Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 22:57, курсовая работа
Целью данной работы является изучение экономической сути таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность, бюджетное регулирование.
Поставленная цель требует решения ряда задач. Необходимо:
раскрыть сущность, роль и главные функции государственного бюджета;
рассмотреть формирование доходов и расходов бюджета, а также пути сбалансирования государственного бюджета;
рассмотреть государственный бюджет Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……..3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………….…………………………....4
1.1 Экономическая сущность государственного бюджета………..….…….…4
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета ….…………………..……6
1.3 Балансирование государственного бюджета ………………..………....….9
1.4 Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития……………..……………….12
2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ДОСТИЖЕНИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ….. ………….………...15
2.1 Формы и методы бюджетного регулирования ………..……….………...15
2.2 Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь …….…..…19
2.3 Дефицит государственного бюджета Республики Беларусь и пути его преодоления ……………...……………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..………...27
Общие сметы составляются по группам однотипных мелких учреждений либо по группе крупных учреждений, имеющих централизованную бухгалтерию.
Сметы расходов на
централизованные мероприятия
Сводная смета составляется
на основании перечисленных
Для бюджетного учреждения
утверждённые сметы являются
финансовыми планами на
- обеспечение бюджетных
учреждений государственным
- анализ предполагаемых проектов расходов и отчётов об использовании средств;
-контроль за эффективным экономным расходованием средств.
Таким образом, рассмотрев
сущность бюджетного
2.2 Доходы и расходы бюджета как факторы достижения макроэкономической стабилизации в Республике Беларусь
Доходы бюджета представляют
собой экономические отношения,
которые возникают в процессе
формирования централизованного фонда
денежных средств государства. Формой
реализации этих отношений являются
различные виды платежей – налоговые
и неналоговые. Доходы также могут
принимать форму безвозмездных
поступлений от физических и юридических
лиц, различных международных
Состав и структура
доходов бюджета в
В условиях перехода
Республики Беларусь к
Работа по формированию
доходной части бюджета
- планирование контингентов всех видов доходов;
- распределение регулирующих
доходов между уровнями
- определение размеров
финансовой помощи, предоставляемой
вышестоящими бюджетами
- формирование и распределение
средств фонда финансовой
Планирование доходов
бюджета осуществляется в
На первом этапе
анализируются показатели
Такой анализ является
основой для определения
На этом этапе необходимо
дать оценку эффективности
Следует отметить, что
действующими Правилами
В этом случае важно
оценить, как предлагаемые
На данном этапе
развития в Республике
Таким образом, анализ
текущего исполнения бюджета,
в результате которого
Теперь перейдём ко
второму этапу планирования
На втором этапе
могут быть использованы три
основных метода
- детализированное
- применение фактической налоговой ставки;
- определение эластичности
налогов (способности
Каждый метод имеет свои особенности и по-разному применим в нашей стране.
Прогнозные расчёты
на основании
Прогнозирование налоговых
поступлений может
Поэтому, чаще всего,
при планировании доходов
В основу плановых
расчётов принимаются прогнозы
социально-экономического
В целом доходы республиканского бюджета в 2011 году прогнозируются в объеме 33,6 трлн. рублей, а их удельный вес составит 20,6% ВВП. В 2010 году такой показатель оценочно составил 25,8% ВВП. При этом основными источниками доходов республиканского бюджета являются: налог на добавленную стоимость - 39% в общих доходах бюджета, доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций — 21,6%, акцизы — 16%, налоги на доходы и прибыль — 6,8%. Расходы по проекту консолидированного бюджета в 2011 году уменьшились по сравнению с 2010 годом на 3,5% и прогнозируются в размере 39,6 трлн. рублей.
Таким образом, в условиях перехода Республики Беларусь к рыночной экономике создание прочной доходной базы становится важным условием в достижении макроэкономической стабилизации.
2.3 Дефицит государственного бюджета Республики Беларусь и пути его преодоления
Характеризуя динамику дефицита (-), профицита (+) республиканского бюджета Республики Беларусь за последние 5 лет надо отметить, что на начало 2011 года в Республике Беларусь расходов бюджета было намного больше, чем доходов, образовался дефицит республиканского бюджета страны.
Рис 1. Динамика дефицита(-), профицита(+) государственного бюджета
Источник: собственная разработка
Во всех случаях любой дефицит государственного бюджета необходимо каким-то образом финансировать, поскольку невозможно расходовать финансовые ресурсы, когда отсутствуют источники их финансирования.
С учетом мирового опыта
величина бюджетного дефицита не должна
превышать предельно
За 2010 год в Республике Беларусь этот показатель составил 2,5%.
Следовательно, имеющийся в Республике Беларусь бюджетный дефицит не опасен для ее экономики.
Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета:
Дефицит республиканского бюджета в текущем году сформирован в размере 6 трлн. рублей или 3% от ВВП. Дефицит финансируется за счет внутренних источников в сумме 3,381 млрд. рублей и внешних — в сумме 2,619 млрд. рублей.
Таблица 1. Структура источников покрытия бюджетного дефицита 2010 года, млрд. руб.
Общее финансирование |
6 000 000 000,0 |
Внутреннее финансирование |
3 380 559 260,0 |
источники, получаемые от Национального банка Республики Беларусь |
–100 000 000,0 |
кредиты Национального банка Республики Беларусь |
–100 000 000,0 |
погашение основного долга по долгосрочным кредитам |
–100 000 000,0 |
источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц |
100 062 715,0 |
привлечение средств |
262 800 000,0 |
погашение основного долга |
–162 737 285,0 |
источники от операций с
принадлежащим государству |
–14 827 860,0 |
поступления от реализации принадлежащего
государству имущества (в том
числе акций) в соответствии с
законодательством о |
17 232 140,0 |
увеличение доли государства в уставных фондах (в том числе приобретение акций) |
–32 060 000,0 |
изменение остатков средств бюджета |
4 228 847 027,0 |
из них средства государственного целевого бюджетного фонда национального развития |
–655 516 354,9 |
формирование государственного целевого бюджетного фонда |
1 243 676 868,9 |
использование государственного целевого бюджетного фонда |
588 160 514,0 |
операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь, органов местного управления и самоуправления по кредитам банков Республики Беларусь |
–833 522 622,0 |
платежи Правительства Республики Беларусь, органов местного управления и самоуправления в качестве гаранта по погашению и обслуживанию кредитов, выданных банками Республики Беларусь |
–843 522 622,0 |
возврат сумм, выплаченных Правительством Республики Беларусь, органами местного управления и самоуправления в счет выполнения гарантий по кредитам, выданным банками Республики Беларусь |
10 000 000,0 |
Внешнее финансирование |
2 619 440 740,0 |
кредиты международных финансовых организаций |
–12 496 140,0 |
погашение основного долга |
–12 496 140,0 |
кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов |
–519 024 100,0 |
погашение основного долга |
–519 024 100,0 |
государственные ценные бумаги Республики Беларусь, формирующие внешний государственный долг |
3 170 000 000,0 |
привлечение средств |
3 170 000 000,0 |
операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам |
–19 039 020,0 |
платежи Правительства Республики Беларусь в качестве гаранта по погашению и обслуживанию внешних займов |
–24 107 850,0 |
возврат сумм, выплаченных Правительством Республики Беларусь в счет выполнения гарантий по внешним займам |
5 068 830,0 |
Источник: http://pravo.by/main.aspx?
Таким образом, внутренние источники финансирования дефицита в 2011 году включают эмиссию и размещение государственных ценных бумаг на внутреннем рынке в сумме 262,8 млрд. бел. рублей. Погашение основного долга по этим источникам предполагается в сумме 162,7 млрд. Чистое сальдо по привлечению государственных ценных бумаг в 2011 году составит 100,1 млрд. бел. рублей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.
Государственный бюджет - это
важнейший плановый и контрольный
инструмент. Через государственный
бюджет правительство реализует
экономическую и социальную, внутреннюю
и внешнюю политику. От размера
государственного бюджета, состава
и соотношения его доходов
зависит реализация программ экономического
и социального развития, устойчивость
финансового положения страны. Он
может активно влиять на экономическую
активность, инвестиционную политику,
совершенствование структуры
Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны. Он является финансовым планом формирования и использования денежных средств для обеспечения задач и функций государства. А также государственный бюджет рассматривается как совокупность денежных отношений, которые складываются у органов власти и с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и граждан.
Бюджет выполняет две главные функции: распределительную и контрольную.
Совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны, называется бюджетной системой. В унитарных единых государствах бюджетная система включает два уровня: республиканский бюджет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех уровней: государственного (федерального) бюджета, бюджетов членов федерации, местных бюджетов.
Бюджетный процесс представляет
собой регламентируемую нормами
права деятельность исполнительных
и законодательных органов
Бюджет, как совокупность
денежных отношений, является исключительно
важным инструментом воздействия на
развитие экономики и социальной
сферы страны. Это воздействие
бюджет оказывает через
Информация о работе Роль государственного бюджета в достижении макроэкономической стабилизации