Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 11:31, контрольная работа
Бюджетная система является главным звеном финансовой системы гос-ва. В соответствии с конституцией РФ бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
бюджетов субъектов РФ – региональных бюджетов (бюджетов республик в составе РФ, краевых, областных бюджетов, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов федеральных городов – Москва и Санкт-Петербург) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
1. Понятие бюджетной системы.
Бюджетная система является главным звеном финансовой системы гос-ва. В соответствии с конституцией РФ бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
1. Бюджеты муниципальных районов. городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и С-Пб. 2. Бюджеты городских и сельских поселений. Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. Кроме федерального и территориальных бюджетов, в бюджетную систему входят гос. внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, ФМС, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ, резервный фонд, фонд национального благосостояния). Средства этих фондов по экономическому содержанию и направленности их использования мало чем отличаются от бюджетных средств. До 1991 г. они входили в состав государственного бюджета, в настоящее время имеется тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет. Так, в 1999 г. в бюджет включены средства внебюджетного Федерального дорожного фонда РФ. Государственные внебюджетные фонд - фонд денежных. средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и мед. помощь. Доходы и расходы ГВФ формируются в порядке, установленным ФЗ, либо в ином порядке, установленным БК РФ. 1. Местный бюджет - форма образования и расходование денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. 2. Бюджеты субъекта РФ - форма образования и расходование денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджеты субъекта РФ + свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории = консолидированный бюджет субъекта РФ. Федеральный бюджет + консолидированные бюджеты субъектов РФ = консолидированный бюджет РФ. Целевой бюджет фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствие с Законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства ЦБФ не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению ЦБФ. Межбюджетные отношения в РФ осуществляются в основном через внебюджетные фонды, и через предоставление вышестоящими бюджетам нижестоящим дотаций, субвенций, субсидий и бюджетных ссуд. Субвенции – бюджетные средства, передав. от одного уровня бюджетной системы другому для выполнения целевых программ. Дотация – бюджетные средства, передав. от одного уровня бюджетные системы другому для покрытия текущих расходов. Субсидия – бюджетные средства, передаваемые от одного уровня бюджетной системы другому при условии долевого участия в решении какой-либо проблемы. Данные виды платежей осуществляются на безвозмездной основе.
2. Понятие бюджетного устройства РФ. Бюджетное устройство РФ определяется
ее государственным устройством – в унитарных
государствах бюджетная система имеет
два уровня – государственный бюджет
и местные бюджеты (однако и в унитарных,
и в федеративных государствах бюджеты
нижестоящих уровней (нижестоящих государственных
и административно- Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст.6БКРФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей. 3.
Принципы бюджетного |
Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены основные принципы бюджетного устройства РФ:
1.Принцип единства бюджетной
системы означает единство
2.Принцип разграничения
доходов и расходов между
3.Принцип самостоятельности бюджетов означает:
· законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
· наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;
· законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
· органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
· недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
· недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.
4.Принцип полноты учета
бюджетных доходов и расходов
бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов означает, что
все доходы и расходы бюджетов,
внебюджетных фондов и иные
определенные законом
5.Принцип сбалансированности
бюджета означает, что объем предусмотренных
бюджетом расходов должен
6.Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
7.Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.
8.Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.
9.Принцип достоверности
бюджета означает: надежность показателей
прогноза социально-
10.Принцип адресности
и целевого характера
4. Принципы построения бюджетной системы.
Бюджетным Кодексом РФ1 законодательно закреплены основные принципы, на которых строится бюджетная система страны. В их число входят:
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, единство денежной системы страны, где имеется одно платежное средство – рубль, единство форм бюджетных документов, единство форм бюджетного процесса, единство ответственности и санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единообразный порядок бухгалтерского учета бюджетных средств всех уровней бюджетной системы.
Принцип разделения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий на осуществление соответствующих видов расходов за органами власти Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает право законодательных или представительских органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы осуществлять бюджетный процесс. Он также означает наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным Кодексом определять направления расходов средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицита бюджета.
Потери в доходах и
Принцип полноты отображения доходов
и расходов в бюджете означает,
что все доходы и расходы бюджета
и другие обязательные поступления,
закрепленные налоговым и бюджетным
законодательством, подлежат отражению
в бюджете или бюджете
Сбалансированность бюджета
Принцип эффективности и экономности
использования бюджетных
Принцип общего покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой средств от доходов и источников покрытия бюджетного дефицита. Доходы и средства от источников покрытия дефицита бюджета могут быть привязаны к определенным расходам бюджета исключительно по целевым бюджетным фондам, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.
Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчет об их исполнении, полноту информации об утвержденных бюджетах, а также доступность иных сведений по решению законодательных и представительных органов власти. Кроме того, гласность означает обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедуры рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе вопросов, вызывающих разногласия между представительными и исполнительными органами власти.
Вновь введенный и весьма актуальный в настоящее время принцип достоверности бюджетов означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает выделение средств в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением целей, для достижения которых используются выделенные средства.
5. Бюджетная классификация РФ: понятие, значение, структура.
Бюджетная классификация РФ – группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов2 бюджетной системы РФ, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
Согласно статье 19 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная квалификация включает в себя:3
Очень велико значение бюджетной
классификации в бюджетной