Резервный фонд и Фонд национального благосостояния: нормативно-правовое регулирование и эволюция формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является оценка деятельности Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и их нормативно-правовое регулирование.
Для достижения этой цели необходимо определить задачи:
· рассмотреть из каких источников формируется Резервный фонд и Фонд национального благосостояния РФ;
· рассмотреть, куда вкладываются средства, поступающие в Фонды;
· показать, на что расходуются основные средства и доходы фонда.

Содержание

Введение 3
Гава 1. Теоретические аспекты формирования и использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 5
1.1. Понятие и цель создания Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 5
1.2. Формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 7
1.3. Использование средств Резервного фонда и Фонда национального состояния. 15
Глава 2. Анализ эффективности управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 18
2.1. Анализ Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния РФ. 18
2.2. Роль Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в бюджетной политике на 2011 год и на плановый
период 2012 и 2013 годов. 22
Глава3. Предполагаемые изменения в управлении Резервным
фондом и Фондом национального благосостояния. 29
3.1. Изменение приоритетов фискальной политики с целью сохранения Резервного фонда. 29
3.2. Предложения Министерства финансов по аккумуляции
сверхприбыли. 30
3.3. Предложения Минэкономразвития по управлению резервным
фондом и ФНБ. 32
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект по БС Кудрявцевой В.В..doc

— 1.03 Мб (Скачать)

        Минэкономразвития – ярый противник восстановления отчислений сверхдоходов в специальные фонды. Зам.главы Минэкономразвития Андрей Клепач 6 апреля заявил, что предложение Минфина – это "тупиковый вариант". "Это не политика экономического роста, а политика определенной стабильности". Сверхдоходы нужно инвестировать в экономику страны.

       Теоретически сверхдоходы необходимо вкладывать в развитие страны. Но поскольку российская экономика слишком зависима от цен на сырье, бюджетная политика неэффективна, а коррупция в стране процветает, нефтяные сверхдоходы, скорее всего, придется сохранять в специальных фондах. В действительности потребительский спрос внутри страны стагнирует, а частный бизнес сохраняет пассивность в инвестициях. Поэтому любые дополнительные расходы могут привести только к росту цен и ослаблению рубля.

      Еще одна проблема: драйверами экономического роста в реальности пока остаются инвестиционные программы госкомпаний и инвестиции в спорт, вернее, в подготовку к олимпиаде и чемпионату мира по футболу

      Теоретически дополнительные доходы нужно направить на поддержание инвестиционного роста, как предлагает Минэкономразвития, но если исходить из реальности, дополнительные доходы нужно сберегать, Позиция Кудрина заключается в том, что раз нет возможности сверхдоходы потратить эффективно, то их лучше сберечь. Если невозможно эффективно финансировать экономический рост, то нужно готовиться к "черному" дню, потому что он, очевидно, наступит. Альтернатива – это повышение эффективности экономической политики, развитие обрабатывающей промышленности. Кроме того, нельзя инновационный рост ставить в зависимость от цен на нефть. Ведь цены на сырье могут снизиться. Нужно максимально стерилизовать приток нефтяных денег, то есть изъять эти средства из оборота, передав в спецфонды.

       В России стабфонд в том или ином виде – это нужный инструмент стабилизации.

 

3.3. Предложения Минэкономразвития по управлению резервным

фондом и ФНБ.                                                                                                     

     По мнению Минэкономразвития попытка накопления бюджетных средств в новом Резервном фонде грозит экономике новым спадом, по сравнению с которым кризис 2008 года покажется мягким.

      Стабилизационный фонд, который позже был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. После начала кризиса в 2008 году правительство начало использовать накопленные резервы для покрытия дефицита бюджета и на антикризисные меры. Теперь, когда нефтяные цены снова увеличились до рекордных уровней, финансовые власти считают необходимым вернуться к практике сохранения нефтяных доходов в специальных фондах.

      По мнению Андрея Клепача, в настоящий момент дефицит нефтегазового бюджета составляет 10–11% ВВП, а если расходы сократятся на 6–8% ВВП, то это может спровоцировать такой спад экономики.

     Потребности инновационного развития страны уже на сегодняшний момент требуют вложений в высокотехнологичные отрасли. Сверхдоходы, по логике противников Кудрина, достойны того, чтобы не обречь их со временем на такое же проедание, а вложить в модернизацию страны. Ведь средства в спецфондах, по оценке Минфина, планируется сконцентрировать немалые – только за этот год свыше 1 трлн. руб.

      Минэкономразвития понизило целый ряд важных прогнозных показателей на 2011 год. Как сообщил Андрей Клепач, прогноз роста реальных доходов населения в 2011 году снижен с 3,7% до 1,5%. Это понижение стало причиной и снижения прогноза роста оборота розничной торговли на 2011 год – с 4,8% до 3,8%. Кроме того, по его словам, существенно понижен прогноз роста инвестиций в основной капитал – с 9% до 6%.

      В январе–феврале наблюдался провал по инвестициям, в марте ожидаем рост, но в целом первый квартал плохой. Это показывает, насколько неустойчивый и хрупкий у нас инвестиционный процесс.

      По данным Росстата, доля сырья в российском экспорте выросла в 1999–2009 годы с 44,9 до 66 %, в то время как доля высокотехнологичной продукции (машины, оборудование, транспорт) сократилась с 10,9 до 5 %. С таким багажом двигаться вперед крайне затруднительно. Ведь это путь не только к технологическому отставанию страны, но и к тому, что ее жителей воспринимают как людей «второго сорта» по сравнению с населением передовых стран, давно вступивших в постиндустриальную эпоху и развивающихся не за счет сырья, а за счет «мозгов», инноваций и IT технологий.

       По словам экспертов, только создание новых, эффективных рабочих мест – не менее 1 млн. в год – может дать хорошие зарплаты и высокие пенсии работникам. А для модернизации требуются как снижение налогов на бизнес, так и изыскание средств на финансирование инновационного развития страны, в том числе из нефтегазовых сверхдоходов.

Ведущий эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский считает, что российская экономика действительно в основном держится на госрасходах. «В годы нефтяного бума мы резко увеличили социальные расходы, приняли решения о реализации масштабных инфраструктурных проектов, отдача от которых только предстоит, – отмечает он. – Резко сократившиеся в кризис поступления в бюджет вывели на повестку дня вопрос о том, какой экономической модели мы должны следовать в дальнейшем. Понятно, что одними госрасходами высоких темпов экономического роста не добиться. К тому же у нас высокими налогами, административными и коррупционными барьерами подорваны стимулы для развития частного бизнеса».

       У Минфина и Минэкономразвития разные задачи, отсюда и конфликт. Для Минфина главное – это бездефицитный бюджет, а для МЭР – экономический рост. Одновременно обеспечить и то и другое в текущих условиях невозможно.

       В свою очередь Премьер Владимир Путин призвал правительство «не раздувать расходы». «Мы должны вести себя консервативно, и лучше эти деньги приберечь, в том числе для целей борьбы с инфляцией», – сказал Путин, отметив, что «эти деньги нам могут пригодиться, если внешнеэкономическая конъюнктура будет меняться не в лучшую сторону».

Премьер также напомнил участникам совещания, что правительство РФ и Минфин за последние несколько лет «в результате удачного размещения денег Резервного фонда заработали в том числе и на разнице обменных курсов 1 трлн 600 млрд рублей».

 

 

 

 

 

 

Заключение.

      В данной работе был проведён анализ эффективности использования средств фонда. Представлены различные мнения экспертов по поводу внесения изменений в формирование и управление Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

      Поскольку российская экономика слишком зависима от цен на сырье, бюджетная политика неэффективна, а коррупция в стране процветает, нефтяные сверхдоходы, на мой взгляд, необходимо сохранять в специальных фондах. Сохранённые средства могут пригодиться, если внешнеэкономическая конъюнктура будет меняться не в лучшую сторону. В России Стабфонд в том или ином виде – это нужный инструмент стабилизации.

      С другой стороны для модернизации экономики страны требуются как снижение налогов на бизнес, так и изыскание средств на финансирование инновационного развития страны, в том числе из нефтегазовых сверхдоходов.

      Проанализировав ситуацию и разобрав мнения двух сторон можно сделать выводы. Необходимо оценить возможные риски долгосрочного социально-экономического развития, в том числе связанные с внешнеэкономической конъюнктурой. Экономика страны должна быть более устойчивой к разного рода внешним шокам. Но в то же время, прогнозы должны быть максимально, насколько это возможно, объективными.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Нормативно правовые акты:

1.      Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (С изменением и дополнением от 30.12.2008. N 7-ФКЗ // Рос. газета - 2009. - 21 января;

2.      Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изм. и доп. от 09.02.2009. №9-ФЗ) // Собр. законодательства - 2009. - № 7. - Ст. 785;

Специальная литература:

3.      Александров О., Афанасьева Т. Стабилизационный фонд, или бюджетная загадка // Рос. газета - 2003 - 19 апреля.

4.      Арзуманова Л., Артёмов Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный). - М.: Проспект, 2009. - 576с.

5.      Бликанов А.В. Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов // Финансы и кредит - 2008 - №5. - С. 15-17.

6.      Грачева Е.Ю. Комментарий к Бюджетному кодексу / Е.Ю.Грачева. - М.: Проспект, 2009. - 576 с.;

7.      Дроздов О.И. Разделение Стабфонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния //Финансы и кредит-2009.- № 12. - С.10-15;

8.      Дроздов О.И. Фонд национального благосостояния - формирование, использование и управление в 2008 года // Финансы и кредит - 2009. - № 10. - С.40-45;

9.      Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Грачевой Е.Ю. - М.: Проспект, 2009. - 288c.

Интернет-источники:

10. www.ng.ru4

11. http://expert.ru;

12. www1.minfin.ru;

13. www.vedomosti.ru;

14. www.gks.ru.

 

 

Приложение 1. Совокупный объем средств Резервного фонда.

Дата

в млрд. долларов США

в млрд. рублей

01.04.2011

26,33

748,53

01.03.2011

26,12

755,82

01.02.2011

25,96

770,24

01.01.2011

25,44

775,21

01.12.2010

40,88

1 279,85

01.11.2010

41,81

1 286,99

01.10.2010

41,39

1 258,26

01.09.2010

40,08

1 228,93

01.08.2010

40,59

1 225,17

01.07.2010

39,32

1 226,57

01.06.2010

39,27

1 197,66

01.05.2010

40,59

1 188,70

01.04.2010

52,90

1 553,28

01.03.2010

58,90

1 763,89

01.02.2010

59,91

1 823,26

01.01.2010

60,52

1 830,51

01.12.2009

75,07

2 238,58

 

Приложение 2.Совокупный объем средств Фонда национального благосостояния.

Дата

в млрд. долларов США

в млрд. рублей

01.04.2011

91,8

2609,7

01.03.2011

90,9

2632,0

01.02.2011

90,2

2674,5

01.01.2011

88,4

2695,5

01.12.2010

88,2

2762,0

01.11.2010

90,1

2772,8

01.10.2010

89,5

2722,2

01.09.2010

87,1

2671,5

01.08.2010

88,2

2663,8

01.07.2010

85,5

2666,4

01.06.2010

85,8

2616,5

01.05.2010

88,8

2601,6

01.04.2010

89,6

2630,3

01.03.2010

89,6

2684,2

01.02.2010

90,6

2757,9

01.01.2010

91,6

2769,0

01.12.2009

92,9

2769,8

Информация о работе Резервный фонд и Фонд национального благосостояния: нормативно-правовое регулирование и эволюция формирования