Понятие и экономическое содержание государственного

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Однако госдолг растет в экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.
Актуальность данной проблемы на сегодняшний день выражается тем, что в современных условиях Россия и ее субъекты активно пользуются средствами привлеченных займов для решения текущих проблем. Это особенно актуально и в условиях текущего финансового кризиса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….……3
1 Понятие и экономическое содержание государственного
кредита и государственного долга……………………………………………………….…..4
2 Сущность и роль государственного кредита в экономике..…………………………….….6
3 Понятие муниципального долга…………………………………………………..…………8
4 Виды государственного долга………………………………………………………………..9
5 Формы долговых обязательств……………………………………………………..………14
6 Рабочие инструменты реализации внешних и внутренних заимствований РФ…………15
7 Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг,
государственная и муниципальная гарантия……………………………………………...23
8 Понятие источника финансирования дефицита бюджета………………...………………27
9 Формы внутреннего государственного долга…………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………...………..32
Список использованных источников…………………

Работа содержит 1 файл

Государственный кредит.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

     Содержание

        Введение………………………………………………………………………………….……3

     1 Понятие и экономическое содержание государственного

      кредита и государственного долга……………………………………………………….…..4

     2 Сущность и роль государственного кредита в экономике..…………………………….….6

     3 Понятие муниципального долга…………………………………………………..…………8

     4 Виды государственного долга………………………………………………………………..9

     5 Формы долговых обязательств……………………………………………………..………14

     6 Рабочие инструменты реализации внешних и внутренних заимствований РФ…………15

     7 Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг,

       государственная и муниципальная гарантия……………………………………………...23

     8 Понятие источника финансирования дефицита бюджета………………...………………27

       9 Формы внутреннего государственного долга…………………………………………….29

         Заключение………………………………………………………………………...………..32

         Список использованных источников………………………………………..…………….33

        Приложение А…………………………………………………………………………….…34

        Приложение Б……………………………………………….……………………………….36

        Приложение В………………………………………………………………………………..37

        Приложение Г………………………………………………………………………..………39

        Приложение Д………………………………………………………………………………..40

 

     Введение

     Для финансирования бюджетного дефицита государство  прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.

     В настоящих условиях государственный долг находится в центре экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. При рассмотрении государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: понятие, виды и формы государственного долга; инструменты реализации и обслуживания долга; значение государственного долга в экономике страны.

     Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов — как физических, так и юридических лиц.

     Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный  долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.

     Однако госдолг растет в экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.

     Актуальность  данной проблемы на сегодняшний день выражается тем, что в современных  условиях Россия и ее субъекты активно  пользуются средствами привлеченных займов для решения текущих проблем. Это особенно актуально и в  условиях текущего финансового кризиса. 
 
 

    1 Понятие и экономическое содержание государственного кредита и государственного долга

     Для покрытия своих расходов, связанных  с бесперебойным финансированием  многообразных потребностей общества, государство привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Основным способом их получения является государственный кредит – являющийся одной из форм кредита, при котором государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта. Внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. Если правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему в случае неплатежеспособности плательщика, то речь идет об условном государственном кредите - гарантированных займах.

     Государственный кредит функционирует на принципах  возвратности, срочности и платности (в порядке исключения может использоваться беспроцентный заем ресурсов) предоставляемых взаймы средств, ему присущи все свойства кредита. Однако имеются и отличия. Его, например, нельзя смешивать с банковским кредитом, при котором ссудный фонд используется для кредитования предприятий и организаций в целях обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, заемщиками могут выступать и частные лица. Банковское кредитование хозяйствующих субъектов предполагает производительное использование ссудного фонда. Использование кредитных ресурсов как капитала создает условия для погашения кредита и выплаты процентов за счет увеличения производимой стоимости прибавочного продукта.

     При государственном же кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляемые, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит, связан с движением бюджетных средств, поэтому выражает часть финансовых отношений общества.

     Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Регулирование экономики, международная деятельность, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенным пределом - уровнем налогообложения, установленным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к помощи государственного кредита.

     Целесообразность  использования государственного кредита  для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссии денег) балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

     Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита, осуществляемого в иностранной валюте. В систему госкредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

     Функционирование  государственного кредита ведет  к образованию государственного долга.

     Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают обязательства или требования. Условиями кредитного договора обычно являются:

     • срок предоставления или получения  кредита;

     • обязанности сторон;

     • условия обеспечения возврата ссуды;

     • размер процентной ставки за пользование  ссудой;

     • другие условия.

     Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных госкредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита.

     Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашение долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекает часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества, за что расплачиваются уже будущие поколения. На его обслуживание последние годы уходило почти четверть расходов бюджета. 
 

     2 Сущность и роль государственного кредита в экономике

     Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части  национального богатства. В сферу госкредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления.

     Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства, прежде всего в связи с неравномерным получением доходов по найму (особенно в отраслях с сезонным характером производства), выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и т.п. Население также может сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходимости накопить денежные средства для покупки товаров длительного пользования с высокой ценой приобретения.

     Аналогичные тенденции имеют место и в  движении денежных средств предприятий  и организаций. Большие временные  колебания в получении выручки  от реализации продукции и услуг  могут иметь место в связи с длительностью производственного цикла или сезонностью производства. Временно свободные финансовые ресурсы у юридических лиц могут образовываться в виду неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство и социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды предприятий. С ростом эффективности общественного производства будут увеличиваться и возможности привлечения средств предприятий и организаций в сферу государственного кредита.

     Таким образом, как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита и совмещает их особенности.

     В качестве звена финансовой системы  он обслуживает формирование и использование  централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

     Сущность  государственного кредита как экономической  категории раскрывается в функциях: распределительной, контрольной и  регулирующей.

     Важнейшая функция государственного и муниципального кредита — распределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.

Информация о работе Понятие и экономическое содержание государственного