Программно-целевой метод планирования расходов бюджета и перспективы его использования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

В условиях мирового финансово-экономического кризиса и его последствий все большее значение приобретают вопросы эффективного и рационального использования бюджетных средств. Одним из наиболее эффективных методов осуществления расходов бюджетов во всем мире признается программно-целевой метод, реализуемый через целевые программы.
Программно-целевое планирование и финансирование расходов бюджета является важной частью системы государственного уп

Содержание

Введение 3
Предпосылки внедрения программно-целевого метода в России, его преимущества 6
Практика использования программно-целевого метода планирования расходов бюджетов в современной России 14
Перспективы развития программно-целевого метода планирования расходов бюджетов в РФ 21
Заключение 27
Список использованных источников 30
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая 26.docx

— 72.84 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение                                                                                                                               3

  1. Предпосылки внедрения программно-целевого метода в России, его преимущества                                                                                                                      6
  2. Практика использования программно-целевого метода планирования расходов бюджетов в современной России                                                                                     14
  3. Перспективы развития программно-целевого метода планирования расходов бюджетов в РФ                                                                                                                   21

Заключение                                                                                                                         27

Список использованных источников                                                                               30

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях мирового финансово-экономического кризиса и его последствий все большее значение приобретают вопросы эффективного и рационального использования бюджетных средств. Одним из наиболее эффективных методов осуществления расходов бюджетов во всем мире признается программно-целевой метод, реализуемый через целевые программы.

Программно-целевое планирование и финансирование расходов бюджета является важной частью системы государственного управления экономикой, позволяет обеспечить развитие приоритетных отраслей и комплексов, отдельных территорий, привлекать для этого финансовые ресурсы из разных источников.

Отличительными особенностями  программно-целевого метода являются:

  • нацеленность на решение разноплановых проблем, преимущественно межотраслевого и межтерриториального характера;
  • обеспечение увязки интересов, целей и задач органов власти и субъектов хозяйствования, а также плановых периодов различной продолжительности;
  • увязка расходов бюджета с результатами их использования, бюджетных ассигнований с функциями (услугами, видами деятельности) органов государственной власти и местного самоуправления.

Сама идея программно-целевого метода лежит в том, чтобы сосредотачивать  внимание не только на возможностях бюджета, а и на том, как наиболее эффективно их использовать с целью получения  конкретных результатов. ПЦМ тесно  связан с нормативным, балансовым и  экономико-математическими методами и предполагает разработку плана  начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики  при дальнейшем поиске и определении  эффективных путей и средств  их достижения и ресурсного обеспечения.

Стратегические цели и тактические задачи, ожидаемые социально-экономические результаты деятельности министерств, агентств, служб и организаций становятся ориентиром при распределении бюджетных средств, в т.ч. при формировании и реализации целевых программ. Первостепенное значение приобретает определение конечных результатов расходования бюджетных средств и показателей, на основании которых можно судить о степени достижения поставленных целей. При этом следует учитывать, что целевые программы позволяют финансировать проекты, малопривлекательные для частного сектора.

Таким образом, в современных условиях необходимы исследования программно-целевого планирования и финансирования как инструмента государственного финансового регулирования и управления расходами бюджетов, его особенностей, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей применения программно-целевого метода в бюджетном  планировании и прогнозировании, рассмотрение практики использования данного метода при планировании расходов бюджетов в Российской Федерации.

К задачам данной курсовой работы можно отнести:

  • рассмотрение сущности программно-целевого метода бюджетного планирования и выявление преимуществ и недостатков его применения;
  • анализ теоретических представлений о программно-целевом планировании и финансировании расходов бюджета;
  • определение факторов, влияющих на эффективность программно-целевого планирования и финансирования расходов бюджета;
  • изучение практики программно-целевого метода планирования расходов федерального бюджета РФ;
  • внесение предложений по эффективному планированию расходов федерального бюджета РФ программно-целевым методом.

Предметом исследования данной курсовой работы выступает программно-целевой  метод бюджетного планирования.

Объектом исследования данной курсовой работы является бюджеты РФ.

Методы исследования, использовавшиеся при подготовке курсовой работы, включают с одной стороны эмпирическую часть, а с другой – подкреплены объемной теоретической и методологической базой. В основе эмпирической базы курсовой работы лежит рассмотрение применения программно – целевого метода при планировании расходов бюджета РФ. Теоретической и методологической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, законодательные и нормативные акты РФ, методические и справочные материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предпосылки внедрения программно-целевого метода в России, его преимущества                                                                                                                  

 

В настоящее время перед  РФ стоит задача обеспечения макроэкономической устойчивости и создания условий для высоких темпов экономического роста. Вместе с тем важнейшей проблемой экономики РФ выступает снижение темпов ее развития в силу исчерпания «сырьевой» модели экономического роста. Для перехода к модели развития, в рамках которой рост ВВП превышает динамику экспорта и обусловлен развитием высокотехнологичных обрабатывающих производств, органы власти РФ должны обладать действенными инструментами воздействия на темпы экономического роста [12, с. 11-12].

Подавляющая часть инструментов государственного воздействия, способствующих росту темпов экономического развития, направлена на ускорение накопления частного капитала в физической и  нематериальной форме. Традиционно  акценты фискальной политики в этом процессе смещены на стимулирование частных сбережений и инвестиций через такие инструменты, как  снижение налогового бремени и увеличение текущих расходов бюджета для  расширения платежеспособного спроса. Однако теоретические и эмпирические исследования, проведенные в 1990-х  гг., выявили высокую эффективность  прямого финансового воздействия  на национальные инвестиции и темпы  экономического роста через национальные и целевые программы и проекты.

Поэтому для обеспечения  необходимых темпов экономического роста, в т.ч. в условиях мирового финансового кризиса, помимо таких мер, как проведение активной социальной политики, стимулирование диверсификации экономики, потребительского спроса, ипотеки и жилищного строительства, улучшение инвестиционного климата особое внимание следует уделить совершенствованию программно-целевого метода планирования и финансирования расходов бюджета. В этом случае ориентация бюджета на развитие достигается как за счет снижения налоговой нагрузки, так и за счет увеличения расходов на реализацию целевых программ, поскольку последние создают необходимые условия для развития отдельных регионов и отраслей.

Программно-целевое планирование и финансирование расходов бюджета  – это комплексный инструмент управления расходами бюджета, который  направлен на достижение качественно  и количественно определенных целей  социально-экономического развития и  представляет собой процесс разработки, финансового обеспечения реализации и мониторинга целевых программ.

Одним из основных направлений  реформирования бюджетного процесса в 2004-2010 гг. являлся переход на среднесрочное  бюджетное планирование и бюджетирование, ориентированное на результаты, главным  элементом и инструментом которых  и выступает программно-целевой  метод управления и бюджетного планирования.

Сущность программно-целевого метода заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, в  разработке взаимоувязанных мероприятий  по их достижению в намечаемые сроки  при сбалансированном обеспечении  ресурсами с учетом экономической  и социальной эффективности их использования. ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления [16, с.109].

Совершенствование методики порядка планирования и финансирования расходов бюджета может оказывать локальный эффект, а может приводить и к качественным изменениям социально-экономических параметров. Именно к таким изменениям приводит внедрение программно-целевого метода (ПЦМ) планирования и финансирования расходов бюджета, меняющего не только содержание всех стадий бюджетного процесса, но и саму концепцию управления расходами бюджета, переориентируя ее на повышение эффективности управления бюджетом в целом.

В самом общем виде ПЦМ  можно определить как систему, связывающую  произведенные расходы с ожидаемой  отдачей от них, т.е. с их социальной и экономической эффективностью.

В отличие от большинства  инструментов государственного финансового  регулирования ПЦМ применяется  как в централизованной, так и  в рыночной экономике. В любой  экономике данный метод позволяет  реализовать плановое начало, укреплять  государственное воздействие на социально-экономические процессы, обеспечивать эффективное и результативное распределение бюджетных средств. Вместе с тем программы никаким образом не препятствуют рыночным отношениям, если их реализация опирается не на командное принуждение со стороны государственных органов, а на использование таких экономических стимулов и рычагов, как государственные заказы на конкурсной основе, контракты, договоры о поставках, обеспечиваемые финансированием, оплатой, приносящие выгоду.

Как правило, ПЦМ должен быть  использован, если проблема не устраняется в процессе естественного функционирования системы, а, наоборот, обладает тенденцией к обострению. Вследствие этого необходимо провести специальные программные мероприятия, сконцентрировать усилия, мобилизовать ресурсные возможности в интересах решения проблемы в течение определенного срока.

Программно-целевое планирование и финансирование расходов бюджета базируется на логической цепочке: «цели – пути – способы – средства». На первом этапе определяются цели, которые необходимо достичь, потом выбираются наиболее эффективные пути и конкретные способы их реализации, источники финансирования мероприятий целевой программы, разрабатывается и утверждается программа и лишь после этого осуществляется финансирование мероприятий по реализации программы. Таким образом, в непосредственной увязке со стратегическим планированием осуществляется программирование, когда формируются национальные и целевые программы и проекты, что позволяет концентрировать государственные финансовые ресурсы на реализации национальных приоритетов, добиваясь максимально возможного социально-экономического эффекта [13, с. 92-97]. ПЦМ позволяет решать различные задачи, некоторые из которых представлены в Приложении 1 [12, с. 17-18].

В этой связи можно сделать  вывод о том, что особенностью ПЦМ планирования и финансирования расходов бюджета как инструмента  государственного регулирования является то, что он сам по себе «активен», то есть позволяет не только осуществлять текущее наблюдение за развитием  ситуации, но и вмешиваться в процесс  реализации с целью оказания влияния  на конечные последствия, что отличает его от большинства других методов [6, с. 321].

Еще одна характерная черта  ПЦМ заключается в его приспособленности  к поиску эффективных, экономичных  вариантов проблемных решений. В  процессе взаимного согласования целей, программных мероприятий и ресурсных  потребностей осуществляется вариантный анализ путей решения проблемы и  видов используемых для этого  ресурсов. Такой анализ направлен  на поиск системы программных  действий, удовлетворяющей одному из двух условий:

  • достижение заданных величин целевых ориентиров при минимально допустимых затратах ресурсов и в возможно более короткие сроки;
  • достижение максимально возможного эффекта при заданном уровне затрат на решение программной проблемы в определенные сроки.

Существенной чертой программно-целевого метода является наличие как конкретных органов власти, организаций, отвечающих за общую координацию и стратегию  программно-целевого планирования и  финансирования, так и конкретных исполнителей, полностью отвечающих за выполнение программы, строгое разграничение  прав и ответственности, определение  периода работы по программе и  необходимых ресурсов для ее выполнения.

Информация о работе Программно-целевой метод планирования расходов бюджета и перспективы его использования в России