Порядок составления консолидированной отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования работы является консолидированная отчетность и ее составляющие.

Целью курсовой работы является освещение вопросов, касающихся понятия консолидированной отчетности в целом и форм отчетности с точки зрения информации, необходимой для пользователей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ПОНЯТИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЁТНОСТИ……………………………………….5
Сущность и значение бухгалтерской отчетности………………………5
. Порядок формирования форм бухгалтерской отчетности……………8
СУЩНОСТЬ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ………….11

2.1 Назначение и область применения консолидированной финансовой отчетности……………………………………………………………………...11
. Принципы подготовки консолидированной финансовой отчетности..13

3.ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ………………………………………………………………………18
Подготовка показателей отчетности дочерних компаний к составлению консолидированной финансовой отчетности…………………………….20
Целевое назначение отчета о движении денежных средств…………….21
Особенности составления консолидированного отчета о прибылях и убытках…………………………………………………………………….25



ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…………27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

отчетность.docx

— 58.35 Кб (Скачать)

· расчетов по коммерческим операциям;

· кредитов, выданных предприятиям группы;

· долгосрочных финансовых вложений;

· векселей;

· прочей задолженности;

· краткосрочных финансовых вложений.

Элиминируются инвестиции материнской  компании в дочерние предприятия  и доля, принадлежащая материнской  компании в капитале дочерних предприятий.

Статьи собственного капитала дочернего предприятия, подлежащие консолидации, следующие:

· уставный капитал;

· резервный капитал;

· нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Можно выделить этапы консолидирования баланса в зависимости от наличия  или отсутствия взаимных операций:

- первичная консолидация (при составлении впервые консолидированной  отчетности группы, ранее независимых  предприятий) связана с приобретением  инвестируемого предприятия;

- последующая консолидация (при составлении консолидированной  отчетности группы, образованной  ранее и уже осуществляющей  взаимные операции).

Техника и методы составления  консолидированной отчетности в  разных странах различны.

В зависимости от характера  сделки при инвестировании и установлении контроля

выделяют два метода составления  первичной консолидированной отчетности: метод покупки (приобретения) и метод  слияния (поглощения). Эти методы различаются  процедурно и оказывают большое  влияние на совокупные финансовые результаты, представляемые в консолидированной  отчетности.

 

 

    1. Подготовка показателей отчетности дочерних компаний к составлению консолидированной финансовой отчетности

 

 

Общим требованием, предъявляемым к годовому консолидированному бухгалтерскому отчету, является условие, что имущественное и финансовое положение, а также уровень доходов должны быть представлены таким образом, чтобы группа предприятий выглядела как единое целое.

Проблема заключается  в том, что балансы материнской  и дочерней компаний могут быть составлены на различные даты и в различной валюте, отличаться по структуре, составу, содержанию и оценке статей. Международными стандартами предусмотрено, что в таком случае в несколько этапов при помощи составления промежуточных балансов необходимо подготовить отчетность компаний группы к составлению консолидированной отчетности, перейдя на единые требования к отчетности, применяемые материнской компанией.

В ходе подготовки отчетности у дочерней компании может возникнуть необходимость внести изменения:

¨ в структуру баланса;

¨ в состав и содержание статей баланса;

¨ в оценку статей баланса;

¨ в пересчет статей баланса из одной валюты в другую.

Первым этапом подготовки к консолидированному отчету является перегруппировка статей баланса. Необходимости в ней обычно не возникает, если дочерние компании находятся в одной стране с материнской, так как тогда они, как правило, применяют единые методы составления отчетности. Однако зарубежные дочерние компании, составляющие отчетность в соответствии  с  национальными требованиями, вынуждены перегруппировывать свои балансы в соответствии с требованиями материнской компании. Затем необходимо пересмотреть содержание статей баланса на их соответствие принятым в материнской компании методам бухгалтерского учета. Необходимо обратить внимание на стоимостную оценку составляющих баланс статей и при необходимости произвести корректировки. Изменения тут могут быть необходимыми как для зарубежных дочерних компаний, так и для отечественных, если применяемая ими учетная политика отличается от политики материнской компании.

            Сводная бухгалтерская отчетность составляется и представляется в миллионах или миллиардах рублей с одним десятичным знаком. Головной организации предоставлено право регулирования вопросов бухгалтерской отчетности организаций, входящих в Группу, путем утверждения собственных  форм внутригрупповой бухгалтерской отчетности и правил ее составления. Если дочернее общество, расположенное за пределами Российской Федерации, не может составить бухгалтерскую отчетность на ту же дату, что и вся Группа, то допускается включение в состав сводной отчетности показателей бухгалтерской отчетности составленной на иную дату, при условии, что расхождение между отчетными датами дочернего общества и Группы не превышает трех месяцев.

               Заключительный момент - пересчет статей балансов консолидируемых зарубежных предприятий в валюту материнской компании. Пересчет показателей бухгалтерского баланса зарубежного дочернего общества, составленного в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации - рубли – для включения в сводную отчетность Группы производится по курсу ЦБ РФ, последнему по времени котировки в отчетном периоде, а пересчет величины доходов и расходов, формирующих отчет о прибылях и убытках дочернего общества, производится с использованием  курсов, действовавших на соответствующие даты совершения операций в иностранной валюте, либо с использованием средневзвешенного курса за отчетный период. Разницы, возникающие в результате такого пересчета, следует отражать в составе добавочного капитала и в пояснениях к сводной бухгалтерской отчетности.

 

 

    1. Целевое назначение отчета о движении денежных средств

 

 

Отчет о движении денежных средств – основной источник информации для анализа денежных потоков. Анализ отчета о движении денежных средств  позволяет существенно углубить и скорректировать выводы относительно ликвидности и платежеспособности организации, ее будущего финансового  потенциала, полученные предварительно на основе статичных показателей в ходе традиционного финансового анализа.

Основная цель отчета о  движении денежных средств состоит  в представлении информации об изменениях в денежных средствах и их эквивалентах для характеристики способности  организации генерировать денежные средства.

Отчет о движении денежных средств позволяет финансовому  аналитику получить информацию о:

- способности организации  получить прирост денежных средств в ходе своей деятельности;

- способности организации  сейчас и в перспективе отвечать  по своим финансовым обязательствам, платить дивиденды и оставаться  кредитоспособной;

- возможных расхождениях между величиной годовой чистой прибыли/убытка и реальным чистым денежным потоком по основной (текущей) хозяйственной деятельности и причинах этого несоответствия;

- влиянии на финансовое состояние организации ее инвестиционных и финансовых операций, связанных и не связанных с движением денежных средств;

- воздействии на будущее финансовое состояние организации принятых в прошлые периоды решений в области инвестиций и финансирования;

- величине предполагаемой  потребности во внешнем финансировании.

Анализ отчета о движении денежных средств включает три этапа:

1. подготовка отчета к  экономическому чтению;

2. экономическое чтение  отчета во взаимосвязи с другими  формами отчетности;

3. анализ информации.

  Рассмотрим подробнее 3-ий этап. Его целью является всесторонняя оценка ликвидности и финансового равновесия организации, выявление резервов повышения эффективности использования ее финансовых ресурсов. Классификация финансовых показателей на этом этапе производится исходя из задачи удовлетворения запросов каждой группы пользователей подобной информации (инвесторов, кредиторов, государства и т. п.):

  • показатели для оценки «качества» чистого денежного потока от текущей деятельности позволяют оценить возможность ошибочных выводов при использовании величины этого потока в системе финансовых показателей;
  • показатели ликвидности характеризуют уровень платежеспособности организации;
  • инвестиционные показатели характеризуют способность организации покрыть свои инвестиционные вложения без привлечения источников внешнего финансирования, т. е. степень внутреннего самофинансирования;
  • показатели финансовой политики  - за счет противопоставления отраженных в отчете о движении денежных средств источников финансирования можно получить представление о финансовой политике и об относительном значении каждого такого источника для организации. Анализируя объем и временной аспект используемых источников финансирования, субъект анализа делает вывод о положении данной организации на рынке капитала.
  • показатели рентабельности отражают эффективность использования капитала организации;
  • оценка «качества» выручки от продаж позволяет выявить степень расхождения величины «денежной» выручки (по оплате) и полученной по данным бухгалтерского учета.

Для примера рассмотрим более  подробно показатели финансовой политики предприятия:

1.1  Если в ходе анализа сопоставить отраженные в отчете о движении денежных средств внутренние и внешние источники финансирования, то можно получить представление о финансовой политике и об относительном значении каждого такого источника для организации:

Соотношение величины     Чистый денежный поток (или все внутр. фин. источники) внутреннего и внешнего =     ___________________________________________ финансирования       Общая величина внешнего   финансирования

Под общей величиной внешнего финансирования понимается суммарный  приток денежных средств в результате роста заемного капитала и собственного капитала, например путем дополнительной эмиссии акций(10).

Проанализировав объем и  временной аспект используемых источников финансирования, можно сделать вывод о положении данной организации на рынке капитала. Очевидно, что для повышения финансовой устойчивости организации размер внутреннего финансирования должен превышать общую сумму внешних финансовых источников.

Помимо всех источников финансовых средств можно также проанализировать отдельно структуру внешнего финансирования. Для этого рассчитывают один из следующих  показателей: 

1.2 Доля собственного источника  внешнего финансирования в общей  сумме внешнего финансирования =

Приток денежных средств  за счет роста собственного капитала

Общая величина внешнего финансирования

1.3 Доля заемного источника  внешнего финансирования в общей  сумме внешнего финансирования =

Приток денежных средств  за счет роста заемного капитала

Общая величина внешнего финансирования

1.4 Соотношение собственных  и заемных источников внешнего  финансирования =

Приток денежных средств  за счет роста собственного капитала

Приток денежных средств  за сет роста заемного капитала

Наибольший же интерес  для финансового аналитика, изучающего денежные потоки, представляет информация о возможности организации за счет чистого денежного потока по текущим операциям обеспечить будущие  выплаты по основной деятельности (прежде всего для пополнения оборотных  средств), инвестиции в долгосрочные активы, выплату дивидендов собственникам.(12).

Именно поэтому чистый денежный поток от текущей деятельности является одним из важнейших внутренних источников финансирования организации  и составляющей всех «денежных» показателей. 

Положительный чистый поток  денежных средств в результате текущей деятельности, характеризуя степень самофинансирования организации, является предпосылкой гарантии стабильности ее существования в долгосрочной перспективе.

В результате текущей деятельности может быть получен и отрицательный  чистый поток денежных средств. Он покрывается  за счет сокращения инвестиционных вложений и/или источников внешнего финансирования.

Отдельное рассмотрение денежных потоков в инвестиционной деятельности дает представление об инвестиционной политике, в том числе и о  размере тех инвестиций, с помощью  которых будут достигнуты будущие  поступления денежных средств и  их выплаты. Кроме того, можно выявить  приток денежных активов за счет сокращения инвестиций (дезинвестиций) путем высвобождения финансовых средств, омертвленных в отдельных видах имущества. Изучение финансовой области позволяет не только проанализировать финансовую политику и возможности организации, но и ее состоятельность в выплате дивидендов. Финансовому менеджеру следует иметь в виду, что финансирование представляет собой сначала приток денежных средств, но в будущем (как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе) – денежный отток.

 

 

3.3 Особенности  составления консолидированного  отчета о прибылях                       и убытках

 

Консолидированный отчет  о прибылях и убытках составляется аналогично консолидированному балансу, т.е. суммированием счетов прибылей и убытков из отчетностей предприятий, входящих в группу, и исключения доходов и расходов, возникших  в результате операций внутри группы, так как концерн не может реализовывать  прибыли и убытки от операций внутри себя самого. В его консолидированный  отчет о прибылях и убытках  включаются лишь финансовые результаты, полученные от операций с третьими лицами, не входящими в состав концерна. Это достигается пересчетом корреспондирующих  затрат и результатов и (или) перегруппировки  их в составе счета прибылей и  убытков. Следует отметить, что исключаются  не только выручка от реализации продукции, но и прочие доходы от продаж и оказания услуг.

Процесс консолидирования счета  прибылей и убытков включает:

- консолидирование внутренних  оборотов по реализации между  предприятиями группы,

- консолидирование прочих  доходов и расходов,

- консолидирование переводов  прибылей или убытков внутри  концерна.

При составлении консолидированного отчета о прибылях и убытках может  возникнуть ситуация, когда предприятия  группы используют разные методы учета  затрат - метод полных затрат или  метод прямых затрат. Поэтому в  ходе подготовки консолидированной  отчетности необходимо составлять все  отчеты о прибылях и убытках отдельных  предприятий группы по одному из этих двух методов. Так как это всегда связано со значительными затратами, всем предприятиям концерна рекомендуется  с самого начала придерживаться одного метода учета затрат для составления  консолидированного отчета о прибылях и убытках. Выше была рассмотрена  методика так называемого полного  консолидирования, применяемого для  дочерних компаний. Как уже упоминалось, включение результатов совместно контролируемого предприятия и совместной деятельности в консолидированный отчет концерна происходит аналогично полному консолидированию при использовании метода пропорционального консолидирования или консолидирования квот, основанного на пропорциональном включении в отчет концерна приходящихся на долю материнской компании имущества и обязательств, а также затрат и результатов деятельности совместного предприятия или совместной деятельности. Следует отметить, что в исключительных случаях консолидирование совместной деятельности может осуществляться при помощи метода Equity.(15).

Информация о работе Порядок составления консолидированной отчетности