Понятие и экономическое содержание государственного

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Однако госдолг растет в экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.
Актуальность данной проблемы на сегодняшний день выражается тем, что в современных условиях Россия и ее субъекты активно пользуются средствами привлеченных займов для решения текущих проблем. Это особенно актуально и в условиях текущего финансового кризиса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….……3
1 Понятие и экономическое содержание государственного
кредита и государственного долга……………………………………………………….…..4
2 Сущность и роль государственного кредита в экономике..…………………………….….6
3 Понятие муниципального долга…………………………………………………..…………8
4 Виды государственного долга………………………………………………………………..9
5 Формы долговых обязательств……………………………………………………..………14
6 Рабочие инструменты реализации внешних и внутренних заимствований РФ…………15
7 Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг,
государственная и муниципальная гарантия……………………………………………...23
8 Понятие источника финансирования дефицита бюджета………………...………………27
9 Формы внутреннего государственного долга…………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………...………..32
Список использованных источников…………………

Работа содержит 1 файл

Государственный кредит.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

     Государственный долг включает понятия «капитальный долг» и «текущий долг». Капитальный  государственный долг представляет собой всю сумму задолженности, включая начисленные проценты, по выпущенным и непогашенным государственным  займам и другим ценным бумагам, по кредитам, которые привлечены для покрытия дефицита государственного бюджета. В общую сумму государственного долга включаются также денежные средства населения по договорам о личном страховании.

     Текущий государственный долг составляют расходы  по выплате причитающихся кредиторам доходов по долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим срокам оплаты.

     За  последние 17 лет внутренний государственный  долг нашей страны увеличился во много  раз, достигнув к началу 2010 г. суммы 2094,73 млрд. руб. против суммы 3,57 млрд. в 1993 г. Такое положение в сфере государственного кредита отражает общее кризисное состояние финансов, проявляющееся в первую очередь в нарастающих бюджетных трудностях, увеличивающемся дефиците государственного бюджета (Приложение Б).

     Объем внутреннего государственного долга  РФ показан в таблице 1.

Таблица 1

     По состоянию на      Объем государственного внутреннего долга  Российской Федерации, млрд. руб.
     всего      в т.ч. государственные гарантии в  валюте Р.Ф.
     01.01.1993      3,57      0,08
     01.01.1994      15,64      0,33
     01.01.1995      88,06      2,14
     01.01.1996      187,74      7,46
     01.01.1997      364,46      17,24
     01.01.1998      490,92      3,47
     01.01.1999      529,94      0,88
     01.01.2000      578,23      0,82
     01.01.2001      557,42      1,02
     01.01.2002      533,51      0,02
     01.01.2003      679,91      8,62
     01.01.2004      682,02      5,58
     01.01.2005      778,47      12,93
     01.01.2006      875,43      18,86
     01.01.2007      1064,88      31,23
     01.01.2008      1301,15      46,68
     01.01.2009      1499,82      72,49
     01.01.2010      2094,73      251,36

     Внутренний  государственный долг является неотъемлемой частью общего государственного долга. Его обслуживание производится Банком России путём осуществления операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате долга  в виде процентов по ним или в иной форме.

     Внешний долг носит политический характер и  является своего рода инструментом внешней  политики.

     Под государственным внешним долгом понимают долг бывшего СССР и новый  российский долг (таблица 2).

 
 
 
Таблица 2 - Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 01 февраля 2010 года
     Категория долга млн. долларов США       млн. евро**
     Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)      37 523,2      26 890,7
     Задолженность перед  официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации      984,3      705,4
     Задолженность перед  официальными кредиторами - не членами  Парижского клуба      1 819,2      1 303,7
     Задолженность перед  официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ      1 289,2      923,9
     Коммерческая задолженность  бывшего СССР***      822,6      589,5
     Задолженность перед  международными финансовыми организациями      3 734,6      2 676,4
     Задолженность по еврооблигационным  займам      26 239,6      18 804,3
     внешний облигационный заем 2010 года      328,2      235,2
     внешний облигационный  заем 2030 года      19 945,1      14 293,5
     внешний облигационный  заем 2018 года      3 466,4      2 484,1
     внешний облигационный  заем 2028 года      2 499,9      1 791,5
     Задолженность по ОВГВЗ      1 775,3      1 272,3
     в том числе:              
     ОВГВЗ VII серии      1 750,0      1 254,1
     Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России             0,00
     Задолженность по гарантиям  Российской Федерации в иностранной  валюте      858,4      615,2
     *-- в соответствии  со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте;
     ** Объем государственного  внешнего долга Российской Федерации  в евро исходя из соотношения  доллар/евро по курсу Банка  России на последний день месяца перед отчетной датой.
       *** Неурегулированная  коммерческая задолженность бывшего  СССР.

     5 Формы долговых обязательств

     Долговые  обязательства Российской Федерации могут быть в форме:

    • кредитов, полученных Правительством Российской Федерации;
    • государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства Российской Федерации;
    • других долговых обязательств, гарантированных Правительством Российской Федерации.

     В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства в виде:

     • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государственными и международными финансовыми организациями;

     • государственных ценных бумаг, выпускаемых  от имени РФ;

     • договоров о предоставлении государственных гарантий РФ;

     • договоров поручительства РФ по обеспечению  исполнения обязательств третьими лицами;

     • переоформленных договорных обязательств третьих лиц в государственный  долг РФ на основании принятых федеральных  законов;

     • соглашений и договоров о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, заключенных от имени РФ.

     Долговые  обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет). Обязательства погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займов, и не могут превышать 30 лет.

     Государственный долг субъекта РФ представляет собой  совокупность долговых обязательств субъекта РФ, обеспечиваемый всем находящимся  в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну. Долговые обязательства субъекта РФ осуществляются в виде:

     • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта РФ с физическими и юридическими лицами, кредитными организациями;

     • государственных займов субъекта РФ в виде ценных бумаг;

     • договоров с предоставлением  государственных гарантий от имени  субъекта РФ;

     • договоров поручительства субъекта РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

     • переоформленных договоров обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта РФ;

     • соглашений и договоров о пролонгации  и реструктуризации долговых обязательств субъекта РФ прошлых лет, заключенных  от имени субъекта РФ.

     Долговые  обязательства субъекта РФ погашаются в сроки, определяемые условиями  заимствования, и не могут превышать более 30 лет. 
 

     6 Рабочие инструменты реализации внешних и внутренних займов

     Принципиальные  основы долговой политики заложены в  Конституции Российской Федерации. В ряде статей Конституции закреплены возможность, порядок регулирования  и принципы государственных заимствований (ст. 75), компетенция Президента Российской Федерации, Правительства и палат Федерального Собрания (ст. 80, 84, 85, 104, 105, 106, 107, 114), основы организации контроля за реализацией заемной политики в рамках бюджетной деятельности государства (ст. 101), распределение полномочий в сфере государственных заимствований между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 5, 71, 72 и др.).

     Важным  шагом в формировании законодательной  основы управления государственным  долгом стало принятие двух основных федеральных законов: «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 года и «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» от 26 декабря 1994 года. Вопросы управления государственным долгом в настоящее время аккумулированы в Бюджетном кодексе Российской Федерации от 31 июля 1998г., введенном в действие с 1 января 2000г., Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 136 – ФЗ «0б особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» установлены специальные нормы для этого вида государственных долговых обязательств. Цели и направления государственной долговой политики ежегодно устанавливаются бюджетными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике и федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год. Отдельные вопросы долговой стратегии освещаются в краткосрочных и среднесрочных прогнозах социально-экономического развития государства. Важную роль в правовом регулировании государственного кредита играют акты исполнительной власти, как, например, Постановление Правительства Российской Федерации от 4 марта 1997г. № 245 «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации», другие нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы выпуска и обращения отдельных видов долговых инструментов, порядок предоставления государственных гарантий, реализацию кредитных соглашений.

     Отдельные вопросы, связанные с управлением  государственным долгом, операциями с государственными долговыми обязательствами  и учетом этих операций урегулированы  в многочисленных нормативных документах Министерства финансов России и соответствующих нормативных актах Банка России и Внешэкономбанка, которые являются агентами Правительства по управлению внутренним и внешним долгом соответственно. С другой стороны, важный блок вопросов, связанных, в том числе и с правовым регулированием отдельных аспектов государственного долга, получил отражение в новом Гражданском кодексе Российской Федерации. Здесь следует отметить нормы Главы № 7 «Ценные бумаги», устанавливающей виды, в том числе государственных ценных бумаг; Главы 42 «Заем и кредит», содержащей статьи о договоре государственного займа (ст. 817), отдельных видах долговых инструментов (ст. 815, 816), новации долга (ст. 818), общие условия кредитных соглашений; Главы 23 о поручительстве (§ 5 ст. 361-367) и ряд других положений Гражданского кодекса.

     Выплата доходов по займам и их погашение  обычно производятся за счет бюджетных  средств. Однако в условиях значительного  роста государственной задолженности  и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга. Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.

     Займы погашаются путем проведения тиражей  выигрышей (когда вместе с суммой выигрыша выплачивается и нарицательная стоимость облигации), а также тиражей погашения по выигрышным и процентным займам или посредством выкупа государственных ценных бумаг у кредиторов. Выплата доходов по займам производится путем проведения тиражей выигрышей, ежегодной оплатой купонов банками или переводом суммы дохода в безналичном порядке на счета предприятий и организаций.

     Государство должно заботится об эффективности  государственного кредита. Поверхностное  представление о результативности заемных операций можно получить из сопоставления сумм ежегодных поступлений по системе государственного кредита. Относительно полное представление об эффективности государственных кредитных операций дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита к сумме расходов, выраженное в процентах. Эффективность кредита (Э) определяется по следующей формуле:  

Информация о работе Понятие и экономическое содержание государственного