Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 13:55, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является оценка деятельности Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и их нормативно-правовое регулирование.
Для достижения этой цели необходимо определить задачи:
· рассмотреть из каких источников формируется Резервный фонд и Фонд национального благосостояния РФ;
· рассмотреть, куда вкладываются средства, поступающие в Фонды;
· показать, на что расходуются основные средства и доходы фонда.
Введение 3
Гава 1. Теоретические аспекты формирования и использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 5
1.1. Понятие и цель создания Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 5
1.2. Формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 7
1.3. Использование средств Резервного фонда и Фонда национального состояния. 15
Глава 2. Анализ эффективности управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 18
2.1. Анализ Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния РФ. 18
2.2. Роль Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в бюджетной политике на 2011 год и на плановый
период 2012 и 2013 годов. 22
Глава3. Предполагаемые изменения в управлении Резервным
фондом и Фондом национального благосостояния. 29
3.1. Изменение приоритетов фискальной политики с целью сохранения Резервного фонда. 29
3.2. Предложения Министерства финансов по аккумуляции
сверхприбыли. 30
3.3. Предложения Минэкономразвития по управлению резервным
фондом и ФНБ. 32
Заключение 35
Список использованной литературы 36
С 1 января 2010 г. до 1 января 2013 г. обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществляется. (В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2009 г. № 314-ФЗ.)
Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С 1 января 2010 г. до 1 января 2013 г. учет операций с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета. (В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2009 г. № 314-ФЗ.)
Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде (В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п. 2.).
Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. (Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п. 1.)
Управление средствами Резервного фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):
1) путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;
2) путем размещения средств Фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Резервного фонда в соответствии с первым способом, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации, следующим образом. Согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда. В целях повышения эффективности управления средствами Резервного фонда Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.
Таблица 1. Требования к указанным финансовым активам.
Разрешенные финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации | Предельные доли, установленные Правительством Российской Федерации | Нормативные доли, утвержденные Минфином России |
долговые обязательства иностранных государств | 50-100 % | 95 % |
долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков | 0-30 % | 0 % |
долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами | 0-15 % | 5 % |
депозиты в иностранных банках и кредитных организациях | 0-30 % | 0 % |
Правительство Российской Федерации установило следующие требования к указанным финансовым активам:
1. Средства Резервного фонда могут размещаться в долговые обязательства в виде ценных бумаг иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков следующих стран: Австрия; Бельгия; Великобритания; Германия; Дания; Ирландия; Испания; Канада; Люксембург; Нидерланды; США; Финляндия; Франция; Швеция.
2. Долговые обязательства должны соответствовать следующим требованиям:
- эмитент долговых обязательств должен иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor’s) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody’s Investors Service). Если эмитенту долговых обязательств указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;
- сроки погашения выпусков долговых обязательств являются фиксированными, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;
- нормативы минимального и максимального сроков до погашения выпусков долговых обязательств, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;
- ставка купонного дохода, выплачиваемого по купонным долговым обязательствам, а также номиналы долговых обязательств являются фиксированными;
- номинал долговых обязательств выражается в долларах США, евро и фунтах стерлингов, платежи по долговым обязательствам осуществляются в валюте номинала;
- объем выпуска долговых обязательств, находящихся в обращении, составляет не менее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро - для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов - для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;
- выпуски долговых обязательств не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.
3. К международным финансовым организациям, в долговые обязательства которых могут размещаться средства Резервного фонда, относятся:
- Азиатский банк развития (Asian Development Bank, ABD);
- Банк развития при Совете Европы (Council of Europe Development Bank, СЕВ);
- Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD);
- Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB);
- Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB);
- Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC);
- Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD);
- Международный валютный фонд (International Monetary Fund, IMF);
- Северный инвестиционный банк (Nordic Investment Bank, NIB).
К долговым обязательствам МВФ относятся денежные средства в специальных правах заимствования (СДР), учитываемые им в связи с формированием и корректировкой резервной позиции Российской федерации. Совокупная сумма денежных средств, перечисленных в рамках указанных операций, не должна быть меньше суммы, предусмотренной МВФ в качестве минимальной для начисления процентов за пользование этими средствами. Требования, указанные в п. 2, на долговые обязательства МВФ не распространяются.
4. При размещении средств Резервного фонда на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях должны выполняться следующие требования:
- иностранный банк или кредитная организация должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor’s) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody’s Investors Service). Если банку или кредитной организации указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;
- нормативы минимального и максимального сроков размещения средств Резервного фонда на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;
- суммарный объем средств Резервного фонда, размещенных на депозитах в одном иностранном банке или кредитной организации, не должен превышать 25 % общего объема средств Резервного фонда, размещенных на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях.
5. Министерство финансов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к долговым обязательствам и депозитам в иностранных банках и кредитных организациях в пределах требований, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с предоставленными Правительством Российской Федерации полномочиями Министерство финансов Российской Федерации утвердило:
1. Нормативную валютную структуру средств Резервного фонда в следующем составе:
доллар США - 45 %;
евро - 45 %;
фунт стерлингов - 10 %.
2. Текущие сроки до погашения выпусков долговых обязательств иностранных государств, долговых обязательств, разрешенных для размещения средств Резервного фонда:
- для долговых обязательств, номинированных в долларах США и евро:
минимальный срок до погашения - 3 месяца
максимальный срок до погашения - 3 года
- для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов:
минимальный срок до погашения - 3 месяца
максимальный срок до погашения - 5 лет.
Сроки, указанные выше, действуют на момент приобретения за счет средств Резервного фонда долговых обязательств либо на момент формирования из долговых обязательств индексов, используемых для расчета сумм процентов, начисляемых на остатки денежных средств на счетах по учету средств Резервного фонда в разрешенных иностранных валютах, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.
3. Перечень иностранных государственных агентств, в долговые обязательства которых могут размещаться средства Резервного фонда (по согласованию с Центральным банком Российской Федерации):
4. Номинальный объем приобретенных долговых обязательств одного выпуска не должен превышать 10 % номинального объема этого выпуска.
1.3. Использование средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Использование средств Резервного фонда на формирование нефтегазового трансферта осуществляется без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в случае недостаточности для этих целей нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших за соответствующий финансовый год.
Предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Использование средств Резервного фонда на финансирование нефтегазового трансферта в периоды неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на энергоносители позволяет проводить сбалансированную бюджетную политику, обеспечивать стабильное социально-экономическое развитие страны, снижая его зависимость от колебаний на мировых товарно-сырьевых рынках.
С 1 января 2010 г. до 1 января 2013 г. средства Фонда не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а могут направляться на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.