 Роль региональных  и местных бюджетов в эк-ом и соц-ом развитии страны. Бюджетная система РФ - основанная на эк-их отношениях и гос-ом устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов гос-х внебюджетных фондов. Бюджетная система РФ состоит из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ  и местных. Роль региональных бюджетов субъектов РФ в эк-ом и соц-м развитии заключается в следующем:1.Сосредоточение финн-х ресурсов в бюджетах регионов РФ позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ. 2.Формирование региональных бюджетов, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность регионам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-эк-ое развитие региона: развитие образовательных учреждений, медицинских учреждений, учреждений культуры и искусства. 3.С помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней эк-го и соц-го развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы эк-го и соц-го развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, и др. 4.Концентрируя часть финн-х ресурсов в региональных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей экономики, промышленности, с/х и соц-ой сферы. Роль местных бюджетов схожа с субъектами, только проявляется на муниципальном уровне. Эк. сущность местных бюджетов проявляется в их назначении: 1) формировании денежных фондов, явл-ся финансовым обеспечением деят-ти местных органов власти; 2) распределении и использовании этих фондов между отраслями народного хозяйства; 3) контроле за финансово-хозяйственной деят-ю предприятий, организаций, подведомственных этим органам власти. 

Информация о работе Шпаргалка по "Бюджету"