Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 21:40, курсовая работа
В условиях мирового финансово-экономического кризиса и его последствий все большее значение приобретают вопросы эффективного и рационального использования бюджетных средств. Одним из наиболее эффективных методов осуществления расходов бюджетов во всем мире признается программно-целевой метод, реализуемый через целевые программы.
Программно-целевое планирование и финансирование расходов бюджета является важной частью системы государственного уп
Введение 3
Предпосылки внедрения программно-целевого метода в России, его преимущества 6
Практика использования программно-целевого метода планирования расходов бюджетов в современной России 14
Перспективы развития программно-целевого метода планирования расходов бюджетов в РФ 21
Заключение 27
Список использованных источников 30
Приложения
Содержание
Введение
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В условиях мирового финансово-экономического кризиса и его последствий все большее значение приобретают вопросы эффективного и рационального использования бюджетных средств. Одним из наиболее эффективных методов осуществления расходов бюджетов во всем мире признается программно-целевой метод, реализуемый через целевые программы.
Программно-целевое планировани
Отличительными особенностями программно-целевого метода являются:
Сама идея программно-целевого метода
лежит в том, чтобы сосредотачивать
внимание не только на возможностях бюджета,
а и на том, как наиболее эффективно
их использовать с целью получения
конкретных результатов. ПЦМ тесно
связан с нормативным, балансовым и
экономико-математическими
Стратегические цели и тактические задачи, ожидаемые социально-экономические результаты деятельности министерств, агентств, служб и организаций становятся ориентиром при распределении бюджетных средств, в т.ч. при формировании и реализации целевых программ. Первостепенное значение приобретает определение конечных результатов расходования бюджетных средств и показателей, на основании которых можно судить о степени достижения поставленных целей. При этом следует учитывать, что целевые программы позволяют финансировать проекты, малопривлекательные для частного сектора.
Таким образом, в современных условиях необходимы исследования программно-целевого планирования и финансирования как инструмента государственного финансового регулирования и управления расходами бюджетов, его особенностей, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей применения программно-целевого метода в бюджетном планировании и прогнозировании, рассмотрение практики использования данного метода при планировании расходов бюджетов в Российской Федерации.
К задачам данной курсовой работы можно отнести:
Предметом исследования данной курсовой работы выступает программно-целевой метод бюджетного планирования.
Объектом исследования данной курсовой работы является бюджеты РФ.
Методы исследования, использовавшиеся при подготовке курсовой работы, включают с одной стороны эмпирическую часть, а с другой – подкреплены объемной теоретической и методологической базой. В основе эмпирической базы курсовой работы лежит рассмотрение применения программно – целевого метода при планировании расходов бюджета РФ. Теоретической и методологической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, законодательные и нормативные акты РФ, методические и справочные материалы.
В настоящее время перед РФ стоит задача обеспечения макроэкономической устойчивости и создания условий для высоких темпов экономического роста. Вместе с тем важнейшей проблемой экономики РФ выступает снижение темпов ее развития в силу исчерпания «сырьевой» модели экономического роста. Для перехода к модели развития, в рамках которой рост ВВП превышает динамику экспорта и обусловлен развитием высокотехнологичных обрабатывающих производств, органы власти РФ должны обладать действенными инструментами воздействия на темпы экономического роста [12, с. 11-12].
Подавляющая часть инструментов
государственного воздействия, способствующих
росту темпов экономического развития,
направлена на ускорение накопления
частного капитала в физической и
нематериальной форме. Традиционно
акценты фискальной политики в этом
процессе смещены на стимулирование
частных сбережений и инвестиций
через такие инструменты, как
снижение налогового бремени и увеличение
текущих расходов бюджета для
расширения платежеспособного спроса.
Однако теоретические и эмпирические
исследования, проведенные в 1990-х
гг., выявили высокую эффективность
прямого финансового
Поэтому для обеспечения необходимых темпов экономического роста, в т.ч. в условиях мирового финансового кризиса, помимо таких мер, как проведение активной социальной политики, стимулирование диверсификации экономики, потребительского спроса, ипотеки и жилищного строительства, улучшение инвестиционного климата особое внимание следует уделить совершенствованию программно-целевого метода планирования и финансирования расходов бюджета. В этом случае ориентация бюджета на развитие достигается как за счет снижения налоговой нагрузки, так и за счет увеличения расходов на реализацию целевых программ, поскольку последние создают необходимые условия для развития отдельных регионов и отраслей.
Программно-целевое
Одним из основных направлений
реформирования бюджетного процесса в
2004-2010 гг. являлся переход на среднесрочное
бюджетное планирование и бюджетирование,
ориентированное на результаты, главным
элементом и инструментом которых
и выступает программно-
Сущность программно-целевого метода заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, в разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намечаемые сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом экономической и социальной эффективности их использования. ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления [16, с.109].
Совершенствование методики порядка планирования и финансирования расходов бюджета может оказывать локальный эффект, а может приводить и к качественным изменениям социально-экономических параметров. Именно к таким изменениям приводит внедрение программно-целевого метода (ПЦМ) планирования и финансирования расходов бюджета, меняющего не только содержание всех стадий бюджетного процесса, но и саму концепцию управления расходами бюджета, переориентируя ее на повышение эффективности управления бюджетом в целом.
В самом общем виде ПЦМ
можно определить как систему, связывающую
произведенные расходы с
В отличие от большинства
инструментов государственного финансового
регулирования ПЦМ применяется
как в централизованной, так и
в рыночной экономике. В любой
экономике данный метод позволяет
реализовать плановое начало, укреплять
государственное воздействие на
социально-экономические
Как правило, ПЦМ должен быть использован, если проблема не устраняется в процессе естественного функционирования системы, а, наоборот, обладает тенденцией к обострению. Вследствие этого необходимо провести специальные программные мероприятия, сконцентрировать усилия, мобилизовать ресурсные возможности в интересах решения проблемы в течение определенного срока.
Программно-целевое планирование и финансирование расходов бюджета базируется на логической цепочке: «цели – пути – способы – средства». На первом этапе определяются цели, которые необходимо достичь, потом выбираются наиболее эффективные пути и конкретные способы их реализации, источники финансирования мероприятий целевой программы, разрабатывается и утверждается программа и лишь после этого осуществляется финансирование мероприятий по реализации программы. Таким образом, в непосредственной увязке со стратегическим планированием осуществляется программирование, когда формируются национальные и целевые программы и проекты, что позволяет концентрировать государственные финансовые ресурсы на реализации национальных приоритетов, добиваясь максимально возможного социально-экономического эффекта [13, с. 92-97]. ПЦМ позволяет решать различные задачи, некоторые из которых представлены в Приложении 1 [12, с. 17-18].
В этой связи можно сделать вывод о том, что особенностью ПЦМ планирования и финансирования расходов бюджета как инструмента государственного регулирования является то, что он сам по себе «активен», то есть позволяет не только осуществлять текущее наблюдение за развитием ситуации, но и вмешиваться в процесс реализации с целью оказания влияния на конечные последствия, что отличает его от большинства других методов [6, с. 321].
Еще одна характерная черта
ПЦМ заключается в его
Существенной чертой программно-целевого метода является наличие как конкретных органов власти, организаций, отвечающих за общую координацию и стратегию программно-целевого планирования и финансирования, так и конкретных исполнителей, полностью отвечающих за выполнение программы, строгое разграничение прав и ответственности, определение периода работы по программе и необходимых ресурсов для ее выполнения.