Предприятие и его самостоятельность на основе законодательных актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 18:29, лекция

Описание работы

Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия. Удовлетворение общественных потребностей в его продукции, работах, услугах регулируется государством экономическими методами.

Работа содержит 1 файл

1 Предприятие.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

              Государство   обеспечивает  предприятию   независимо  от  формы собственности    равные    правовые    и    экономические    условия хозяйствования.

     Государство   способствует  развитию   рынка,  осуществляя  его регулирование с помощью экономических  рычагов и стимулов, реализует антимонопольные    меры,   обеспечивает    социальную   защищенность трудящихся.

     Государство    создает     льготные    условия    предприятиям, осуществляющим  техническое  совершенствование   производства  и,  в первую очередь, внедряющим открытия, изобретения, рационализаторские предложения.

    Органы  государственного  управления  строят  свои  отношения  с предприятием, используя экономические рычаги  -- проценты по вкладам и ссудам, доходы по ценным бумагам,  цены и налоги, налоговые льготы и экономические санкции, целевые дотации  и субсидии, валютный курс, нормы амортизационных отчислений, социальные, экологические и другие нормы и нормативы.

     В случае объявления в  соответствии  с постановлением Верховного Совета  Республики  Беларусь   чрезвычайного  положения  предприятие обязано выполнять указания Правительства Республики Беларусь.

УЧЕТ  И ОТЧЕТНОСТЬ

      Предприятие  осуществляет  оперативный   и  бухгалтерский  учет результатов своей работы, представляет статистическую отчетность.

      Руководитель министерства или   иного  органа  государственного управления вправе устанавливать для подведомственных государственных предприятий дополнительные виды финансовой отчетности.

                Формы      государственной      статистической     отчетности устанавливаются  органами  государственной   статистики  и  включают только фактические данные, а также  адреса и сроки ее представления. Запрещается  требовать  представления  статистической  отчетности  с нарушением установленного настоящим  Законом порядка, за исключением случаев, предусмотренных частью второй  статьи 93 настоящего Закона. Сведения,   не    предусмотренные   государственной   статистической отчетностью   и   частью   второй   статьи   93  настоящего  Закона, предприятием  могут быть  представлены на  договорной основе  либо в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

                Должностные лица  предприятия  за непредставление  и искажение государственной  отчетности  несут  установленную  законодательством дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность. 

КОММЕРЧЕСКАЯ  ТАЙНА  ПРЕДПРИЯТИЯ

      Под коммерческой  тайной предприятия  понимаются  не являющиеся государственными  секретами  сведения,  связанные  с  производством, технологической   информацией,  управлением,   финансами  и   другой деятельностью  предприятия, разглашение (передача, утечка)  которых может нанести ущерб его интересам.

       Состав  и  объем  сведений,  составляющих коммерческую тайну, порядок   их   защиты   определяются   руководителем  предприятия  в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

     Должностные   лица   государственных   органов,  уполномоченные проводить   проверки   деятельности   предприятия,   имеют  право  в соответствии   с   их   компетенцией   знакомиться   со  сведениями, составляющими   коммерческую   тайну    предприятия,   при   условии ответственности за разглашение этих сведений.

              Ответственность    за   разглашение    сведений,   составляющих коммерческую  тайну предприятия,  и нарушение  порядка охраны  таких сведений   устанавливается    законодательными   актами   Республики Беларусь. 

              ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ПРЕДПРИЯТИЯ

     В  случае   совершения   предприятием  действий,  выходящих   за пределы целей  и задач,  определенных его  уставом, либо  нарушающих закон,  собственнику   или  уполномоченному   им  органу  управления предприятием может  быть вынесено письменное предупреждение органом, зарегистрировавшим предприятие, либо прокурором.

     В    случае   занятия    деятельностью,   требующей   получения специального  разрешения  (лицензии),  но  осуществляемой без такого разрешения (лицензии), с  предприятия взыскиваются налоговым органом доходы, полученные  от занятия этими видами  деятельности, и штраф в размере   полученных   доходов   от   этой   деятельности,  которые направляются в доход республиканского бюджета.

              В  случаях   осуществления   предприятием   деятельности    без надлежащего  разрешения  (лицензии)  или  деятельности,  запрещенной законодательством  Республики  Беларусь,  орган,  зарегистрировавший предприятие,   прокурор,   а  также  иной  государственный  орган  в пределах,  предусмотренных  законодательством  Республики  Беларусь, имеют право предъявить в суд иск о его ликвидации.

              За  нарушение  договорных  обязательств,  кредитно-расчетной  и налоговой дисциплины,  требований к качеству  продукции, иных правил осуществления    хозяйственной   деятельности    предприятие   несет имущественную    ответственность,     предусмотренную    действующим законодательством.

     Уплата  штрафов и неустоек  за  нарушение условий договора, а также возмещение причиненных убытков  не освобождают предприятие без согласия  потребителя   от  выполнения  обязательств   по  поставкам продукции, производству работ или оказанию услуг.

     Предприятие обязано возместить ущерб, причиненный несоблюдением требований по  рациональному использованию земли  и других природных ресурсов,  охране окружающей  среды  от  загрязнений и  иных вредных воздействий,    нарушением    правил    безопасности   производства, санитарно-гигиенических  норм и  требований по  защите здоровья  его работников,  населения и  потребителей продукции,  а также  уплатить штраф в установленном законодательством размере.

      Деятельность  предприятия,   нарушающего   установленный  режим природопользования,   может   быть    в   порядке,   предусмотренном законодательными  актами  Республики   Беларусь,  приостановлена  до устранения допущенных нарушений. 

КОНТРОЛЬ  ЗА  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

     Комплексная   ревизия    финансово-хозяйственной   деятельности предприятия  может  производиться  по  инициативе  собственника  или уполномоченного им органа  и не чаще чем один  раз в год. Результаты ревизии сообщаются предприятию.

              Налоговые   и   другие   государственные   органы,  на  которые законодательными  актами  Республики   Беларусь  возложена  проверка отдельных сторон деятельности  предприятия, могут осуществлять такие проверки  по мере  возникновения необходимости  и строго  в пределах своей компетенции.  Предприятие имеет право  не выполнять требования этих  органов  по  вопросам,  не  входящим  в  их  компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету контроля.

     Результаты    проверок    сообщаются    предприятию.

     Предприятия,    организации,    учреждения    и    общественные объединения,   при   которых   созданы   кооперативы,   осуществляют финансовый контроль за результатами их деятельности. 

   ОТНОШЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ С  ОРГАНАМИ  ГОСУДАРСТВЕННОГО

               УПРАВЛЕНИЯ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

          Взаимоотношения   предприятия   с   органами   государственного управления  и  местного  самоуправления  строятся  в  соответствии с настоящим  Законом  и  другими  законодательными  актами  Республики Беларусь, устанавливающими компетенцию этих органов.

    Предприятие имеет  право   на  добровольной   основе   принимать участие  в  формировании  государственных  внебюджетных  фондов,  за исключением случаев,  предусмотренных  законодательством  Республики Беларусь, когда платежи в такие фонды являются обязательными.

    Предприятие участвует в работе  по комплексному экономическому  и социальному   развитию   территории,   проводимой   местным  Советом депутатов за счет средств местного бюджета.

    Предприятие  создает по  решению местного  Совета депутатов  или иного   государственного  органа   за  счет   средств  этих  органов дополнительные рабочие места, в том числе специализированные для лиц с ограниченной   трудоспособностью,  для   трудоустройства  граждан, которым государство предоставляет дополнительные гарантии занятости. 

     УСЛОВИЯ ЛИКВИДАЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ  ПРЕДПРИЯТИЯ

     Прекращение деятельности предприятия  может осуществляться путем его реорганизации или ликвидации.

     Ликвидация и реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение,  преобразование)  предприятия   производятся  по  решению собственника его  имущества или уполномоченного им  органа,  либо по решению суда или хозяйственного  суда.

     Реорганизация предприятия, которая  может вызвать экологические, социальные,   демографические  и   иные  последствия,  затрагивающие интересы    населения   территории,    должна   согласовываться    с соответствующим местным Советом депутатов.

     Предприятие ликвидируется по  решению суда:

            если  будут   признаны  недействительными   акты   о   создании предприятия;

          в случае признания его банкротом;

           в случаях систематического осуществления деятельности:

          противоречащей целям деятельности  предприятия;

          без надлежащего разрешения (лицензии);

          запрещенной законодательными актами;

          иной деятельности с нарушением  законодательства.

     Предприятие может  быть ликвидировано   по  другим  основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь.

     Предприятие считается  реорганизованным  или ликвидированным с момента внесения регистрирующим  органом  соответствующей  записи  в книгу государственной регистрации.

              При   реорганизации   и   ликвидации   предприятия  увольняемым работникам   гарантируется  соблюдение   их  прав   и  интересов   в соответствии с действующим законодательством.

     В  случае   слияния  предприятия   с   другим  предприятием  все имущественные  права  и  обязанности  каждого  из  них переходят к предприятию, возникшему в результате слияния.

     При  присоединении  одного  предприятия  к  другому   последнему переходят  все  имущественные  права  и  обязанности присоединенного предприятия.

     В случае разделения предприятия   к созданным в результате этого разделения  новым  предприятиям  переходят  по  разделительному акту (балансу),   в   соответствующих   частях,   имущественные права и обязанности реорганизованного предприятия.

     При  выделении  из  предприятия   одного  или нескольких  новых предприятий  к  каждому  из  них  переходят  по разделительному акту (балансу),   в   соответствующих   частях,   имущественные права и обязанности реорганизованного предприятия.

     При  преобразовании   одного  предприятия  в   другое  к вновь возникшему   предприятию   переходят   все   имущественные  права  и обязанности прежнего предприятия.

     Ликвидация предприятия осуществляется  ликвидационной комиссией, образуемой органом,  принявшим решение о ликвидации.  По его решению ликвидация может  проводиться самим предприятием  в лице его  органа управления.

     Орган,    принявший   решение    о   ликвидации    предприятия, устанавливает порядок  и сроки проведения  ликвидации, а также  срок для заявления претензий кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с момента объявления о ликвидации.

Информация о работе Предприятие и его самостоятельность на основе законодательных актов