Роль государственного бюджета в достижении макроэкономической стабилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение экономической сути таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность, бюджетное регулирование.
Поставленная цель требует решения ряда задач. Необходимо:
раскрыть сущность, роль и главные функции государственного бюджета;
рассмотреть формирование доходов и расходов бюджета, а также пути сбалансирования государственного бюджета;
рассмотреть государственный бюджет Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……..3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………….…………………………....4
1.1 Экономическая сущность государственного бюджета………..….…….…4
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета ….…………………..……6
1.3 Балансирование государственного бюджета ………………..………....….9
1.4 Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития……………..……………….12
2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ДОСТИЖЕНИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ….. ………….………...15
2.1 Формы и методы бюджетного регулирования ………..……….………...15
2.2 Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь …….…..…19
2.3 Дефицит государственного бюджета Республики Беларусь и пути его преодоления ……………...……………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..………...27

Работа содержит 1 файл

роль гос бюджета.docx

— 85.93 Кб (Скачать)

 Общие сметы составляются  по группам однотипных мелких  учреждений либо по группе  крупных учреждений, имеющих централизованную  бухгалтерию. 

 Сметы расходов на  централизованные мероприятия составляются  министерствами и ведомствами  для проведения отраслевых централизованных  мероприятий. 

 Сводная смета составляется  на основании перечисленных видов  смет и представляет собой  свод всех расходов, выделенных  из бюджета на отдельную отрасль  экономики. 

 Для бюджетного учреждения  утверждённые сметы являются  финансовыми планами на определённый  период времени. С составлением  смет бюджетных учреждений решаются  следующие задачи:

- обеспечение бюджетных  учреждений государственным финансированием; 

- анализ предполагаемых  проектов расходов и отчётов  об использовании средств; 

-контроль за эффективным экономным расходованием средств.

 Таким образом, рассмотрев  сущность бюджетного планирования, его задачи, методы, значение, можно  сделать вывод о том, что  составление и исполнение бюджетного  плана является частью финансово-бюджетного  регулирования. В итоге правильно  составленный план и правильный  выбор методов бюджетного регулирования  будет залогом устойчивости и  успешного исполнения бюджета.

 

2.2 Доходы и расходы бюджета как факторы достижения макроэкономической стабилизации в Республике Беларусь

 

Доходы бюджета представляют собой экономические отношения, которые возникают в процессе формирования централизованного фонда  денежных средств государства. Формой реализации этих отношений являются различные виды платежей – налоговые  и неналоговые. Доходы также могут  принимать форму безвозмездных  поступлений от физических и юридических  лиц, различных международных организаций  и правительств иностранных государств.

 Состав и структура  доходов бюджета в значительной  степени определяется финансовой  политикой государства. 

 В условиях перехода  Республики Беларусь к рыночной  экономике создание прочной доходной  базы становится важным условием  для осуществления преобразований. Однако при формировании бюджета  возникает ряд проблем, решать  которые необходимо уже на  этапе планирования доходов бюджета,  т.к. механизм создания доходной  части бюджета иногда оказывается  недостаточно эффективным и требует  корректировки. 

 Работа по формированию  доходной части бюджета осуществляется  по следующим направлениям:

- планирование контингентов  всех видов доходов; 

- распределение регулирующих  доходов между уровнями бюджетной  системы в порядке и пропорциях, предусмотренных законодательством; 

- определение размеров  финансовой помощи, предоставляемой  вышестоящими бюджетами нижестоящим (дотации, субвенции, субсидии);

- формирование и распределение  средств фонда финансовой поддержки  административно-территориальных единиц  и определение размеров трансфертов  для выравнивания бюджетной обеспеченности  регионов[13,с.120].

 Планирование доходов  бюджета осуществляется в несколько  этапов.

 На первом этапе  анализируются показатели предварительного  исполнения доходной части бюджета  (республиканского и местных)  за текущий год. Проводится  диагностика методов мобилизации  государственных доходов[13,с.120].

 Такой анализ является  основой для определения возможностей  и путей увеличения поступлений  в бюджет при существующей  системе взимания налогов и  неналоговых платежей.

 На этом этапе необходимо  дать оценку эффективности налоговой  системы в целом, что позволит  обосновать направления и мероприятия  по её реформированию.

 Следует отметить, что  действующими Правилами составления  и исполнения республиканского  и местных бюджетов предусмотрена  систематизация для учёта в  проекте бюджета на планируемый  год принятых законодательных  и нормативных актов об изменении  налогового законодательства. Министерство  финансов Республики Беларусь  разрабатывает основные направления  бюджетно-налоговой политики на соответствующий год. Однако в большинстве случаев они носят декларативный характер[13,с.121].

 В этом случае важно  оценить, как предлагаемые меры  будут влиять на макроэкономические  показатели и увеличение доходов.  Это можно осуществить на основе  составления многовариантных аналитических  расчётов, которые могли бы стать основой для многовариантного составления бюджета с целью выбора наилучшего решения, оптимизации структуры доходов, методов их мобилизации.

 На данном этапе  развития в Республике Беларусь  разработка многовариантных бюджетов  не осуществляется. Вместе с тем  сопоставление альтернативных вариантов  позволило бы достигнуть рациональной  структуры доходов, решить задачу  их максимизации в условиях  действующего налогового законодательства  и предполагаемых его изменений.  Такая организация бюджетного  планирования потребует развития  автоматизированной системы бюджетных  расчётов, применения экономико-математических  методов[13,с.121].

 Таким образом, анализ  текущего исполнения бюджета,  в результате которого проводится  диагностика состава и структуры  доходов, методов их мобилизации,  даётся оценка налоговой системы  и налоговой нагрузки, является  необходимым этапом планирования  доходов бюджета. 

 Теперь перейдём ко  второму этапу планирования доходов  бюджета. На этом этапе осуществляется  планирование доходов по всем  группам, определённым классификацией  доходов бюджетов Республики  Беларусь, исходя из прогнозных  макроэкономических показателей. 

 На втором этапе  могут быть использованы три  основных метода прогнозирования: 

- детализированное моделирование; 

- применение фактической  налоговой ставки;

- определение эластичности  налогов (способности налоговых  поступлений реагировать на рост  валового внутреннего продукта, т.е. определение зависимости  темпов роста налоговых поступлений  от темпов роста ВВП)[13,с.122].

 Каждый метод имеет  свои особенности и по-разному применим в нашей стране.

 Прогнозные расчёты  на основании детализированного  моделирования осуществляются путём  оценки базы соответствующего  налога и моделирования налогового  законодательства. Но для практической  реализации этого метода необходимо  осуществление многовариантных  расчётов.

 Прогнозирование налоговых  поступлений может осуществляться  с помощью метода, основанного  на эластичности налогов относительно  их базы. Но такой подход предполагает  стабильность налогового законодательства  и является эффективным при  неизменной системе налогообложения.  Таким образом, в условиях переходной  экономики, частого изменения  налогового законодательства применение  такого метода неэффективно.

 Поэтому, чаще всего,  при планировании доходов бюджета  используется метод, основанный  на применении средней ставки  налога (среднего процента изъятия) к налогооблагаемой базе.

 В основу плановых  расчётов принимаются прогнозы  социально-экономического развития  Республики Беларусь на соответствующий  год, изменения в налоговом  и таможенном законодательстве, а также ожидаемое поступление  соответствующих доходов за текущий  год. 

В целом доходы республиканского бюджета в 2011 году прогнозируются в объеме 33,6 трлн. рублей, а их удельный вес составит 20,6% ВВП. В 2010 году такой показатель оценочно составил 25,8% ВВП. При этом основными источниками доходов республиканского бюджета являются: налог на добавленную стоимость - 39% в общих доходах бюджета, доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций — 21,6%, акцизы — 16%, налоги на доходы и прибыль — 6,8%. Расходы по проекту консолидированного бюджета в 2011 году уменьшились по сравнению с 2010 годом на 3,5% и прогнозируются в размере 39,6 трлн. рублей.

Таким образом, в условиях перехода Республики Беларусь к рыночной экономике создание прочной доходной базы становится важным условием в достижении макроэкономической стабилизации.

 

 

2.3 Дефицит государственного  бюджета Республики Беларусь  и пути его преодоления

 

Характеризуя динамику дефицита (-), профицита (+) республиканского бюджета Республики Беларусь за последние 5 лет надо отметить, что на начало 2011 года в Республике Беларусь расходов бюджета было намного больше, чем доходов, образовался дефицит республиканского бюджета страны.

 

Рис 1. Динамика дефицита(-), профицита(+) государственного бюджета

Источник: собственная разработка

 

Во всех случаях любой  дефицит государственного бюджета  необходимо каким-то образом финансировать, поскольку невозможно расходовать  финансовые ресурсы, когда отсутствуют  источники их финансирования.

С учетом мирового опыта  величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого его размера, то есть 2-3%.

За 2010 год в Республике Беларусь этот показатель составил 2,5%.

Следовательно, имеющийся  в Республике Беларусь бюджетный дефицит не опасен для ее экономики.

Существует три  основных способа финансирования дефицита госбюджета:

  • Монетизация бюджетного дефицита;
  • Внешнее долговое финансирование;
  • Внутреннее долговое финансирование.

Дефицит республиканского бюджета в текущем году сформирован в размере 6 трлн. рублей или 3% от ВВП. Дефицит финансируется за счет внутренних источников в сумме 3,381 млрд. рублей и внешних — в сумме 2,619 млрд. рублей.

 

Таблица 1. Структура источников покрытия бюджетного дефицита 2010 года, млрд. руб.

 

Общее финансирование

6 000 000 000,0

Внутреннее финансирование

3 380 559 260,0

источники, получаемые от Национального  банка Республики Беларусь

–100 000 000,0

кредиты Национального банка Республики Беларусь

–100 000 000,0

погашение основного долга по долгосрочным кредитам

–100 000 000,0

источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц

100 062 715,0

привлечение средств

262 800 000,0

погашение основного долга

–162 737 285,0

источники от операций с  принадлежащим государству имуществом

–14 827 860,0

поступления от реализации принадлежащего государству имущества (в том  числе акций) в соответствии с  законодательством о приватизации

17 232 140,0

увеличение доли государства в  уставных фондах (в том числе приобретение акций)

–32 060 000,0

изменение остатков средств  бюджета

4 228 847 027,0

из них средства государственного целевого бюджетного фонда национального развития

–655 516 354,9

формирование государственного целевого бюджетного фонда

1 243 676 868,9

использование государственного целевого бюджетного фонда

588 160 514,0

операции по гарантиям  Правительства Республики Беларусь, органов местного управления и самоуправления по кредитам банков Республики Беларусь

–833 522 622,0

платежи Правительства Республики Беларусь, органов местного управления и самоуправления в качестве гаранта  по погашению и обслуживанию кредитов, выданных банками Республики Беларусь

–843 522 622,0

возврат сумм, выплаченных Правительством Республики Беларусь, органами местного управления и самоуправления в счет выполнения гарантий по кредитам, выданным банками Республики Беларусь

10 000 000,0

Внешнее финансирование

2 619 440 740,0

кредиты международных  финансовых организаций

–12 496 140,0

погашение основного долга

–12 496 140,0

кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов

–519 024 100,0

погашение основного долга 

–519 024 100,0

государственные ценные бумаги Республики Беларусь, формирующие внешний  государственный долг

3 170 000 000,0

привлечение средств

3 170 000 000,0

операции по гарантиям  Правительства Республики Беларусь по внешним займам

–19 039 020,0

платежи Правительства Республики Беларусь в качестве гаранта по погашению  и обслуживанию внешних займов

–24 107 850,0

возврат сумм, выплаченных Правительством Республики Беларусь в счет выполнения гарантий по внешним займам 

5 068 830,0


Источник: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=H11000176&p2={NRPA}

 

Таким образом, внутренние источники  финансирования дефицита в 2011 году включают эмиссию и размещение государственных  ценных бумаг на внутреннем рынке  в сумме 262,8 млрд. бел. рублей. Погашение основного долга по этим источникам предполагается в сумме 162,7 млрд. Чистое сальдо по привлечению государственных ценных бумаг в 2011 году составит 100,1 млрд. бел. рублей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению  основных задач и количественных параметров формирования доходов и  расходов бюджета, управления государственным  долгом является основным инструментом экономической политики государства.

Государственный бюджет - это  важнейший плановый и контрольный  инструмент. Через государственный  бюджет правительство реализует  экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера  государственного бюджета, состава  и соотношения его доходов  зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую  активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и  социальной сферы.

Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы  страны. Он является финансовым планом формирования и использования денежных средств для обеспечения задач и функций государства. А также государственный бюджет рассматривается как совокупность денежных отношений, которые складываются у органов власти и с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и граждан.

Бюджет выполняет две  главные функции: распределительную  и контрольную.

Совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны, называется бюджетной системой. В  унитарных единых государствах бюджетная  система включает два уровня: республиканский  бюджет и местные бюджеты, находящиеся  в ведении органов местного самоуправления. В федеративных государствах бюджетная  система состоит из трех уровней: государственного (федерального) бюджета, бюджетов членов федерации, местных  бюджетов.

Бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами  права деятельность исполнительных и законодательных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению  и исполнению бюджетов.

Бюджет, как совокупность денежных отношений, является исключительно  важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы страны. Это воздействие  бюджет оказывает через соответствующие  группы бюджетных отношений –  доходы и расходы бюджета. Показатели доходов и расходов бюджета отличаются большим разнообразием, которое  отражено в их классификации.

Информация о работе Роль государственного бюджета в достижении макроэкономической стабилизации