В государственном бюджете
концентрируется часть национального
дохода, которая затем перераспределяется,
что позволяет осуществлять государственное
регулирование экономики и обеспечивать
проведение необходимой социальной
политики. Бюджет является формой образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения
задач и функций государства и местного
самоуправления.
Ввиду особой важности бюджета
для всех сфер общественной жизни
его составление, утверждение и
выполнение происходят на основе законов,
устанавливаемых представительной
властью, и сам принятый бюджет также
является законом.
Экономическое значение бюджета
заключается в том, что он формирует
значительную часть спроса на конечный
продукт, за счет его средств формируется
заметная доля доходов населения, приобретаются
крупные объемы продукции, увеличиваются
государственные материальные резервы
и в некоторых случаях осуществляются
капитальные вложения. В рамках бюджета
предоставляются субсидии, гарантии,
дотации, кредиты с целью поддержки
определенных предприятий, оказывается
помощь другим странам. Через государственный
бюджет проходит финансирование научных
учреждений, осуществляющих фундаментальные
научные исследования, которые, в
свою очередь, являются основой для
развития прикладной науки и создания
новой техники. Направляя через
бюджет необходимые средства в наиболее
перспективные отрасли науки, государство
тем самым обеспечивает развитие
производительных сил страны. В рамках
бюджета формируется и обслуживается
государственный долг. Все это
позволяет координировать экономическую
жизнь государства, рационально
размещать денежные и материальные
ресурсы, способствует техническому прогрессу
и усиливает экономический потенциал
государства.
Через бюджет проходят значительные
финансовые потоки, он непосредственно
влияет на формирование важнейших экономических
и финансовых показателей: объем
производства, инвестиций, реальных доходов,
уровень безработицы, величина денежной
массы, уровень процента, валютный курс.
Государственный бюджет, являясь
основным планом государства, дает органам
власти реальную экономическую возможность
осуществления властных полномочий.
Бюджет отражает размеры необходимых
государству финансовых ресурсов и
определяет тем самым налоговую
политику в стране. Бюджет фиксирует
конкретные направления расходования
средств, перераспределения национального
дохода и внутреннего валового продукта,
что позволяет ему выступать
в качестве эффективного регулятора
экономики и социальных процессов
в стране.
2 БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В ДОСТИЖЕНИИ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
2.1 Принципы бюджетного планирования
в Республике Беларусь
Государственный бюджет является
главным в системе финансовых
планов любой страны, поскольку объединяет
их в цельную систему, определяя
на текущий год финансовые взаимоотношения
государства с разными звеньями
хозяйства (предприятия, организации
и т.д.) и населением. Он разрабатывается
в форме баланса и состоит
из двух частей: доходы и расходы[11,с.8].
Бюджет, являясь в современных
условиях способом планирования
развития общества, сам также
является объектом планирования.
Существует проблема составления
бюджета, связанная с определением
методологии, нормативов, схем и
последовательности передачи информации,
а также согласование действий
всех государственных ведомств.
Определение объема
бюджета, его доходной и расходной
частей, т.е. создание доходной
базы и распределение бюджетных
ресурсов по направлениям расходов
осуществляется на основе бюджетного
планирования исходя из прогнозных
показателей социально-экономического
развития Республики Беларусь
и соответствующих административно-территориальных
единиц.
Бюджетное планирование
является сердцевиной финансового
планирования и по своей значимости
является одним из важнейших
инструментов государственного
регулирования экономикой. К бюджетному
планированию в широком его
значении относится не только
планирование (составление) бюджета
по всем звеньям бюджетной
системы, но и его исполнение
[11,с.229].
Бюджетное планирование
представляет собой научно обоснованный
процесс централизованного распределения
и перераспределения во время
составления бюджета, внутреннего
валового продукта и национального
дохода по всем звеньям бюджетной
системы. Данное определение бюджетной
системы выражает его экономическую сущность.
В Законе Республики Беларусь «О бюджетной
системе РБ и государственных внебюджетных
фондах» бюджетное планирование понимается
как определение объема бюджета, его доходной
и расходной частей на основе прогнозов
показателей социально-экономического
развития Республики Беларусь и соответствующих
административно-территориальных единиц.
Бюджетное планирование
следует отличать от бюджетного
процесса. Содержание бюджетного
планирования включает вопросы
теории и методологии составления
бюджетов и всех финансовых
планов республики.
Перед бюджетным планированием
выдвигаются задачи, требующие предельного
внимания и выполнения. К основным задачам
можно отнести следующие:
- определение основных
целей развития общества на
бюджетный год;
- организация составления
финансовых планов, их согласование
с основными направлениями экономического
и социального развития;
- согласование макропоказателей
с доходами и расходами;
- установление общего
объема финансовых ресурсов и
их распределение по отдельным
министерствам, ведомствам и отраслям
хозяйства, административно-территориальным
единицам;
- определение общих финансовых
связей, необходимых соотношений
между централизованными и децентрализованными
финансовыми планами;
- установление степени
участия каждого из финансовых
планов в финансовом обеспечении
потребностей расширенного воспроизводства,
развития экономики и культуры;
- осуществление государственного
финансового контроля за ходом выполнения
бюджета.
Принципы бюджетного
планирования заключаются в следующем:
- регулирование бюджетных
взаимосвязей едиными правовыми
нормами;
- адресный и целевой
характер бюджетных средств;
- непрерывность планирования
годового бюджета;
- стабильность финансовых
показателей (норм, налоговых ставок,
смет);
- балансовый метод [12,с.
485].
Бюджетное планирование
носит демократический характер.
В состав-лении и исполнении бюджета
принимают участие все органы государственной
власти и управления, министерства, ведомства,
объединения, предприятия, организации
учреждения. Наибольшая доля работы при
составлении проекта бюджета, естественно,
приходится на Министерство финансов.
Основой формирования
бюджетов в Республике Беларусь
служат разработанные и утвержденные
Министерством финансов Правила
составления и использования
республиканского и местных бюджетов,
поступления средств в государственные
внебюджетные и бюджетные целевые фонды
и их использования. Правила разработаны
в соответствии с действующей в республике
законодательной базой.
Планирование бюджета
включает в себя несколько
стадий и определённые методологические
подходы. Естественной предпосылкой
планирования бюджета является
сбор (наличие) информации о фактических
бюджетных доходах и расходах,
как они сложились за прошлый
год, а ещё лучше – за
годы. Желательно иметь фактический
материал, особенно по расходам,
минимум за 5 лет.
Качество планирования
бюджета во многом зависит
и от наличия кратковременных
годовых прогнозов, а также от набора перспективных
целей на срок до 10 лет. Этот набор целей
должен учитывать не только сложившиеся
тенденции развития, но и активную деятельность
общества по устранению накопившихся
негативных факторов и постепенному появлению
новых прогрессивных явлений, призванных
значительно улучшить условия и качество
жизни членов общества.
Основными методами
бюджетного планирования выступают
– балансовый, метод экономического
анализа, различные экономико-математические
методы. Исходным в бюджетном
планировании является экономический
анализ использования денежных
средств за прошлый период. Его
следует рассматривать не как
простое сопоставление отчётных
данных с плановыми, а как метод,
направленный на выявление закономерностей
бюджетных ресурсов. В таком аспекте метод
экономического анализа позволяет не
только сравнить плановые и фактические
данные, но и выявить основные тенденции
в движении бюджетных ресурсов, определить
причины не полной аккумуляции средств,
определить степень эффективности их
использования.
Таким образом, экономический
анализ выступает как метод
бюджетного планирования, использование
которого даёт возможность изучить
исходные позиции бюджета, сделать
некоторые экономические прогнозы
для предстоящего периода, реально
оценить экономическую ситуацию
в стране и выявить основные
тенденции в развитии.
Важным условием для
обоснования бюджетных расчётов
являются нормы. В системе бюджетных
нормативов можно выделить две
группы норм. Первая полностью
базируется на материальных нормах
и используется в основном
при определении расходов бюджетных
учреждений. Такие нормы устанавливаются
посредством прямого перевода
натуральных норм в бюджетные
с помощью денежной оценки. Вторая
группа бюджетных нормативов
выступает исключительно в денежной
форме.
Традиционным и наиболее
распространённым в экономике
методом является балансовый
метод, реализуемый через систему
балансов. Балансы в экономике
выполняют различные функции,
разрабатываются для различных
целей и используются в различных
сферах деятельности. Их совокупность
позволяет охарактеризовать, объединить
и сбалансировать многочисленные
экономические процессы и явления[1,с168].
В бюджетном планировании
балансовый метод является основным,
т.к. отражает содержание бюджета
в качестве основного баланса
доходов и расходов государства
(также должны быть сбалансированы
бюджеты различных уровней). Балансовый
метод позволяет выровнять социально-экономическое
развитие отдельных видов бюджетов
и их звеньев. С помощью балансового
метода выявляются диспропорции,
выявляются неиспользованные резервы,
намечаются и обосновываются
новые пропорции.
Финансовые ресурсы
во всех случаях должны быть
сбалансированы между собой на
наиболее рациональной основе, т.е.
быть оптимальными. В установлении
правильных взаимоотношений между
звеньями бюджетной системы большую
роль играет чёткое разграничение
доходов и расходов между отдельными
бюджетами. Такое разграничение
устанавливается в законодательном
порядке и определяется подчинённостью
предприятий, учреждений, организаций.
Обеспечение экономически
обоснованного формирования доходов
каждого бюджета, создание финансовой
базы для финансирования мероприятий,
предусмотренных программами и
прогнозами экономического и
социального развития территорий,
достигается через бюджетное
регулирование. Для сбалансирования
доходов и расходов местных
бюджетов на стадии их составления
применяются различные методы
бюджетного регулирования:
- предоставление отчислений
от общереспубликанских налогов
и доходов;
- дотации;
- субсидии;
- субвенции.
На практике бюджетное
регулирование сводится к составлению
плана отчислений от общереспубликанских
доходов и налогов (плана регулирования).
Такие планы составляют вышестоящие
финансовые органы для нижестоящих
бюджетов.
Бюджетное планирование
представляет собой элемент бюджетного
планирования, позволяющий перераспределить
финансовые ресурсы в целях
выравнивания уровня экономического
и социального развития территорий.
Финансирование бюджетных
учреждений занимает основную
долю в расходах бюджетов всех
уровней и осуществляется на
основании смет.
Смета представляет
основной финансовый план бюджетных
учреждений, в которых отражается
общий объём финансовых ресурсов,
их целевое направление и поквартальное
распределение.
На основании смет
финансируется большинство учреждений
непроизводственной сферы (образование,
здравоохранение, социальной защиты),
органы государственной власти
и управления. Расходы бюджетных
учреждений включаются в смету
в соответствии с бюджетной
классификацией и состоят из
однотипных видов расходов, конкретизирующих
использование бюджетных средств:
расходы на оплату труда; начисления
на заработную плату; трансферты
населению; командировачные и другие
компенсационные выплаты, предусмотренные
законодательством; хозяйственные расходы;
капитальные расходы.
Такая детализация
и конкретизация бюджета связана
с необходимостью осуществления контроля
со стороны финансирующих органов за их
целевым использованием. Этому соответствует
принцип поэтапного сметного бюджетного
финансирования.
Различают следующие
виды смет: индивидуальные, общие,
сводные и сметы расходов на
централизованные мероприятия.
Для крупного бюджетного
учреждения составляется индивидуальная
смета. Она отражает потребность
в средствах на содержание
такого учреждения, а также источники
формирования ресурсов, включая
бюджетные средства, хозяйственной
и прочей деятельности, добровольные
и благотворительные взносы.