Проблемы распределения налогов между бюджетами разного уровня в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является выявление региональных проблем развития и регулирования бюджетных отношений в условиях дефицита финансовых ресурсов, вызванных трансформационными и кризисными процессами в экономике и, на этой основе, разработка методики обоснования межбюджетных отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Системе налогов РФ………………………………………………………5
Бюджетный федерализм. Формирование налогово-бюджетной системы РФ…………………………………………………………………………..9
Проблемы распределение средств между бюджетами разного уровня……………………………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………..20
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ БЮДЖ,СИСТЕМА.doc

— 103.00 Кб (Скачать)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  РФ

«ЮЖНЫЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ  СВЯЗЕЙ 
 
 

Реферат по бюджетной системе  РФ

на  тему:

Проблемы  распределения налогов между бюджетами разного уровня в РФ 

Вариант 5 

Выполнила:

студентка  2  курса

группы  2009-ЗФК-1

(Ф.И.О.) 

Проверил:

преподаватель   
 
 
 
 
 
 
 

г. Ростов-на-Дону

  1. год
 

Содержание 

  1. Введение…………………………………………………………………...3
  2. Системе налогов РФ………………………………………………………5
  3. Бюджетный федерализм. Формирование налогово-бюджетной системы РФ…………………………………………………………………………..9
  4. Проблемы распределение средств между бюджетами разного уровня……………………………………………………………………..13
  5. Заключение………………………………………………………………..20
  6. Список используемой литературы………………………………………21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Актуальность темы исследования системы налогов и распределения средств между бюджетами разного уровня определяется финансовыми реформами, которые играют важнейшую роль в экономической политике государства по двум причинам. Во-первых, без последовательной бюджетной политики усилия по стабилизации экономики не эффективны. Во-вторых, распределительные и стимулирующие аспекты налоговой политики исключительно важны для структурных преобразований экономики - с их помощью создается среда, в которой может эффективно развиваться предпринимательство. В результате этих реформ меняется характер ответственности органов власти на всех уровнях, в частности, отношения по расходам государственных средств, доходам и способам их получения. При этом местные органы власти также имеют право на собственность и играют решающую роль в управлении и распоряжении ей. В ходе реформ, в расходной части бюджета, на региональный уровень легла еще одна функция, связанная с социальной защитой, которая из системы субсидий превращается в целенаправленную программу социального обеспечения. Формируя модель межбюджетных отношений, исключительно важно определить характер современной отечественной экономики и особенности ее проявления в субъектах Федерации, характеризующиеся противоречивыми явлениями. В целом экономика развивается по рыночному сценарию, формируются рыночные регуляторы, население активно вовлекается и адаптируется в новые условия.

Целью настоящего исследования является выявление региональных проблем развития и регулирования  бюджетных отношений в условиях дефицита финансовых ресурсов, вызванных трансформационными и кризисными процессами в экономике и, на этой основе, разработка методики обоснования межбюджетных отношений. Исходя из этой цели, в работе решались следующие задачи: обосновать структуру бюджетных отношений в рыночной экономике; сформулировать концепцию взаимодействия федерального и региональных бюджетов; выявить региональную специфику бюджетных отношений; системно исследовать социально-экономическое положение региона в аспекте межбюджетных отношений; систематизировать условия формирования регионального бюджета в трансформационном процессе; обосновать приоритетные направления реформирования бюджетной системы региона; определить региональные особенности регулирования бюджетных отношений. Предметом исследования является региональная бюджетная система в экономике. Объектом исследования представлена совокупность субъектов бюджетных отношений в трансформационной экономике.

 

Система налогов Российской Федерации 

В условиях рыночной экономики главной целью предпринимательской деятельности является получение дохода, поэтому налоговая система должна максимально ориентироваться на то, чтобы отследить факт возникновения дохода в любой сфере деятельности и в любой форме, предоставить методику определения объема соответствующих доходов и не допустить избыточной нагрузки на тот или иной вид дохода. При этом налоговая система, обеспечивая изъятие части доходов в бюджетную систему страны, должна способствовать сохранению интереса к предпринимательской деятельности юридических лиц и трудовой деятельности физических лиц и создать надежные преграды для перехода экономических субъектов в сферу неформальной (теневой) экономики.

Принцип многоканальности налоговой системы в Российской Федерации в настоящее время  реализуется через систему следующих основных налогов и сборов: налог на добавленную стоимость (НДС); налог на прибыль организаций; акцизы на алкогольную и табачную продукцию, нефтепродукты; налог на добычу полезных ископаемых, включая нефть и газовый конденсат; таможенные пошлины; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог (ЕСН); налоги на имущество, земельный налог; единый сельскохозяйственный налог; транспортный налог и др.

В Российской Федерации  принцип иерархической организации  налоговой системы реализован в соответствии с действующим Налоговым кодексом через выделение федеральных, региональных и местных налогов и сборов. В основе отнесения того или иного налога и сбора к конкретному типу, с одной стороны, лежит территориальный (географический) признак (т.е. по сфере их единообразного применения), а с другой – полномочия властей различного уровня по регулированию налоговых правоотношений на подведомственной им территории. Правовое оформление налоговой системы рыночной экономики обеспечивается системой законов, которые определяют принципы построения налоговой системы, ее структуру, состав, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

В числе наиболее важных принципов налогообложения  и сборов, определяемых Налоговым кодексом Российской Федерации, следует выделить: закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; порядок прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; сопряжение российского и международного налоговых законодательств. Принятие Налогового кодекса Российской Федерации было направлено на решение таких задач, как:

-укрепление правовой базы в сфере налогообложения в направлении систематизации и унификации действующих законов;

-оформление налогового законодательства в специальную отрасль публичного права и законодательного определения единых базовых понятий и категорий в сфере налогообложения;

-формирование системы конкретных налогов, наиболее адекватно отвечающей интересам федеративного государства;

-формирование нейтральной, справедливой по отношению к налогоплательщикам, стабильной системы налогов, обеспечивающей необходимые условия нормального функционирования всех отраслей экономики (ликвидация необоснованных налоговых льгот);

-достижение фискальной эффективности налоговой системы, обеспечение формирования доходной базы государства и в условиях экономического спада и подъема, отказ от одноканальной системы формирования доходов бюджета;

-применение международных подходов, позволяющих разграничить источники доходов бюджетов РФ и доходов бюджетов иностранных государств в соответствии с правилами и нормами международного налогообложения;

-создание эффективной системы администрирования налогов.

Анализируя изменения  в налоговом законодательстве после принятия Налогового кодекса Российской Федерации, следует выделить четыре этапа проведения налоговой реформы.

Первый этап – реализация налоговой реформы к началу 2001 г. – реформа подоходного налога в направлении снижения предельной ставки, расширения налоговой базы, повышения нейтральности по отношению к действиям экономических агентов и обеспечения горизонтальной справедливости налога; реформа социальных платежей и установление единого социального налога; реформа налога на добавленную стоимость в направлении приближения системы взимания НДС в России к принятым в мировой практике стандартам; реформа акцизов в направлении введения индексации ставок на алкогольную продукцию и раздельной уплаты между производителями и оптовиками, введения акциза на дизельное топливо и моторные масла.

Второй этап – налоговая политика в 2001 г. –  реформа налога на прибыль в направлении  снижения его ставки до 24% и разрешения принимать к вычету из налогооблагаемой базы все экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы, перехода к определению доходов и расходов по методу начисления, определения принципов налогового учета, устранения двойного налогообложения дивидендов; реформа в направлении замены трех действовавших платежей (плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы на нефть, и газовый конденсат) одним налогом на добычу полезных ископаемых (роялти); перевод организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСН) независимо от численности работников и при условии доли выручки от реализации сельхозпродукции, произведенной на сельхозугодиях, за предшествующий календарный год в общей выручке не менее 70%.

Третий этап – налоговая политика в 2002 г. – введение упрощенной системы налогообложения в направлении замены уплаты налога на прибыль организации (для индивидуальных предпринимателей – подоходного налога), НДС, налога с продаж, налога на имущество и единого социального налога единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

Четвертый этап – основные направления налоговой реформы на 2003–2005 гг. – продолжение курса на дальнейшее снижение налогового бремени как одного из условий обеспечения экономического роста и диверсификации экономики; упрощение налоговой системы и уменьшение числа налогов, ориентация на те налоги, которые стимулировали бы мотивацию к росту прибыли, личных доходов, занятости и отказа от теневой экономической деятельности; усиление справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в том числе путем отказа от неэффективных налоговых льгот, и корректировка норм, искажающих экономическое содержание налогов; улучшение налогового администрирования как одно из условий повышения уровня собираемости налогов и сборов, а также снижения издержек, связанных с соблюдением законодательства о налогах и сборах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бюджетный федерализм. Формирование налогово-бюджетной системы РФ 

В контексте  процесса становления налоговой  системы рассмотрим наиболее существенные процессы, происходившие в бюджетной системе российского государства за этот же период. Это позволит выявить основные проблемы обеспечения сбалансированности всей налогово-бюджетной системы Российской Федерации с учетом сложившегося уровня развития рыночной инфраструктуры.

Бюджетная система  Российской Федерации представляет собой совокупность бюджетов трех уровней власти (федеральные, региональные и местные) и бюджетов государственных и территориальных государственных внебюджетных фондов.

Межбюджетные  отношения – взаимоотношения  между федеральными органами государственной  власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса (ст.6 БК РФ).

Новая концепция  бюджетного устройства России, основанная на бюджетном федерализме, обеспечивалась принятием ряда законодательных актов, регламентирующих расширение демократических принципов построения бюджетной системы и усиления территориальных аспектов управления. Один из основных принципов межбюджетных отношений – выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований – лежит в основе формирования соответствующей конструкции финансовой помощи органами государственной власти РФ органам государственной власти субъектов РФ, органами государственной власти субъекта РФ органам местного самоуправления. Именно эти конструктивные особенности финансовой помощи между бюджетами разных уровней власти и предопределяют качественное содержание двух базовых экономических категорий – «бюджет» и «налог», а в практическом плане – уровень сбалансированности налогово-бюджетной системы государства.

Усилия по реформированию в России межбюджетных отношений  в последние годы были сконцентрированы на повышении эффективности федеральной финансовой помощи бюджетам субъектов РФ, что обеспечило к настоящему времени существование в достаточной степени эффективного механизма распределения дотаций из Фонда финансовой поддержки регионов и финансовой помощи бюджетам муниципальных образований из бюджетов субъектов РФ.

Формирование  справедливой и сбалансированной налогово-бюджетной системы Российской Федерации – это многоэтапный процесс, основанный на четко сформулированных целях и приоритетах в рамках пользующейся поддержкой общества последовательной государственной налогово-бюджетной политики. Этот процесс должен включать, прежде всего совершенствование налогового администрирования и межбюджетных отношений, улучшение организации деятельности налоговых органов по обеспечению налоговых поступлений и федеральной финансовой помощи региональным бюджетам в рамках новых организационных форм налогово-бюджетных отношений.

Информация о работе Проблемы распределения налогов между бюджетами разного уровня в РФ