Расходы бюджета на финансирование образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Цели данной работы:
- рассмотреть финансирование образования;
- рассмотреть основные источники финансирования образования;
- изучить расходы бюджета на финансирование образования.
Задачи данной курсовой работы следующие:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Система образования и ее финансирование…………………………...4
Общая характеристика системы образования и ее социальное значение…4
Источники финансирования образовательных учреждений……………….7
1.3.Концепция модернизации российского образования………………………9
1.4.Национальный проект «Образование»……………………………………..10
Глава 2. Бюджетные средства на финансирование образования и проблемы бюджетного финансирования образования……………………………………13
2.1. Анализ финансирования расходов на образование в 2007-2010 годах….13
2.2. Проблемы бюджетного финансирования образования…………………..16
Глава!3.! Основные направления бюджетной политики в сфере образования на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов……………………………19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

2.2 Проблемы бюджетного финансирования образования.

     Следствием постоянного и серьезного недофинансирования сферы образования становится снижение уровня материально-технического обеспечения учреждений, низкий уровень оплаты преподавательского состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных преподавателей. Все это ведет к снижению качества обучения подрастающего поколения. В итоге это приводит к научно-техническому отставанию нашей страны, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе. В этих условиях одной из важнейших задач государства является существенное изменение ситуации в сфере образования.

     Недостаточное финансирование отрицательно влияет на потенциал всей образовательной  системы. Это одна из причин оттока наиболее квалифицированных кадров из системы образования, а также  старения преподавательского состава: у 64% школьных учителей стаж работы превышает 25 лет.

     Имеются и другие следствия недостаточных  расходов на образование: библиотеки находятся  в неудовлетворительном состоянии; оборудование по техническим вузам  изношено на 70–75%; более 36% школ требует капитального ремонта. Наряду с этим имеет место тенденция отъезда наиболее талантливой молодежи за рубеж. Так, например, после стажировок и практик до 10% студентов российских вузов остаются за рубежом, еще 37% по разным опросам желают эмигрировать.

     Существенное  недофинансирование образования во многом объясняется следующими факторами.

     Во-первых, сохранение до сих пор административного  принципа финансирования образования  по всей вертикали бюджетов, при  котором вышестоящие финансовые органы доводят до нижестоящих лимиты финансирования, не считаясь с их потребностями, а исходя из затрат прошлых лет. Недостаточно учитывается также рост цен, существенно повышающий потребность в финансировании.

     Во-вторых, при разграничении бюджетов по трем уровням прямое и непосредственное воздействие государства на объем и структуру бюджетных ассигнований ограничено. Так, например, сегодня на федеральном уровне за государством сохраняются только следующие полномочия по организации оплаты труда в сфере образования:

     – установление минимальной заработной платы;

     – регулирование оплаты труда относительно других бюджетных отраслей;

     – территориальное и налоговое регулирование заработной платы.

     Такие же минимальные гарантии сохраняются  за федеральным центром в области  стипендиального обеспечения и питания учащихся. Финансирование остальных статей и дополнительных расходов по вышеуказанным статьям переходит на региональный и муниципальный уровень.

     В-третьих, для эффективного оперативного управления финансовыми ресурсами образовательному учреждению необходимы гарантии своевременного их получения в полном объеме. Такие гарантии призваны, в частности, обеспечить современные методы планирования потребности в бюджетных ассигнованиях.

     Однако  даже при нынешнем недостаточном  финансировании у российской системы образования есть резервы, которые можно использовать для повышения ее эффективности. По мнению отечественных аналитиков, они кроются в возможностях осуществления структурных реформ, предусматривающих пересмотр принципов нормирования финансирования образования, рационализацию бюджетных расходов и оптимизацию внебюджетного финансирования. Действующее сегодня бюджетное законодательство позволяет реализацию указанных направлений реформирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Основные направления бюджетной политики в сфере образования на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов. 

     Бюджетная политика в сфере образования на планируемый период будет направлена на обеспечение предоставления качественного образования, ориентированного на подготовку квалифицированных специалистов высшего и среднего звена, а также рабочих кадров для инновационной экономики с учетом потребностей рынка труда.

     В условиях ухудшающейся демографической  ситуации и прогнозируемого в связи с этим уменьшение числа школьников и студентов расходы, предусматриваемые в федеральном бюджете на образование, не только не сокращаются, а предусматриваются с ростом к 2010 году, что позволит перенаправить объемы бюджетных ассигнований на модернизацию и совершенствование профессионального образования.

     Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование  составит  в 2011 году  -   492,5 млрд. рублей, в 2012 году -  492,3 млрд. рублей, в 2013 году – 492,2 млрд. рублей (см. таблицу 4).  Указанные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета позволяют обеспечить исполнение расходных обязательств по предоставлению гражданам возможности получения образования в федеральных образовательных учреждениях и реализацию мероприятий в области образования, осуществляемых в общероссийских масштабах.

     Наибольший  удельный вес в расходах федерального бюджета на образование составляют расходы на высшее профессиональное образование (в 2011 году – более 85 %).

     Учитывая  значимость подготовки высококвалифицированных  специалистов с высшим профессиональным образованием для экономики страны, в 2011 и 2012 годах предусматривается продолжение начатой в 2010 году ежегодной дополнительной поддержки ведущих российских университетов в сумме 30,0 млрд. рублей. С 2013 года дополнительная поддержка не предусматривается, поскольку предполагается достижение университетами установленных целевых индикаторов.

     В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2011-2013 годах планируются бюджетные ассигнования на реализацию нижеперечисленных направлений, которые частично предполагается обеспечивать за счет бюджетных ассигнований на реализацию Федеральной целевой программы развития образования и федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы:

     1) обеспечение доступности дошкольного образования;

     2) достижение стратегических ориентиров, заявленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»;

     3) развитие инновационного характера профессионального образования как основы становления экономики знаний;

     4) развитие информационно-коммуникационных технологий в образовании.

     В рамках указанных направлений предполагается осуществление следующих мероприятий:

     - содействие в модернизации муниципальных систем дошкольного образования;

     - формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования;

     - распространение на территории  Российской Федерации моделей  образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования;

     - ежегодное поощрение лучших учителей;

     - государственная поддержка талантливой  молодежи;

     - формирование системы взаимодействия  ведущих университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на поддержку одаренности у детей и подростков;

     - развитие дистанционного образования  детей-инвалидов;

     - выплата вознаграждения за классное  руководство;

     -совершенствование организации питания учащихся общеобразовательных учреждений;

     - развитие сети национальных университетов и других образовательных учреждений, в том числе федеральных университетов, национальных исследовательских, МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета;

     - обучение на подготовительных  отделениях вузов лиц, отслуживших не менее 3-х лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации;

     - развитие региональных систем  профессионального образования,  укрепление базовых учреждений начального и среднего профессионального образования;

     - создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам.

     Будет продолжена поддержка из федерального бюджета систем образования субъектов Российской Федерации, в рамках которых предусматривается предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов (в разделе  «Образование») на реализацию следующих мероприятий:

     - проведение оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

     - реализация приоритетного национального проекта «Образование»;

     - проведение противоаварийных мероприятий  в зданиях государственных и  муниципальных общеобразовательных  учреждений;

     - подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства.

     В целях улучшения реализации гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации будет продолжена выработка эффективного механизма по обеспечению данной категории детей жильем и совершенствованию при необходимости законодательства Российской Федерации в этой части. 

                                                                                                              Таблица 4. 

     
  2010 год (млрд. руб.) 2011 год 2012 год 2013 год
Проект (млрд. руб.) %% к предыдущему году Проект (млрд. руб.) %% к предыдущему году Проект (млрд. руб.) %% к предыдущему году
ВСЕГО 10 212,4 10 385,1 101,7 10 844,6 104,4 11 749,1 108,3
Условно утвержденные       271,1   587,5  
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) 10 212,4 10 385,1 101,7 10 573,5 101,8 11 161,6 105,6
в том  числе:              
Образование 433,2 492,5 113,7 492,3 100,0 492,2 100,0

     Структура и динамика расходов федерального бюджета  по разделам классификации расходов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

     Первая глава нашей курсовой работы носит общетеоретический характер. В ней мы рассмотрели общую характеристику системы образования и ее социальное значение, а также определили каковы основные источники финансирования образовательных учреждений. Затем мы кратко рассмотрели концепции модернизации российского образования. И в заключительной части этой главы мы рассмотрели национальный проект «Образование», его направления, задачи и мероприятия для осуществления этих задач.

Информация о работе Расходы бюджета на финансирование образования