Понятие и экономическое содержание государственного

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Однако госдолг растет в экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.
Актуальность данной проблемы на сегодняшний день выражается тем, что в современных условиях Россия и ее субъекты активно пользуются средствами привлеченных займов для решения текущих проблем. Это особенно актуально и в условиях текущего финансового кризиса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….……3
1 Понятие и экономическое содержание государственного
кредита и государственного долга……………………………………………………….…..4
2 Сущность и роль государственного кредита в экономике..…………………………….….6
3 Понятие муниципального долга…………………………………………………..…………8
4 Виды государственного долга………………………………………………………………..9
5 Формы долговых обязательств……………………………………………………..………14
6 Рабочие инструменты реализации внешних и внутренних заимствований РФ…………15
7 Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг,
государственная и муниципальная гарантия……………………………………………...23
8 Понятие источника финансирования дефицита бюджета………………...………………27
9 Формы внутреннего государственного долга…………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………...………..32
Список использованных источников…………………

Работа содержит 1 файл

Государственный кредит.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

     По  способу размещения государственные  займы можно подразделить на группы:

         • свободного обращения;

         • размещаемые по подписке;

         • принудительные.

     По  срокам погашения государственные  займы подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Срок погашения краткосрочных государственных займов составляет три, шесть, девять или двенадцать месяцев. Среднесрочные займы погашаются не позднее чем через 5 лет и долгосрочные — не позднее чем через 30 лет с момента их выпуска в обращение. Краткосрочные облигации не имеют купонов. Они продаются со скидкой номинала, а выкупаются по полному номиналу. Такой вид облигаций получил название «облигации с нулевым купоном».

     По  видам доходности государственные  займы подразделяются на процентные, выигрышные (лотерейные) или с «с нулевым купоном».

     По  месту размещения государственных  займов их подразделяют на внутренние и внешние.

     По  элементам или уровням займы  подразделяются на займы, размещаемые  федеральными органами власти и управления, органами власти и управления субъектов РФ и органами власти местного управления.

     По  обращению на рынке их подразделяют на рыночные и нерыночные займы. Рыночные займы свободно передаются и покупаются. Нерыночные займы не подлежат обращению  на рынке ценных бумаг и выпускаются государством в целях привлечения инвесторов.

     В зависимости от обеспеченности долговых обязательств выпускают закладные  и беззакладные.

     По  методу определения дохода займы  подразделяют на долговременные обязательства  с твердым или плавающим доходом.

     Государственные облигации, некоторые типы векселей, банкнот и казначейских векселей составляют государственные ценные бумаги.

     Облигация — это ценная государственная  бумага, символизирующая собой государственное  долговое обязательство и дающая право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты по ней. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга с процентами или выплатить кредитору доход в течение срока пользования заемными средствами, а. по истечении срока вернуть сумму долга. На облигации указывается нарицательная стоимость, выражающая денежную сумму по которой продается облигация и по которой выплачивается сумма владельцу в момент ее погашения с начислением процента выплат. Реальная же доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента ввиду того, что облигации могут продаваться по курсовой цене, которая отклоняется от нарицательной стоимости ввиду ряда факторов. К таким факторам можно отнести величину дохода, выплачиваемого по займу; уровень ссудного процента; время покупки облигаций; степень насыщенности фондового рынка государственными ценными бумагами; привлекательность условий выпуска частных ценных бумаг; степень доверия населения правительству и т. д.

     Целями  выпуска государственных ценных бумаг могут быть:

     • финансирование текущего бюджетного дефицита;

     • погашение ранее выпущенных займов;

     • обеспечение кассового исполнения государственного бюджета;

     • обеспечение равномерного поступления налоговых платежей в течение финансового года;

     • финансирование отдельных целевых  программ;

     • финансовая поддержка учреждений и  организаций, имеющих общенациональное экономическое значение.

     Рынок государственных ценных бумаг является неотъемлемой частью хозяйственного механизма развития страны. Он призван обеспечить надежную систему подачи денежных средств в бюджет государства и предоставить возможность юридическим и физическим лицам получать доход на их свободные финансы. Рынки государственных ценных бумаг подразделяют на первичные и вторичные. Первичный рынок обеспечивает размещение различных видов государственных ценных бумаг. Методами размещения ценных бумаг могут выступать:

     • реализация государственных ценных бумаг непосредственно казначейством  путем проведения еженедельных аукционов;

     • распространение государственных  бумаг банками путем подписки.

     Вторичный рынок государственных ценных бумаг  является в основном внебюджетным и  складывается при личных и телефонных контактах сторон. На вторичном рынке  работают практически все финансовые инструменты.

     Государственные ценные бумаги можно подразделить на две большие группы:

     • рыночные;

     • нерыночные.

     К рыночным государственным ценным бумагам  относят казначейские векселя, различные  среднесрочные и долгосрочные государственные облигации. Рыночные государственные ценные бумаги свободно обращаются и перепродаются после первичного размещения другим субъектам. Нерыночные государственные ценные бумаги не могут свободно переходить от одного субъекта к другому. Нерыночные государственные ценные бумаги размещаются среди специализированных финансовых институтов и населения. Нерыночные ценные бумаги невозможно ни продать другим лицам, ни погасить до истечения определенного срока. Негосударственные ценные бумаги могут быть эффективными средствами в условиях нестабильности рынка кредитных ресурсов, когда вкладчики начинают избавляться от рыночных ценных бумаг.

     Помимо  прямых долгов правительства РФ в  состав внутреннего государственного долга включаются государственные  гарантии, по которым Правительство РФ гарантирует оплату отдельных инвестиционных проспектов или выпуск ценных бумаг местных органов власти или субъектов хозяйствования. Государственные гарантии включаются в состав текущего государственного долга, но на практике они представляют собой не текущую, а потенциальную задолженность государства, поскольку эти долги становятся реальными только в случае, когда заемщик в лице местного органа власти или субъекта хозяйствования оказывается не в состоянии погасить свои долговые обязательства.

     Государственные гарантии представляют собой форму  внутреннего или внешнего государственного долга, поскольку представляют собой  гарантированное погашение инвестиционных капиталов, направленных не на финансирование бюджетного дефицита, а имеющих целевой характер и конкретный целевой проект (программу).

     Государственная или муниципальная гарантия является одним из способов обеспечения правовых обязательств, в силу которых государство, его субъект или муниципальное  образование как гарант дает письменное обязательство отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства перед третьими лицами. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств.

     Общая сумма предоставленных государственных  гарантий РФ для обеспечения обязательств включается в состав государственного долга РФ как вид долгового обязательства.

     Государственные или муниципальные гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе за счет средств бюджета развития РФ и являются поручительством Правительства РФ.

     В соответствии с федеральным законом  о федеральном бюджете установлен верхний предел общей суммы государственных  гарантий РФ, предоставляемых в национальной валюте, и верхний предел государственных  гарантий РФ, предоставляемых для  обеспечения обязательств в иностранной валюте.  

     8 Понятие источника финансирования  дефицита бюджета

     В условиях инфляции и спада производства, когда расходы государства превышают  его доходы. В федеральном законе на соответствующий бюджетный год  фиксируется предельный размер дефицита, то есть предельный размер превышения расходов над доходами государства, а также определяются источники его покрытия.

     Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в  законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

     Предусмотрены следующие виды источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации:

     1) внутренние источники в следующих  формах:

  • кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
  • сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

     2) внешние источники в следующих формах:

  • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

     Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих  формах:

  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
  • бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • кредиты, полученные от кредитных организаций;
  • поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.

     Источниками финансирования дефицита местного бюджета  могут быть внутренние источники  в следующих формах:

  • муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
  • кредиты, полученные от кредитных организаций;
  • бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

     Государства покрывают дефицит в основном денежной эмиссией и внутренним и  внешним заимствованиями. Однако эмиссия денег приводит к инфляции, росту цен на товары и услуги, что приводит к снижению жизненного уровня населения.

    • Источником финансирования дефицита служат кредиты Центрального банка России, Это наиболее дешевый источник финансирования, так как между Центральным банком России и Правительством РФ складываются деловые нерыночные отношения и процентные ставки по таким кредитам носят, как правило, символический характер.
 
 

     9 Формы внутреннего государственного долга

     Статьей 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены следующие формы внутреннего государственного долга:

  • государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

     Государственные займы РФ:

  • Государственный российский республиканский внутренний 5% заем 1990 г.: срок действия 16 лет; начало срока выкупа 1996 г.; реализация облигаций через коммерческие банки; ежегодный доход по облигациям 5%; обслуживание займа осуществляется через Мосбизнесбанк;
  • Облигации Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 г.: срок действия 30 лет; реализация среди юридических лиц со свободной продажей и перепродажей; выпущено на покрытие задолженности республиканского бюджета на сумму около 80 млрд. руб. под 5% годовых; куплен ЦБ РФ; облигации не получили широкого распространения;
  • Первый Государственный внутренний заем РСФСР 1991 г.: срок обращения 3 года; форма выпуска безбумажная, в виде специальных именных счетов заимствования (счет "депо") с плавающей процентной ставкой по годам; распространение среди предприятий и учреждений со свободной продажей и перепродажей; выпущено облигаций на сумму 9 млрд. руб.; погашение займа единовременное по номиналу с перечислением суммы долга на счет владельцев облигаций. Однако выпуск потерпел неудачу, не дал никакого эффекта и не сыграл роли в развитии технологии эмиссии государственных ценных бумаг;
  • Золотые сертификаты 1993 г.: выпускались сроком на 1 год; эмитентом выступал Минфин России; сертификаты были именными, номинал составлял 19 кг золота пробы 0,9999; доходность гарантировалась на уровне трехмесячной ставки ЛИБОР по долларам США, плюс 3%; цена продажи устанавливалась с премией; владельцы имели право пользоваться и распоряжаться принадлежащим сертификатом в соответствии с действующим законодательством и могли его продавать по разрешению Минфина России; участниками первичного рынка являлся Минфин России (продавец) и уполномоченные коммерческие банки РФ (покупатели), которые имели право продажи как целых, так и долей золотых сертификатов юридическим лицам, а нерезидентам — на договорной основе; начисление и выплата процентного дохода производилась Минфином России ежеквартально вплоть до погашения в октябре 1994 г. по средней цене золота пробы 0.9999;
  • Облигации Государственного займа РФ 1995 г.: эмитентом выступал Минфин России; облигации выпускались на предъявителя с ежеквартальным начислением процентного дохода; форма выпуска — документарная с купонной формой выплаты процентного дохода; процентный доход по купону определялся Минфином России на каждый купонный период, равный последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов с переменным купонным доходом;
  • Облигации внутреннего валютного займа: выпущены в документарной форме для оформления задолженности Внешэкономбанка по счетам юридических лиц; по каждой облигации производятся купонные выплаты в размере 3% комиссионной стоимости облигации; при погашении облигаций владельцу выплачивается номинальная стоимость и процентный доход по последнему купону;
  • Государственные краткосрочные бескупонные облигации РФ: эмитентом ГКО выступал Минфин России, облигация — бескупонная (дисконтная) ценная бумага с доходом разницы между ценой реализации (номиналом) и ценой покупки на вторичном рынке или аукционе; выпуск в бездокументарной форме с оформлением глобального сертификата с хранением в ЦБ РФ;
  • Облигации Федерального займа с переменным купоном (ОФЗ — ПК): выпускались с 1993 г.; эмитентом являлся Минфин России; облигация — именная купонная среднесрочная ценная бумага в бездокументарной форме с оформлением в виде глобального сертификата с хранением в ЦБ РФ; владельцами могли выступать юридические и физические лица, а также нерезиденты; величина купонного дохода не являлась фиксированной и рассчитывалась для каждого периода выплат купонного дохода на вторичных торгах; кроме купонного дохода, доход инвестора включал еще положительную разницу между ценой приобретения и ценой реализации (погашения);
  • Казначейские обязательства РФ являются государственными ценными бумагами, которые выпускались с 1994 по 1996 гг. Эмитентом выступал Минфин России. Ставка дохода по казначейским обязательствам устанавливалась в зависимости от срока погашения и доходила до 40%. Кроме того, казначейские обязательства могли выступать в качестве платежного средства, в частности, обмениваться на налоговые освобождения. Владельцами казначейских обязательств выступали юридические и физические лица. Погашение казначейских обязательств осуществлялось Минфином России путем перевода на счета владельцев номинальной стоимости обязательства и суммы выплаты процентов по нему.

Информация о работе Понятие и экономическое содержание государственного