Следующее направление, возникшее
в 30-е гг. ХХ века, как
реакция на недостатки рационального,
развивалось параллельно и оспаривало
право на абсолютную истину - это психологическое
направление. Это течение включает
в себя два этапа: первый,
характеризуется как движение
за человеческие отношения, то
есть против деперсонализации
производства и управление сотрудничества
между администрацией и коллективом (М.Фоллетт,
Э. Мэйо, Н.А. Витке и др.). Второй этап
усложняет положение первого и ставит
предметом своего исследования поиск
средств, направленных на управление
поведением людей, так называемый поведенческий
подход (Д. Мак-Грегор, Г. Саймон,
Д. Карнеги и др.).
Психологический подход в управлении
школой в настоящий момент, в
связи со сменой парадигмы образования,
пришел в состояние интенсивного развития
и напрямую связан с человекоцентристским
подходом в управлении
(Ю.А. Конаржевский, Н.В. Немова, П.И.Третьяков,
Т.И. Шамова, Р.Х.Шакуров, И.К.
Шалаев и др.).
Современный психологический
подход распадается на
целый ряд структурных компонентов,
представляющих собой отдельные
научные течения: мотивационное,
когнитивное, рефлексивное, управление
конфликтами, имиджелогия в управлении,
бихевиористический подход и т.д.
Третье, более позднее направление
развития науки управления, связано
с использованием достижений точных наук
в управлении, а также компьютеров,
как средств обработки информации и
разработки соответствующих технологий;
оно получило название информационное
или кибернетическое (С. Бир, Н. Винер,
А. Ершов, К. Шеннон, У. Эшби и др.).
В современной иностранной научной
литературе весьма распространенным
является структурирование науки управления
по национальному принципу (К.
Паркинсон, М. Растомджи, С. Сапре, У. Оучи,
Р. Шонберг и др.). Выделяют, как
правило, три большие
группы: американский,
японский и западноевропейский
менеджмент, причем последний может быть
разделен еще на целый ряд
компонентов, характеризующихся
наличием общих, объединяющих
признаков. Если рассматривать
науку управления, используя
данный структурообразующий принцип,
то важно заметить следующий
момент. В экономике есть так называемый
"эффект позднего развития".
Он нашел свое выражение в японской
модели управления. Японцы позаимствовали
основные методы и положения из американского
менеджмента и творчески переработав,
адаптировали их к национальной специфике.
В результате в настоящее
время американские исследователи работают
над проблемой возможного использования
японских методов управления
в условиях своей страны.
Таким образом, наметилась тенденция
интеграции достижений американского
и японского менеджмента.
В современной науке управления
сейчас стали ярко проявляться
тенденции к интеграции. Процесс
интеграции осуществляется
в двух основных направлениях:
V интеграция достижений национальных
моделей управления,характеризующихся
универсальностью использования (японский
и американский менеджмент); V интеграция
достижений рационального и психологического
подходов в управлении на базе
научных разработок информационного направления.
3.ШКОЛЫ
НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ
На
протяжении всей истории развития менеджмента
ученые и исследователи управленческих
проблем предпринимали попытки
разработать универсальную классификацию
школ менеджмента. Предложенные ими
классификации носят, в известной
мере, условный характер. Это объясняется
тем, что практически невозможно
отразить все оттенки различных
взглядов и позиций, трудно найти
один универсальный принцип, который
следует положить в основу классификации.
В
американском учебнике по управлению
описан современный взгляд на классификацию
подходов и школ, а также оценен
их реальный вклад в развитие управленческой
мысли. В настоящее время известны
четыре важнейших подхода, которые
позволили выделить четыре школы
управления, каждая из которых базируется
на своих позициях и взглядах: подход
с точки зрения научного школа научного
управления; административный подход
Классическая (административная) школа
в управлении;подход с точки зрения человече-
Школа психологии и человеческих ских
отношений и подход с точки отношений
зрения науки о поведении; подход с точки
зрения количест- Школа науки управления
венных методов (количественная). Потребность
разработки новых методологических подходов
непосредственно связана с бурным развитием
бизнеса, ускорением научно-технического
прогресса.
Все
вышеуказанные школы внесли значительный
вклад в развитие науки об управлении.
1.Школа
научного управления
Возникновение современной науки
управления относится к началу
XX в. и связано с именами
Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии
Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой
этой школы было положение о том, что управлять
можно «научно», опираясь на экономический,
технический и социальный эксперимент,
а также на научный анализ явлений и фактов
управленческого процесса и их обобщение.
Этот
метод исследования впервые был
применен к отдельно взятому предприятию
американским инженером Ф.У. Тейлором,
которого следует считать основоположником
научного упрвления производством.
Термин
«научное управление» впервые был
предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом. После
смерти Тейлора это название получило
всеобщее признание применительно к его
концепции. Метод исследования Тейлора
заключался в расчленении процесса физического
труда и его организации на составные
части (труд исполнительский и труд распорядительский)
и последующем анализе этих частей. Целью
Тейлора было создание системы научной
организации труда, базирующейся на основе
экспериментальных данных и анализе процессов
физического труда и его организации.
Создавая
свою систему, Тейлор не ограничивался
только вопросами рационализации труда
рабочих. Значительное внимание Тейлор
уделял лучшему использованию производственных
фондов предприятия. Требование рационализации
распространялось также и на планировку
предприятия и цехов. Функции
осуществления взаимодействия элементов
производства были возложены на плановое
или распределительное бюро предприятия,
которому в системе Тейлора отводилось
центральное место. Важным вкладом
Тейлора было признание того, что
работа по управлению — это определенная
специальность.Основной задачей предложенной
им системы Тейлор считал сближение интересов
всего персонала предприятия.Философскую
основу системы Тейлора составила концепция
так называемого экономического человека,
получившая в тот период широкое распространение.
В основе этой концепции лежало утверждение
о том, что единственным движущим стимулом
людей являются их потребности. Тейлор
считал, что с помощью соответствующей
системы оплаты труда можно добиться максимальной
производительности труда. Другой ложный
принцип системы Тейлора заключался в
провозглашении единства экономических
интересов рабочих и менеджеров. Цели
не были достигнуты. Идеи Ф. Тейлора были
развиты его последователями, среди которых
в первую очередь следует назвать Генри
Гантта, наиболее близкого его ученика.
Гантт внес значительный вклад в разработку
теории лидерства. Френк Гилбрет и его
супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами
рационализации труда рабочих и исследованием
возможностей увеличения выпуска продукции
за счет роста производительности труда.
2.Классическая
школа
Классическая или административная
школа в управлении занимает
отрезок времени с 1920 по 1950 гг.
Родоначальником этой школы считается
Анри Файоль, французский горный инженер,
выдающийся менеджер-практик, один из
основоположников теории управления.
В отличие от школы научного управления,
которая занималась в основном вопросами
рациональной организации труда отдельного
рабочего и повышением эффективности
производства, представители классической
школы занялись разработкой подходов
к совершенствованию управления организацией
в целом. Целью классической школы было
создание универсальных принципов управления.
Файоль и другие относились к администрации
организаций, поэтому часто классическую
школу называют административной. Заслуга
Файоля заключается в том, что он разделил
все функции управления на общие, относящиеся
к любой сфере деятельности, и специфические,
относящиеся непосредственно к управлению
промышленным предприятием.Последователями
Файоля, развившими и углубившими основные
положения его доктрины, являются Линдал
Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред
П. Слоун, Г.Черч.
На
основе разработок Файоля и его последователей
сформировалась классическая модель организации,
базирующейся на четырех главных принципах:
•
четкое функциональное разделение труда;
•
передача команд и распоряжений сверху
вниз;
•
единство распорядительства («никто не
работает более чем на одного босса»);
•
соблюдение «диапазона контроля» (осуществление
руководства ограниченным числом подчиненных).
Все
вышеуказанные принципы построения
организации справедливы и для
настоящего времени, несмотря на то, что
достижения НТП наложили на них определенный
отпечаток. Так, широкое использование
в практической деятельности электронно-вычислительной
техники упростило связи между
органами (звеньями) управления в организации
за счет ускорения обработки информации.
3.
Школа психологии и человеческих отношений
Одним из недостатков школы
научного управления и классической
школы было то, что они до
конца не осознавали роли и
значения человеческого фактора,
который в конечном счете является основным
элементом эффективности организации.
Поэтому школу психологии и человеческих
отношений, которая устранила недостатки
классической школы, часто называют неоклассической
школой.
Первая попытка применить психологический
анализ к практическим задачам
производства была предпринята
профессором Гарвардского университета
США Г. Мюнстербергом. В 20—30-е годы
нашего столетия зародилась школа человеческих
отношений, в центре внимания которой
находится человек. Возникновение доктрины
«человеческих отношений» обычно связывают
с именами американский ученых Э. Мэйо
и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими
исследованиями в области социологии
производственных отношений. Одним из
главных отличий школы психологии и человеческих
отношений является внесение в нее бихевиоризма,
т. е. теории человеческого поведения.Одним
из основателей школы психологии и человеческих
отношений является профессор Школы бизнеса
Гарвардского университета Элтон Мэйо.
Представители
школы «человеческих отношений»
рекомендовали уделять серьезное
внимание изменению неформальной структуры
при перестройке формальной структуры
организации. Формальный менеджер должен
стремиться к тому, чтобы стать
и неформальным лидером, завоевав «привязанности
людей». Это — не простая задача,
а «социальное искусство».
К
недостаткам школы психологии и
человеческих отношений можно отнести
игнорирование вопросов самоуправления
и самоорганизации рабочих в
производстве, учеными был явно завышен
уровень воздействия на рабочих
с помощью социально-психологических
методов.
Большое
место в исследованиях ученых,
примыкающих к школе психологии
и человеческих отношений, занимают
проблемы мотивации людей в организации.
К числу исследователей, уделивших
этим проблемам значительное внимание,
следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера,
Д. Макклеланда, К. Альдерфера.
4.
Школа науки управления(количественная
школа)
Становление школы науки управления
связано с развитием математики,
статистики, инженерных наук и
других смежных с ними областей знаний.
Наиболее известными представителями
этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи,
С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р.
Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.
Школа науки управления сформировалась
в начале 50-х гг. и успешно функционирует
и в настоящее время. В школе науки управления
различают два главных направления:
1.
Рассмотрение производства как
«социальной системы» с использованием
системного, процессного и ситуационного
подходов.
2.
Исследование проблем управления
на основе системного анализа
и использования кибернетического
подхода, включая применение математических
методов и ЭВМ.
Системный подход предполагает,
что каждый из элементов, составляющих
систему (рассматриваемую организацию),
имеет свои определенные цели.
Процессный подход основывается
на положении о том, что все
функции управления зависят друг
от друга.Ситуационный подход непосредственно
связан с системным и процессным подходами
и расширяет их применение на практике.
Сущность его заключается в определении
понятия ситуации, под которой подразумевается
конкретный набор обстоятельств, переменных,
оказывающих влияние на организацию в
определенное время.
Заслуга
школы науки управления заключается
в том, что она сумела определить
основные внутренние и внешние переменные
(факторы), влияющие на организацию.
Второе
направление школы науки управления
связано с развитием точных наук
и, прежде всего, математики. В современных
условиях многие ученые называют это
направление новой школой. Начало
применения математических методов
в экономических исследованиях
в XIX в. связывают с именем французского
экономиста А. Каунота (1801—1877). Ряд крупных
специалистов, таких как В.К.Дмитриев,
Г.А.Фельдман, Л.В.Канторович, внесли большой
вклад в разработку и развитие экономико-математических
методов (ЭММ).