Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:16, курсовая работа
Цели данной работы:
- рассмотреть финансирование образования;
- рассмотреть основные источники финансирования образования;
- изучить расходы бюджета на финансирование образования.
Задачи данной курсовой работы следующие:
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Система образования и ее финансирование…………………………...4
Общая характеристика системы образования и ее социальное значение…4
Источники финансирования образовательных учреждений……………….7
1.3.Концепция модернизации российского образования………………………9
1.4.Национальный проект «Образование»……………………………………..10
Глава 2. Бюджетные средства на финансирование образования и проблемы бюджетного финансирования образования……………………………………13
2.1. Анализ финансирования расходов на образование в 2007-2010 годах….13
2.2. Проблемы бюджетного финансирования образования…………………..16
Глава!3.! Основные направления бюджетной политики в сфере образования на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов……………………………19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...25
Следствием постоянного и серьезного недофинансирования сферы образования становится снижение уровня материально-технического обеспечения учреждений, низкий уровень оплаты преподавательского состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных преподавателей. Все это ведет к снижению качества обучения подрастающего поколения. В итоге это приводит к научно-техническому отставанию нашей страны, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе. В этих условиях одной из важнейших задач государства является существенное изменение ситуации в сфере образования.
Недостаточное финансирование отрицательно влияет на потенциал всей образовательной системы. Это одна из причин оттока наиболее квалифицированных кадров из системы образования, а также старения преподавательского состава: у 64% школьных учителей стаж работы превышает 25 лет.
Имеются и другие следствия недостаточных расходов на образование: библиотеки находятся в неудовлетворительном состоянии; оборудование по техническим вузам изношено на 70–75%; более 36% школ требует капитального ремонта. Наряду с этим имеет место тенденция отъезда наиболее талантливой молодежи за рубеж. Так, например, после стажировок и практик до 10% студентов российских вузов остаются за рубежом, еще 37% по разным опросам желают эмигрировать.
Существенное недофинансирование образования во многом объясняется следующими факторами.
Во-первых, сохранение до сих пор административного принципа финансирования образования по всей вертикали бюджетов, при котором вышестоящие финансовые органы доводят до нижестоящих лимиты финансирования, не считаясь с их потребностями, а исходя из затрат прошлых лет. Недостаточно учитывается также рост цен, существенно повышающий потребность в финансировании.
Во-вторых, при разграничении бюджетов по трем уровням прямое и непосредственное воздействие государства на объем и структуру бюджетных ассигнований ограничено. Так, например, сегодня на федеральном уровне за государством сохраняются только следующие полномочия по организации оплаты труда в сфере образования:
– установление минимальной заработной платы;
– регулирование оплаты труда относительно других бюджетных отраслей;
– территориальное и налоговое регулирование заработной платы.
Такие же минимальные гарантии сохраняются за федеральным центром в области стипендиального обеспечения и питания учащихся. Финансирование остальных статей и дополнительных расходов по вышеуказанным статьям переходит на региональный и муниципальный уровень.
В-третьих,
для эффективного оперативного управления
финансовыми ресурсами
Однако
даже при нынешнем недостаточном
финансировании у российской системы
образования есть резервы, которые можно
использовать для повышения ее эффективности.
По мнению отечественных аналитиков, они
кроются в возможностях осуществления
структурных реформ, предусматривающих
пересмотр принципов нормирования финансирования
образования, рационализацию бюджетных
расходов и оптимизацию внебюджетного
финансирования. Действующее сегодня
бюджетное законодательство позволяет
реализацию указанных направлений реформирования.
Глава
3. Основные направления
бюджетной политики
в сфере образования
на 2011 год и плановый
период 2012 и 2013 годов.
Бюджетная политика в сфере образования на планируемый период будет направлена на обеспечение предоставления качественного образования, ориентированного на подготовку квалифицированных специалистов высшего и среднего звена, а также рабочих кадров для инновационной экономики с учетом потребностей рынка труда.
В условиях ухудшающейся демографической ситуации и прогнозируемого в связи с этим уменьшение числа школьников и студентов расходы, предусматриваемые в федеральном бюджете на образование, не только не сокращаются, а предусматриваются с ростом к 2010 году, что позволит перенаправить объемы бюджетных ассигнований на модернизацию и совершенствование профессионального образования.
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование составит в 2011 году - 492,5 млрд. рублей, в 2012 году - 492,3 млрд. рублей, в 2013 году – 492,2 млрд. рублей (см. таблицу 4). Указанные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета позволяют обеспечить исполнение расходных обязательств по предоставлению гражданам возможности получения образования в федеральных образовательных учреждениях и реализацию мероприятий в области образования, осуществляемых в общероссийских масштабах.
Наибольший удельный вес в расходах федерального бюджета на образование составляют расходы на высшее профессиональное образование (в 2011 году – более 85 %).
Учитывая значимость подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим профессиональным образованием для экономики страны, в 2011 и 2012 годах предусматривается продолжение начатой в 2010 году ежегодной дополнительной поддержки ведущих российских университетов в сумме 30,0 млрд. рублей. С 2013 года дополнительная поддержка не предусматривается, поскольку предполагается достижение университетами установленных целевых индикаторов.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2011-2013 годах планируются бюджетные ассигнования на реализацию нижеперечисленных направлений, которые частично предполагается обеспечивать за счет бюджетных ассигнований на реализацию Федеральной целевой программы развития образования и федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы:
1) обеспечение доступности дошкольного образования;
2) достижение стратегических ориентиров, заявленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»;
3) развитие инновационного характера профессионального образования как основы становления экономики знаний;
4) развитие информационно-коммуникационных технологий в образовании.
В
рамках указанных направлений
- содействие в модернизации муниципальных систем дошкольного образования;
- формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования;
- распространение на территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования;
- ежегодное поощрение лучших учителей;
-
государственная поддержка
-
формирование системы
-
развитие дистанционного
-
выплата вознаграждения за
-совершенствование организации питания учащихся общеобразовательных учреждений;
- развитие сети национальных университетов и других образовательных учреждений, в том числе федеральных университетов, национальных исследовательских, МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета;
-
обучение на подготовительных
отделениях вузов лиц,
-
развитие региональных систем
профессионального образования,
-
создание основанной на
Будет продолжена поддержка из федерального бюджета систем образования субъектов Российской Федерации, в рамках которых предусматривается предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов (в разделе «Образование») на реализацию следующих мероприятий:
- проведение оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- реализация приоритетного национального проекта «Образование»;
-
проведение противоаварийных
- подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства.
В
целях улучшения реализации гарантий
прав детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, на имущество и жилое
помещение, совместно с органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
будет продолжена выработка эффективного
механизма по обеспечению данной категории
детей жильем и совершенствованию при
необходимости законодательства Российской
Федерации в этой части.
2010 год (млрд. руб.) | 2011 год | 2012 год | 2013 год | ||||
Проект (млрд. руб.) | %% к предыдущему году | Проект (млрд. руб.) | %% к предыдущему году | Проект (млрд. руб.) | %% к предыдущему году | ||
ВСЕГО | 10 212,4 | 10 385,1 | 101,7 | 10 844,6 | 104,4 | 11 749,1 | 108,3 |
Условно утвержденные | 271,1 | 587,5 | |||||
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) | 10 212,4 | 10 385,1 | 101,7 | 10 573,5 | 101,8 | 11 161,6 | 105,6 |
в том числе: | |||||||
Образование | 433,2 | 492,5 | 113,7 | 492,3 | 100,0 | 492,2 | 100,0 |
Структура
и динамика расходов
федерального бюджета
по разделам классификации
расходов
Заключение.
Первая глава нашей курсовой работы носит общетеоретический характер. В ней мы рассмотрели общую характеристику системы образования и ее социальное значение, а также определили каковы основные источники финансирования образовательных учреждений. Затем мы кратко рассмотрели концепции модернизации российского образования. И в заключительной части этой главы мы рассмотрели национальный проект «Образование», его направления, задачи и мероприятия для осуществления этих задач.
Информация о работе Расходы бюджета на финансирование образования