Порядок составления консолидированной отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования работы является консолидированная отчетность и ее составляющие.

Целью курсовой работы является освещение вопросов, касающихся понятия консолидированной отчетности в целом и форм отчетности с точки зрения информации, необходимой для пользователей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ПОНЯТИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЁТНОСТИ……………………………………….5
Сущность и значение бухгалтерской отчетности………………………5
. Порядок формирования форм бухгалтерской отчетности……………8
СУЩНОСТЬ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ………….11

2.1 Назначение и область применения консолидированной финансовой отчетности……………………………………………………………………...11
. Принципы подготовки консолидированной финансовой отчетности..13

3.ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ………………………………………………………………………18
Подготовка показателей отчетности дочерних компаний к составлению консолидированной финансовой отчетности…………………………….20
Целевое назначение отчета о движении денежных средств…………….21
Особенности составления консолидированного отчета о прибылях и убытках…………………………………………………………………….25



ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…………27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

отчетность.docx

— 58.35 Кб (Скачать)
    1. Порядок формирования форм бухгалтерской отчетности

 

Состав, содержание и методика основы формирования бухгалтерской  отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, кроме  кредитных организаций и бюджетных  организаций устанавливает ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном  и финансовом положении организации  и о результатах ее хозяйственной  деятельности, составленная на основе данных бухгалтерского по установленным формам.

Бухгалтерская отчетность на предприятии состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной  записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность  бухгалтерской отчетности организации.

            Формы бухгалтерской отчетности организации должны содержать сведения, достаточные для формирования достоверного и полного представления о ее финансовом положении, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Если при составлении  бухгалтерской отчетности исходя из правил, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская  отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н (далее - ПБУ 4/99), выявляется недостаточность  данных для формирования полного  представления о финансовом положении  организации, финансовых результатах  ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то необходимо включать в бухгалтерскую отчетность дополнительные показатели и пояснения(4).

Процесс составления годового или промежуточного бухгалтерской  отчетности на предприятии состоит  из ряда последовательных этапов.

Этапы составления промежуточной  бухгалтерской отчетности:

1. Уточняется распределение  доходов и расходов между смежными  периодами (месяц, квартал и  т.д.)

2. Производится проверка  записей на счетах бухгалтерского  учета и их соответствие счетам  Главной книги.

3. Исправляются выявленные  ошибки.

4. Закрываются счета учета  затрат, формируется себестоимость  готовой продукции

и реализованной продукции (работ, услуг) нарастающим итогом с  начала года.

5. Выявляется промежуточный  финансовый результат от продажи  продукции (работ, услуг) на  счете 90 «Продажи».

6. Выявляется промежуточный финансовый результат от прочих операций, не относящимся к обычным видам деятельности, на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

7. Выявляется промежуточная  (с начала года) чистая прибыль  (непокрытый убыток) на счете 99 «Прибыли и убытки».

8. Составляется Главная  книга на конец промежуточного  отчетного периода.

Этапы составления годовой  бухгалтерской отчетности:

1. В соответствии со  ст.12 Федерального закона от 21.12.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»  проводится годовая инвентаризация  всех статей баланса, после  чего остатки Главной книги  декабря корректируются на результаты  инвентаризации (период октябрь  – декабрь прошлого года).

2. Осуществляется проверка  расчетов со всеми субъектами  рынка (покупателями, поставщиками, банками и др.), возникают сторнировочные записи, которые отражаются в Главной книге декабря прошлого года (работа проводится в январе – феврале текущего года).

3. Проводится уточнение  оценки (переоценки) имущественных  статей баланса, заключительными  записями декабря образуются  разные оценочные резервы (по  сомнительным долгам, на снижение  стоимости материальных ценностей,  ценных бумаг и др.)

4. Уточняется распределение  доходов и расходов, прибылей  и убытков между двумя календарными  годами.

5. Выявляется окончательный  (годовой) финансовый результат  то есть определяется чистая  прибыль, закрываются счета финансовых  результатов (90, 91, 92).

6. Составляется итоговая  оборотная ведомость по счетам  Главной книги, охватывающая все  исправительные и дополнительные  записи, которая является основой  для составления формы № 1 и формы № 2 (4).

В процессе составления промежуточного и годового бухгалтерского отчета имеются  существенные расхождения. Если промежуточный  бухгалтерский отчет, как правило, составляется по данным Главной книги (т.е., например, сальдо счетов этой книги  января будет начальным сальдо этой книги февраля и так до ноября включительно), то Главная книга  декабря в результате перечисленных  процедур подвергается существенным корректировкам. Естественно, что корректировки в Главную книгу могут вноситься и в промежуточную отчетность, например, если согласно учетной политике инвентаризацию хозяйственный субъект проводит в течение года.

Все формы бухгалтерской  отчетности заполняются на основании  остатков по счетам Главной книги. Статьи актива баланса заполняются по данным дебетовых остатков активных счетов, а статьи пассива баланса - по данным кредитовых остатков пассивных счетов. Счета, отражающие состояние расчетов, показываются в балансе в развернутом  виде: дебетовое сальдо по субсчетам  этих счетов должно быть представлено в активе, а кредитовое сальдо - в  пассиве. Показатели формы "Отчет  о прибылях и убытках" заполняются  на основании данных дебетовых и  кредитовых оборотов по счетам 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы", 99 "Прибыли и убытки".

Следует заметить, что некоторые  показатели бухгалтерской отчетности заполняются на основании данных аналитического учета (ведомостей, журналов-ордеров  или иных аналогичных по назначению регистров). Однако основным источником информации для заполнения форм бухгалтерской  отчетности остается Главная книга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.СУЩНОСТЬ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ  ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ

 

2.1 Назначение и область применения консолидированной (сводной) бухгалтерской отчетности

Сводная бухгалтерская отчетность – это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций. Иными словами, сводная бухгалтерская  отчетность составляется по группе юридически и экономически взаимосвязанных  организаций, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом.

Сводная бухгалтерская отчетность Группы объединяет бухгалтерскую отчетность головной организации и ее дочерних обществ, а также включает в себя данные о зависимых обществах. Головная организация по отношению к дочерним обществам выступает как основное общество (товарищество), а по отношению к зависимым – как преобладающее (участвующее) общество. При этом и дочернее общество, и зависимое являются юридическими лицами.

Согласно п.1 ст.105 ГК РФ хозяйственное  общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным  между ними договором, либо иным образом  имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Хозяйственное общество признается зависимым (согласно п.1 ст.106 ГК РФ), если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (1).

          Порядок предоставления сводной (консолидированной) отчетности установлен Методическими рекомендациями по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом МФ РФ от 30.12.96 №112 (ред. от 12.05.99). Данные рекомендации разработаны в соответствии с п.91 Положения о ведении бухгалтерского учета и отчетности, утвержденного МФ РФ от 29.07.98 №34н, который гласит: «В случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством Финансов Российской Федерации».

Таким образом, можно сделать  вывод, что бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в  сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация:

-обладает более 50% голосующих  акций акционерного общества  или более 50% уставного капитала  общества с ограниченной ответственностью;

-определяет решения, принимаемые  дочерним обществом, в соответствии  с договором, заключенным между  головной организацией и дочерним  обществом;

-имеет иные способы  определения решений, принимаемых  дочерним обществом.

В свою очередь, данные о  зависимом обществе включаются в  сводную отчетность, если головная организация имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или  более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Сводная ( консолидированная) отчетность не составляется, если:

- предполагается временный  контроль, поскольку дочернее предприятие  приобретено с целью продажи  в ближайшем будущем;

- дочернее предприятие  работает в условиях строгих  ограничений, что существенно  снижает возможность передачи  фондов материнской компании;

головная организация  не может определять решения, принимаемые  дочерним обществом;

- дочернее предприятие  не является значительным для  группы;

несколько взятых вместе предприятий  не занимают значительного места  в группе;

- деятельность дочернего  предприятия отличается от деятельности  предприятий, входящих в группу (иначе нарушается концепция справедливой  и достоверной оценки);

- высока стоимость и  значительна задержка представления  информации и документов, необходимых  для консолидации.

В этих случаях стоимостная  оценка участия головной организации  в дочернем (зависимом) обществе может  отражаться в консолидированной  отчетности в порядке, установленном  для отражения финансовых вложений.

Каждый такой случай подлежит раскрытию в пояснениях к сводной  отчетности с указанием:

- полного наименования  дочернего (зависимого) общества;

- места государственной  регистрации и / или места ведения  хозяйственной деятельности;

- величины уставного капитала  и доли участия в нем головной  организации;

- доли принадлежащих головной  организации голосующих акций,  если она отличается от доли  участия;

- основных финансовых  показателей деятельности дочернего  общества.

Дочернее общество, выступающее  как головная организация по отношению  к своим дочерним обществам, может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность (кроме случаев, когда оно зарегистрировано и / или ведет хозяйственную деятельность за пределами РФ), если:

- 100% голосующих акций  или уставного капитала принадлежат  другой организации, которая не  требует составления сводной  бухгалтерской отчетности;

- 90% или более его голосующих  акций или уставного капитала  принадлежат другой головной  организации и остальные акционеры  (участники) не требуют составления  сводной бухгалтерской отчетности.

Головная организация  также может не составлять сводную  бухгалтерскую отчетность в случае наличия у нее только зависимых  обществ. Каждый такой случай подлежит раскрытию в пояснениях к бухгалтерской  отчетности головной организации.

В Российском законодательстве понятие сводная и понятие  консолидированная отчетность используются как синонимы, не смотря на то, что  сводная отчетность составляется внутри одного юридического лица на основании  отчетных данных его подразделений  и филиалов, выделенных на отдельный  баланс, но не являющихся самостоятельными юридическими лицами и при наличии  дочерних и зависимых обществ. Кроме  того, составление сводной годовой  бухгалтерской отчетности осуществляется путем построчного суммирования соответствующих данных, отраженных в формах годовой бухгалтерской  отчетности организаций и унитарных  предприятий.

Консолидированная же бухгалтерская  отчетность имеет в отличие от сводной иную цель – показать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Основная потребность составления консолидированных отчетов – элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы.

Информация о работе Порядок составления консолидированной отчетности