В
России государству принадлежит
приблизительно 50 тыс. юридических
лиц, которые представляют около 40%
экономики. Из них свыше 35 тысяч юридических
лиц находятся практически на
полном бюджетном финансировании (школы,
больницы, вузы, НИИ, федеральные казенные
предприятия оборонного значения).
Результаты
функционирования государственных
предприятий показывают свою экономическую
неэффективность. По данным Счетной
палаты РФ, ежегодно в результате неэффективного
использования государственной
собственности государство недополучает
от унитарных предприятий до 100 млрд.
руб. В промышленно развитых государствах
неналоговые доходы (доходы от использования
имущества) составляют до 5% ВВП, а в
России – менее 1% ВВП.
Одним
из способов оптимизации сети федеральных
государственных учреждений является
их приватизация или продажа. Но другим
направлением повышения эффективности
неналоговых доходов в России
является управление собственностью,
а не избавление от нее. На сегодняшний
день практически не задействованы
такие формы управления имуществом,
как аренда, трастовое доверительное
управление, вклады уставных капиталов
акционерных обществ, выпуск акций
под конкретный проект, лизинг. Продавать
имущество можно и нужно в
крайних случаях, когда его никак
невозможно эффективно использовать.
Одним
из эффективных методов управления
государственной собственностью, как
показывает мировой опыт, является
передача его в концессию. Основное
отличие передачи имущества по договору
концессии от аренды в том, что
концессионеру передается право
осуществления деятельности или
предоставления услуг, отнесенных к
функциям государства. И уже для
обеспечения такой деятельности
передается государственное имущество.
Механизм концессии позволяет привлекать
в общественный сектор частные инвестиции
и необходимую собственность3.
Для
решения задач по повышению эффективности
использования государственного и
муниципального имущества нужно
принять следующие меры:
- совершенствование
механизмов управления имуществом федеральных
государственных предприятий и учреждений;
- оптимизация
деятельности государственных и муниципальных
учреждений в части обеспечения необходимого
количества и качества производства продукции
(работ, услуг);
- обеспечение
прозрачности деятельности федеральных
органов исполнительной власти и государственных
организаций по распоряжению государственным
имуществом.
- РАСХОДЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
- СУЩНОСТЬ
РАСХОДОВ БЮДЖЕТА
Расходы
федерального бюджета — это денежные
средства, направляемые для исполнения
расходных обязательств РФ, на финансовое
обеспечение задач и функций
государства.
Практически
расходы федерального бюджета —
это денежные средства, направляемые
из федерального бюджета на финансирование
затрат общегосударственного характера,
предусмотренных в законе о федеральном
бюджете на соответствующий финансовый
год.
Они
выражают экономические отношения,
связанные с распределением и
перераспределением национального
дохода, используемого на общегосударственные
цели.
Расходы
федерального бюджета классифицируют:
1.
по экономической роли в процессе
воспроизводства — на затраты,
связанные с финансированием
материального производства и
содержанием непроизводственной
сферы;
2.
по функциональному назначению
— на затраты на содержание
аппарата управления, финансирование
народного хозяйства, социально-культурных
мероприятий, обороны страны, правоохранительную
деятельность, фундаментальные исследования
и др.
В
составе расходов бюджета в зависимости
от их экономического содержания выделяют
текущие расходы и капитальные
расходы.
Капитальные
расходы бюджета — часть расходов
бюджета, обеспечивающая инновационную
и инвестиционную деятельность.
Сюда
включаются статьи расходов, предназначенных
для инвестиций (капитальных вложений)
на воспроизводство основных фондов,
их капитальный ремонт.
Текущие
расходы бюджета — часть расходов
бюджета, обеспечивающая текущее функционирование
органов государственной власти,
бюджетных учреждений, состоящих на
бюджетном финансировании из федерального
бюджета, оказание государственной поддержки
другим бюджетам и отдельным отраслям
экономики в форме дотаций, субсидий и
субвенций на текущее финансирование.
Формирование
расходов федерального бюджета осуществляется
в соответствии с расходными обязательствами
РФ, обусловленными установленным законодательством
РФ разграничением полномочий органов
государственной власти.
Расходные
обязательства Российской Федерации
возникают в результате:
- принятия
федеральных законов и (или) нормативных
правовых актов Президента Российской
Федерации и Правительства Российской
Федерации при осуществлении федеральными
органами государственной власти полномочий
по предметам ведения Российской Федерации
и (или) полномочий по предметам совместного
ведения, не отнесенным Федеральным законом
от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации"
к полномочиям органов государственной
власти субъектов Российской Федерации;
- заключения
Российской Федерацией или от имени Российской
Федерации договоров (соглашений) при
осуществлении федеральными органами
государственной власти полномочий по
предметам ведения Российской Федерации
и (или) полномочий по предметам совместного
ведения, не отнесенным Федеральным законом
"Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации" к полномочиям органов государственной
власти субъектов Российской Федерации;
- принятия
федеральных законов и (или) нормативных
правовых актов Президента Российской
Федерации и Правительства Российской
Федерации, предусматривающих предоставление
из федерального бюджета межбюджетных
трансфертов в формах и порядке, предусмотренных
Бюджетным кодексом, в том числе:
- субвенций
бюджетам субъектов Российской Федерации
на исполнение расходных обязательств
субъектов Российской Федерации в связи
с осуществлением органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
полномочий, подлежащих в соответствии
с Федеральным законом "Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации"
финансовому обеспечению за счет субвенций
из федерального бюджета;
- субвенций
местным бюджетам на исполнение расходных
обязательств муниципальных образований
в связи с наделением органов местного
самоуправления отдельными государственными
полномочиями Российской Федерации.
В
соответствии с выполняемыми функциями
государства исключительно из федерального
бюджета финансируются следующие
функциональные виды расходов:
1)обеспечение
деятельности Президента РФ, Федерального
Собрания РФ, Счетной палаты РФ,
Центральной избирательной комиссии
РФ, федеральных органов исполнительной
власти и их территориальных
органов, другие расходы на
общегосударственное управление
по перечню, определяемому при
утверждении федерального закона
о федеральном бюджете на очередной
финансовый год;
2)
функционирование федеральной судебной
системы;
3)
осуществление международной деятельности
в общефедеральных интересах
(финансовое обеспечение реализации
межгосударственных соглашений
и соглашений с международными
финансовыми организациями, международного
культурного, научного и информационного
сотрудничества федеральных органов
исполнительной власти, взносы Российской
Федерации в международные организации,
другие расходы в области международного
сотрудничества);
4)
национальная оборона и обеспечение
безопасности государства, осуществление
конверсии оборонной промышленности;
5)
фундаментальные исследования и
содействие научно-техническому
прогрессу;
6)
государственная поддержка железнодорожного,
воздушного и морского транспорта;
7)
государственная поддержка атомной
энергетики;
8)ликвидация
последствий чрезвычайных ситуаций
и стихийных бедствий федерального
масштаба;
9)
исследование и использование
космического пространства;
10)содержание
учреждений, находящихся в федеральной
собственности или в ведении
органов государственной власти
РФ;
11)формирование
федеральной собственности;
12)
обслуживание и погашение государственного
долга РФ;
13)
компенсация государственным внебюджетным
фондам расходов на выплату
государственных пенсий и пособий,
других социальных выплат, подлежащих
финансированию в соответствии
с законодательством Российской
Федерации за счет средств
федерального бюджета;
14)
пополнение государственных запасов
драгоценных металлов и драгоценных
камней, государственного материального
резерва;
15)проведение
выборов и референдумов Российской
Федерации;
16)федеральная
инвестиционная программа;
17)обеспечение
реализации решений федеральных
органов государственной власти,
приведших к увеличению бюджетных
расходов или уменьшению бюджетных
доходов бюджетов других уровней;
18)обеспечение
осуществления отдельных государственных
полномочий, передаваемых на другие
уровни власти;
19)финансовая
поддержка субъектов Российской
Федерации;
20)
официальный статистический учет;
21)прочие
расходы.
Кроме
того, в соответствии с законодательством
РФ средства федерального бюджета используются
совместно со средствами бюджетов субъектов
Федерации и бюджетов муниципальных
образований на финансирование следующих
функциональных видов расходов:
- государственная
поддержка отраслей экономики (за исключением
атомной энергетики), строительства и
строительной индустрии, сельского хозяйства,
автомобильного транспорта, речного транспорта,
связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
- обеспечение
правоохранительной деятельности;
- обеспечение
противопожарной безопасности;
- научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и проектно-изыскательские
работы, обеспечивающие научно-технический
прогресс;
- обеспечение
социальной защиты населения;
- обеспечение
охраны окружающей природной среды, охраны
и воспроизводства природных ресурсов,
обеспечение гидрометеорологической
деятельности;
- обеспечение
предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
межрегионального масштаба;
- развитие
рыночной инфраструктуры;
- обеспечение
развития федеративных и национальных
отношений;
- обеспечение
деятельности избирательных комиссий
субъектов Российской Федерации в соответствии
с законодательством РФ;
- обеспечение
деятельности средств массовой информации;
- финансовая
помощь другим бюджетам;
- прочие расходы,
находящиеся в совместном ведении Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований.
- СОСТАВ
РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА