Резервный фонд и Фонд национального благосостояния: нормативно-правовое регулирование и эволюция формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является оценка деятельности Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и их нормативно-правовое регулирование.
Для достижения этой цели необходимо определить задачи:
· рассмотреть из каких источников формируется Резервный фонд и Фонд национального благосостояния РФ;
· рассмотреть, куда вкладываются средства, поступающие в Фонды;
· показать, на что расходуются основные средства и доходы фонда.

Содержание

Введение 3
Гава 1. Теоретические аспекты формирования и использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 5
1.1. Понятие и цель создания Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 5
1.2. Формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 7
1.3. Использование средств Резервного фонда и Фонда национального состояния. 15
Глава 2. Анализ эффективности управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 18
2.1. Анализ Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния РФ. 18
2.2. Роль Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в бюджетной политике на 2011 год и на плановый
период 2012 и 2013 годов. 22
Глава3. Предполагаемые изменения в управлении Резервным
фондом и Фондом национального благосостояния. 29
3.1. Изменение приоритетов фискальной политики с целью сохранения Резервного фонда. 29
3.2. Предложения Министерства финансов по аккумуляции
сверхприбыли. 30
3.3. Предложения Минэкономразвития по управлению резервным
фондом и ФНБ. 32
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект по БС Кудрявцевой В.В..doc

— 1.03 Мб (Скачать)

Использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации ориентировано на снижение долговой нагрузки федерального бюджета за счет незапланированных доходов федерального бюджета и экономию средств федерального бюджета за счет сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств Российской Федерации.

      Правительство Российской Федерации вправе до 1 января 2013 г. без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете направлять средства фонда на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета (включая финансовое обеспечение нефтегазового трансферта), в том числе с превышением общего объема расходов федерального бюджета в случае и в пределах увеличения бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов в целях обеспечения сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются  обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации определен в Федеральном законе от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ  «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

      Правительство Российской Федерации вправе до 1 января 2014 г. без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете направлять средства Фонда на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета, в том числе с превышением общего объема расходов федерального бюджета в случае и в пределах увеличения бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов в целях обеспечения сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ эффективности управления средствами резервного фонда и фонда национального благосостояния.

2.1. Анализ резервного фонда РФ.

    Стабилизационный Фонд Российской Федерации, основанный 1 января 2004 года, являлся частью федерального бюджета. Фонд был призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).

В конце 2004-го размер средств Фонда превысил уровень в 500 млрд рублей, и на следующий год часть суммы превышения была направлена на выплату внешнего долга и покрытие дефицита Пенсионного фонда в следующих объёмах:

      93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом;

      430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) — на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;

      123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) — на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998—1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;

      30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.

В 2006-м на схожие цели было потрачено 605 млрд, а в 2007 году — 12 млрд рублей.

На момент разделения фонда на 1 февраля 2008 года фонд составлял 3 852 млрд рублей.

За период с 24 июля 2006 года (дата начала инвестирования средств стабфонда) по 15 декабря 2007 года общий доход от инвестирования составил 174,78 млрд руб. (за год с 15 декабря 2006 года по 15 декабря 2007 года — 151,89 млрд руб.). Доходность от инвестирования в долларах США составила за год 10,94 % годовых, в рублях — около 5 %.

График 1. Динамика изменения стабилизационного фонда РФ.

  По состоянию на 1 апреля 2011 г. совокупный объем Резервного фонда составил 748,53 млрд. рублей, что эквивалентно 26,33 млрд. долларов США.

Использование средств Резервного фонда в феврале 2011 г. не осуществлялось.

Таблица 2. Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Резервного фонда.

долларов США (млрд.)

11,08

евро (млрд.)

9,04

фунтов стерлингов (млрд.)

1,58

      Совокупная расчетная сумма отрицательного финансового результата от размещения средств Резервного фонда на счетах в иностранной валюте в Банке России, пересчитанного в доллары США, за период с 15 января по 31 марта 2011 г. составила 0,03 млрд. долларов США, что эквивалентно 0,87 млрд. рублей. Курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных счетах за период с 1 января по 31 марта 2011 г. составила отрицательную величину (-)26,38 млрд. рублей.

Совокупный объем Фонда национального благосостояния составил 2 609,66 млрд. рублей, что эквивалентно 91,80 млрд. долларов США, в том числе:

1) на отдельных счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в Банке России размещено:

-  28,31 млрд. долларов США;

-  24,63 млрд. евро;

-    4,48 млрд. фунтов стерлингов;

2) на депозитах во Внешэкономбанке размещено 437,02 млрд. рублей, в том числе:

- 285,61 млрд. рублей – на депозиты со сроком возврата не позднее 31 декабря 2019 г. и процентной ставкой 6,25 % годовых;

- 118,41 млрд. рублей – на депозиты со сроком возврата не позднее 25 декабря 2020 г. и процентной ставкой 7,25 % годовых;

-   30,00 млрд. рублей – на депозит со сроком возврата 25 декабря 2017 г. и процентной ставкой 6,25 % годовых;

-     3,00 млрд. рублей – на депозит со сроком возврата 29 мая 2020 г. и процентной ставкой 6,25 % годовых;

3) на депозитах во Внешэкономбанке размере 6,25 млрд. долларов США, в том числе:

-   2,75 млрд. долларов США – на депозиты со сроком возврата не позднее 31 октября 2011 г. и плавающей процентной ставкой, превышающей на 2,75 процентных пункта ставку ЛИБОР на срок шесть месяцев;

-   3,504 млрд. долларов США - на депозит со сроком возврата 13 декабря 2012 г. и плавающей процентной ставкой, превышающей на 3,00 процентных пункта ставку ЛИБОР на срок шесть месяцев.

      Совокупная расчетная сумма отрицательного финансового результата от размещения средств Фонда национального благосостояния на счетах в иностранной валюте в Банке России, пересчитанного в доллары США, за период с 15 января по 31 марта 2011 г. составила 0,08 млрд. долларов США, что эквивалентно 2,40 млрд. рублей. Курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных счетах за период с 1 января по 31 марта 2011 г. составила отрицательную величину (-)73,05 млрд. рублей, а курсовая разница от переоценки средств фонда, размещенных на депозитах в долларах США во Внешэкономбанке – (-)12,81 млрд. рублей.(приложение 1)

      Совокупный объем средств Резервного фонда, выраженный в российских рублях и долларах США, соответствует сумме остатков на счетах Федерального казначейства в Центральном банке Российской Федерации по учету средств Резервного фонда и средств Резервного фонда, размещенных в резервную позицию Российской Федерации в Международном валютном фонде, пересчитанных по официальным курсам иностранных валют, установленным Центральным банком Российской Федерации на дату, предшествующую отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным на основе указанных курсов.

      Указанный показатель не учитывает расчетных сумм процентного дохода за истекшую часть процентного периода по счетам  в иностранной валюте, а также процентов, начисленных на средства Резервного фонда, размещенных в резервную позицию МВФ.

      Совокупный объем средств Фонда национального благосостояния, выраженный в российских рублях и долларах США, соответствует сумме остатков на счетах Федерального казначейства в Центральном банке Российской Федерации по учету средств Фонда национального благосостояния и средств, размещенных на депозитах во Внешэкономбанке, пересчитанных по официальным курсам иностранных валют, установленным Центральным банком Российской Федерации на дату, предшествующую отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным на основе указанных курсов. (приложение 2)

      Указанный показатель не учитывает расчетных сумм процентного дохода за истекшую часть процентного периода по счетам  в иностранной валюте в Центральном банке Российской Федерации и по депозитам во Внешэкономбанке.

2.2.Роль Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в бюджетной политике на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

      Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и решение важнейших социальных задач, с другой – на формирование инновационной экономики.[3]

      В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации основными целями бюджетной политики в 2011-2013 годах являются:

1) использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования;

2) разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций;

3) обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;

4) повышение качества человеческого капитала;

5) повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;

6) реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

      В номинальном выражении в 2011-2013 годах планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 1,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 4,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3 процентов. Однако в реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году (таблица 3).

Таблица 3. Динамика расходов федерального бюджета

Показатель

2010 год

Прогноз

2011 год

2012 год

2013 год

Изменения к предыдущему году,

млрд. рублей

552,3

172,7

459,5

904,5

% (в номинальном выражении)

5,7

1,7

4,4

8,3

% (в реальном выражении)

- 3,9

- 4,5

- 1,5

2,7

      Дефицит федерального бюджета в 2011 году будет покрываться за счет средств Резервного фонда, средств, поступающих от приватизации федеральной собственности, и государственных заимствований, в 2012 и 2013 годах – за счет средств от приватизации федеральной собственности и государственных заимствований (таблица 4):

Таблица 4. Источники покрытия дефицита федерального бюджета

(млрд. рублей)

Показатель

2010 год

Прогноз

2011 год

2012 год

2013 год

Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего

2 428,6

1 767,3

1 712,9

1 765,2

%% к ВВП

5,4

3,6

3,1

2,9

в том числе:

 

 

 

 

за счет средств Резервного фонда

1 419,3

242,3

0,0

0,0

за счет Фонда национального благосостояния

2,5

5,0

7,5

10,0

иные источники финансирования дефицита федерального бюджета (таб. 3.10)

1 006,8

1 520,0

1 705,4

1 755,2

%% к ВВП

2,2

3,1

3,1

2,8

Информация о работе Резервный фонд и Фонд национального благосостояния: нормативно-правовое регулирование и эволюция формирования