Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 22:57, курсовая работа
Целью данной работы является изучение экономической сути таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность, бюджетное регулирование.
Поставленная цель требует решения ряда задач. Необходимо:
раскрыть сущность, роль и главные функции государственного бюджета;
рассмотреть формирование доходов и расходов бюджета, а также пути сбалансирования государственного бюджета;
рассмотреть государственный бюджет Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……..3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………….…………………………....4
1.1 Экономическая сущность государственного бюджета………..….…….…4
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета ….…………………..……6
1.3 Балансирование государственного бюджета ………………..………....….9
1.4 Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития……………..……………….12
2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ДОСТИЖЕНИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ….. ………….………...15
2.1 Формы и методы бюджетного регулирования ………..……….………...15
2.2 Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь …….…..…19
2.3 Дефицит государственного бюджета Республики Беларусь и пути его преодоления ……………...……………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..………...27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«Полоцкий государственный университет»
Финансово- экономический факультет
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
Тема: Роль государственного бюджета в достижении макроэкономической стабилизации
студент ФЭФ, 2 курс, гр. 10-ЭП-1
Исполнитель: студент (факультет, курс, группа)
Гумманова А.Г.
(фамилия, имя, отчество)
Руководитель проекта
Ассистент
(ученое звание, ученая степень, должность)
Комиссарова Н.А.
(фамилия, имя, отчество)
Новополоцк 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………….…………………………....4
1.1 Экономическая сущность государственного бюджета………..….…….…4
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета ….…………………..……6
1.3 Балансирование государственного бюджета ………………..………....….9
1.4 Роль государственного бюджета
как финансовой базы социально-экономического
развития……………………………………..………………
2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ДОСТИЖЕНИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ….. ………….………...15
2.1 Формы и методы бюджетного регулирования ………..……….………...15
2.3 Дефицит государственного
бюджета Республики Беларусь и пути его
преодоления …………………………………………...……………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..………...27
ВВЕДЕНИЕ
бюджет государственный доход расход
Государственный бюджет составляет основу финансовой деятельности государства. Его состояние может отражать как успехи, так и провалы государственной политики. Сегодня, в условиях активной финансовой деятельности государства, актуальны многие вопросы: как выстроить эффективную бюджетную политику без существенных потрясений для экономики, какая бюджетная политика принесет больше плюсов, чем минусов, что для этого должно сделать государство.
Бюджет — это счетный
план государства, позволяющий контролировать
поступление доходов в форме
налоговых и неналоговых
Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.
Государственный бюджет является важным инструментом воздействия на экономику. С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйственной деятельности, осуществлять социально ориентированную политику. Манипулируя доходной и расходной частью бюджета, государство осуществляет перераспределение доходов между субъектами экономики.
Целью данной работы является изучение экономической сути таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность, бюджетное регулирование.
Поставленная цель требует решения ряда задач. Необходимо:
1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Экономическая сущность государственного бюджета
Бюджет не являлся институтом, присущем государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Бюджет появился не тогда, когда государство начало производить расходы и добывать для этого необходимые средства, а когда было введено плановое начало – составление сметы доходов и расходов на определенный период.
В современных условиях бюджет
представляет собой план формирования
и использования финансовых ресурсов
для финансового обеспечения
задач и функций государства
и местных органов
Различают вышестоящий и
нижестоящий бюджет. Вышестоящий
бюджет – это республиканский
бюджет или бюджет вышестоящей административно-
Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны. Он рассматривается, во-первых, как финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления, составляемый в виде баланса доходов и расходов. Во-вторых, как совокупность денежных отношений, имеющих объективный характер, которые складываются у органов государственной власти и органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и граждан. Указанные выше денежные отношения называются бюджетными. Они являются частью финансовых отношений.
Бюджет выполняет две главные функции:
1) распределительную (перераспределение денежных доходов между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества, уровнями государственного управления и т.д.);
2) контрольную (сигнализация обо всех отклонениях движения бюджетных средств).
Проявление присущих бюджету функций, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме. Бюджетный механизм определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения доходов. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства.
С юридической точки зрения
бюджет представляет собой основной
финансовый план образования, распределения
и использования
Величина бюджета зависит от ряда факторов, и прежде всего от уровня развития экономики и величины валового внутреннего продукта и национального дохода и методов руководства народным хозяйством.
Роль бюджета заключается в том, что он является важнейшим инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью на основе бюджетного механизма государство изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом государство применяет различные формы воздействия на экономику – субсидирование организаций и предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно технический прогресс, что позволяет добиваться роста валового внутреннего продукта и национального дохода.
Совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны, называется бюджетной системой. Бюджетная система выполняет три функции:
1)фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности);
Осуществляя эти функции, государство не должно ослаблять рыночных стимулов предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования.
В унитарных единых государствах бюджетная система включает два уровня: республиканский бюджет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех уровней: государственного (федерального) бюджета, бюджетов членов федерации, местных бюджетов. В унитарных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, не включаются бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых, в свою очередь, не входят федеральный бюджет.
Бюджетный процесс представляет
собой регламентируемую нормами
права деятельность исполнительных
и законодательных органов
1) составление проектов бюджетов;
2) рассмотрение и утверждение бюджетов;
3) исполнение бюджетов;
4)составление отчета об
исполнении бюджетов и их
Указанные стадии осуществляются
в строгой последовательности в
течение бюджетного периода и
тесно взаимосвязаны между
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета
Бюджет, как совокупность
денежных отношений, является исключительно
важным инструментом воздействия на
развитие экономики и социальной
сферы страны. Это воздействие
бюджет оказывает через
Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд. [1, статья 2]
Доходы бюджета представляют
собой экономические отношения,
возникающие в процессе формирования
централизованного фонда
Планирование доходов бюджета осуществляется в несколько этапов. На первом этапе анализируются показатели предварительного исполнения доходной части бюджета за текущий год. Проводится диагностика методов мобилизации государственных доходов. На втором этапе осуществляется планирование поступлений по всем уровням, исходя из прогнозных макроэкономических показателей.
Доходы бюджета
1) налоговые доходы;
2) взносы на государственное социальное страхование;
3) неналоговые доходы;
4) безвозмездные поступления.
Налоговые доходы включают в себя:
1) республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы;
2) пени, начисленные за
несвоевременную уплату
3) проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом.
Налоги являются основой формирования государственного бюджета. Не имея закрепления за конкретными видами расходов, они обеспечивают маневренность бюджетными ресурсами и бесперебойное финансирование предусмотренных мероприятий.
К неналоговым доходам относятся доходы:
К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления от:
1) иностранных государств;
2) международных организаций;
3) другого бюджета в
форме межбюджетных
Безвозмездные поступления в форме межбюджетных трансфертов подлежат учету в доходах того бюджета, которому эти средства предоставляются.
Важным источником доходов государственного бюджета являются внутренние и внешние займы. Размер их может устанавливаться при планировании бюджета.
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства;
Расходы бюджета представляют
собой затраты, возникающие в
связи с выполнением
Информация о работе Роль государственного бюджета в достижении макроэкономической стабилизации