Сбалансированность бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — оценить сбалансированность бюджета РФ за последние годы.
В связи с этим в курсовой работе решаются следующие задачи:
изучить теоретические основы бюджетной системы РФ;
проанализировать исполнение бюджета РФ за 2008-10 гг.;

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 81.39 Кб (Скачать)

     Фонд  софинансирования социальных расходов образован для оказания помощи регионам в финансировании на долевой основе приоритетных социальных расходов: социальной защиты ветеранов труда, тружеников тыла, лиц, пострадавших от политических репрессий, выплат детских пособий и адресных жилищных субсидий населению.

     Для реализации отбираемых на конкурсной основе программ бюджетных реформ в  регионах создан Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов. Из него финансируются выигравшие конкурс  программы, включающие в себя обязательства  в сфере бюджетного процесса и  управления бюджетными услугами, внедрение  передовых методов бюджетирования и проведение административной реформы, реформирования государственного и муниципального секторов экономики и сферы ЖКХ, совершенствование системы инвестиций. Размер фонда в 2009 году составил 1,97 млрд. руб.

     Особое  место в системе финансовой поддержки  регионов занимает Фонд компенсаций. Средства из этого фонда поступают в распоряжение регионов и органов местного самоуправления для реализации федеральных полномочий, например: на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан – ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других катастроф; на обеспечение мер социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Почетный донор»; обеспечение жильем ветеранов и инвалидов; на реализацию государственной политики занятости населения. В 2009 году Фонд компенсаций составит 153,13 млрд. руб.

     Сложившаяся система межбюджетных отношений  часто подвергается критике по двум основаниям: из-за чрезмерной централизации  доходов нВ федеральном уровне и  необоснованного распределения  дотаций. В то время, когда многие регионы и муниципальные образования  испытывают серьезные финансовые затруднения  с выполнением своих функций, федеральный центр формирует  свой бюджет с профицитом.

     Не  вызывает сомнения и тот факт, что  методика распределения дотаций  из Фонда финансовой поддержки субъектов  РФ закладывает неверную систему  стимулов, поскольку не мотивирует регионы к расширению собственной  доходной базы.

     Однако  необходимо признать, что в значительной части эти проблемы обусловлены  чрезвычайно неравномерным распределением доходного потенциала между субъектами РФ, не позволяющим отказаться от высокой  доли изъятия доходов у относительно богатых регионов с последующим  перераспределением в пользу относительно бедных. В этой связи пересмотр  административно-территориального деления  России с целью, в том числе, снижения количества глубоко дотационных  субъектов РФ является исходной предпосылкой для качественного улучшения  межбюджетных отношений.

     Расходы на управление.

          Расходы на управление включают в себя следующие группы расходов:

  • На содержание органов государственной власти. Выступают в качестве финансовой базы деятельности администрации Президента и Конституционного суда;
  • На содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры. Осуществляются для обеспечения общественной безопасности;
  • На содержание органов государственной власти. Включают затраты Правительства, республиканских министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, дипломатических учреждений и других ведомств;
  • На проведение выборов и референдумов. Включают в себя все затраты на выборы депутатов Государственной Думы, Президента, народных судей и проведение референдумов;
  • Прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджетных расходов.

     Наличие специфической управленческой деятельности государства и выполнение им хозяйственно-организаторской  функции вызывают к жизни расходы федерального бюджета на управление. Эти расходы являются материально-финансовой базой деятельности государственных органов, которые осуществляют руководство экономикой. Эта статья государственных расходов является наиболее противоречивой, ведь расходы на управление отличаются постоянным возрастанием, с одной стороны, и отсутствием критериев оценки их результативности, с другой.

     Расходы федерального бюджета на управление включают в себя затраты на содержание:

  • законодательных органов;
  • правительства страны;
  • законодательных органов и правительств субъектов федерации;
  • местных органов власти и управления;
  • органов правопорядка;
  • органов судопроизводства и прокуратуры.

     Бюджетные расходы на управление являются частью общего фонда управления, формируемого также и в децентрализованном порядке путем включения расходов на управление в себестоимость продукции, работ или услуг предприятий  и организаций. Однако фактически расходы  на управление значительно превышают  бюджетные назначения за счет привлечения  различных внебюджетных фондов, включая  фонды политических партий. За счет этих средств также создаются  исследовательские центры, параллельные управленческие и охранные структуры  и т.п. 
 
 
 
 
 
 

  1. Анализ  состава доходов  и расходов федерального бюджета.

     Формирование  основных характеристик федерального бюджета на 2008-2010 годы основывалось на изложенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной  политике в 2008 - 2010 годах» положениях бюджетной  стратегии на среднесрочную перспективу, ориентированной на содействие социальному  и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете  критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.

     Доходы  федерального бюджета в 2008-2010 годах.4

      В структуре доходов федерального бюджета предусмотрены: налоговые  доходы в сумме 4200,7 млрд. рублей (12,05% к ВВП); неналоговые доходы федерального бюджета – 2471,2 млрд. рублей (7,09% к  ВВП); целевые отчисления от всероссийских  государственных лотерей – 1,3 млрд. рублей.

      По  сравнению с ожидаемым исполнением  федерального бюджета 2007 года прогнозируемые в 2008 году доходы увеличатся на 424,1 млрд. рублей. Изменение налогового законодательства в целом приведет к снижению доходов  федерального бюджета в 2008 году относительно действующего законодательства на 234,4 млрд. рублей. В результате влияния  прочих факторов доходы федерального бюджета увеличатся на 156,7 млрд. рублей.

      Доля  доходов федерального бюджета в  валовом внутреннем продукте в 2008 году составит 19,14%. Доходы федерального бюджета  Российской Федерации планируются  на  2009 год и 2010 год  в сумме 7421,2 млрд. рублей (18,80% к ВВП) и 8035,2 млрд. рублей (18,07% к ВВП) соответственно.

      Изменение налогового законодательства в целом  приведет к снижению доходов федерального бюджета в 2008 году относительно действующего законодательства на 234,4 млрд. рублей, или на 0,67% к ВВП, в том числе:

  • по главе 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации;
  • по главе 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.
  • принятие изменений налогового законодательства по главе 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации частично компенсирует потери федерального бюджета на 12,1 млрд. рублей.

     Объем поступлений налога на прибыль организаций, подлежащий зачислению в федеральный  бюджет в 2008 году, прогнозируется в  сумме 523,7 млрд. рублей, или 1,50% к ВВП. Объем поступлений налога на прибыль  организаций, подлежащий зачислению в  федеральный бюджет, в 2009 году прогнозируется в сумме 573,7 млрд. рублей, или 1,45% к  ВВП. Объем поступлений налога на прибыль организаций, подлежащий зачислению в федеральный бюджет, в 2010 году прогнозируется в сумме 626,2 млрд. рублей, или 1,41% к  ВВП.

   С учетом изменения налогового законодательства сумма налога на добавленную стоимость  по товарам (работам, услугам), реализуемым  на территории Российской Федерации, планируется  в размере 1284,5 млрд. рублей. Доходы федерального бюджета по налогу на добавленную  стоимость прогнозируются на 2009 год  и 2010 год в сумме 1776,5 млрд. рублей (4,50% к ВВП) и 2047,2 млрд. рублей (4,60% к  ВВП) соответственно.

      Поступления в федеральный бюджет налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2008 году прогнозируются в размере 860,4 млрд. рублей. Поступления  в федеральный бюджет налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, прогнозируются на 2009 году и 2010 год в сумме 997,0 млрд. рублей (2,53% к ВВП) и  1145,0 млрд. рублей (2,57% к ВВП) соответственно.

      Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год прогнозируются в сумме 876,9 млрд. рублей.

     Поступления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых прогнозируются на 2009 год и 2010 год в сумме 853,3 млрд. рублей (2,16% к ВВП) и 854,4 млрд. рублей (1,92% к ВВП) соответственно.

      Поступления регулярных платежей за добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного  сырья) планируются на 2009 год и 2010 год в сумме 14,8 млрд. рублей  (0,04% к ВВП) и 12,5 млрд. рублей (0,03% к ВВП) соответственно.

      По  группе прочих неналоговых доходов  федерального бюджета поступления  в 2008 году оцениваются в размере 1,9 млрд. рублей, что соответствует  ожидаемой оценке 2007 года. Доходы федерального бюджета на 2009 год и 2010 год ожидаются  в сумме 1,9 млрд. рублей ежегодно.

      В доходах федерального бюджета на 2008 год прогнозируются целевые отчисления от всероссийских государственных  лотерей в сумме 1,3 млрд. рублей, что  соответствует ожидаемой оценке 2007 года. Доходы федерального бюджета  в 2009 году и 2010 году ожидаются в сумме 2,1 млрд. рублей (0,01% к ВВП) и 2,7 млрд. рублей (0,01% к ВВП) соответственно.

      Расходы федерального бюджета в 2008-2010 годах.5

      Общий объем расходов федерального бюджета  на 2008 год определен на уровне 6 500,3 млрд. рублей (18,6% ВВП), на 2009 год - 7 361,9 млрд. рублей (18,6% ВВП), на 2010 год - 7 998,7 млрд. рублей (18,0% ВВП). В номинальном выражении  темпы роста бюджетных расходов к предыдущему году составляли в 2008 году 115,9%, в 2009 году - 113,3%, в 2010 года - 108,6%, в реальном выражении – соответственно, 107,3%, 106,4% и  103,5 процента. 

     Межбюджетные  трансферты в 2008 году определены в объеме 2 281 558 096,70 млн. руб., в 2009 году — 2 423 119 622,60 млн. руб. и в 2010 году составят 2 720 972 717,10 млн. руб. Доля межбюджетных трансфертов в расходах федерального бюджета в 2008 году составит более 39%, в 2009 году — свыше 36% и в 2010 году — 38%.

     Таким образом, при формировании проекта  федерального бюджета на 2008 год и  на период до 2010 года в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации соблюден принцип  адекватности реальных темпов роста  бюджетных расходов темпам роста  экономики.

1.Последовательно  увеличивается денежное довольствие  военнослужащих и приравненных  к ним лиц. В 2008-2010 годах планируется дальнейшее повышение окладов по воинской должности и воинскому званию: с 1 декабря 2008 года - на 15%, и с 1 августа 2009 года - на 6,8%.

2.Расходы  федерального бюджета на социальное  обеспечение населения к 2010 году  возрастут за 3 года на 34%, в том  числе в 2008 году – на 20%.  На эти цели из федерального  бюджета предусматривается перечислить  бюджету Фонда социального страхования  Российской Федерации на 2008 год  – 9,0 млрд. рублей, на 2009 год –  9,7 млрд. рублей, на 2010 год – 10,4 млрд. рублей, превысив уровень 2007 года на 63%.

3.Продолжится  реализация приоритетного национального  проекта «Здоровье». В 2008-2009 году  планируется направить 13 млрд. рублей  на оснащение федеральных медицинских  учреждений современным высокотехнологичным  медицинским оборудованием. В  связи с прогнозируемым ростом  рождаемости увеличены расходы  в 2008-2009 гг. на обследование новорожденных  детей в сумме 0,5 млрд. рублей  ежегодно.

4.Продолжится  реализация приоритетного национального  проекта «Доступное и комфортное  жилье – гражданам России».  Расходы федерального бюджета  в рамках проекта увеличатся  по сравнению с 2007 годом в  1,1 раза в 2008 году и в 1,6  раза – к 2010 году. В рамках  реализации приоритетного национального  проекта в 2008-2009 годах предусматривается  предоставление денежные средств  на общую сумму 38,1 млрд. рублей.

5.В ближайшие  годы будет полностью решена  проблема обеспечения жильем  военнослужащих. Для финансирования  накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих предусматривается в 2008 году 8,3 млрд. рублей, на 2009 год – 11,7 млрд. рублей, на 2010 год – 14,2 млрд. рублей.

6.Приоритетным  направлением бюджетных расходов  остается развитие транспортной  инфраструктуры. Расходы федерального  бюджета на дорожное хозяйство  по оценке составят в 2008 г. более 249,0 млрд. рублей, а в 2009 г. - более 260 млрд. рублей.

Информация о работе Сбалансированность бюджета