Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 06:13, реферат
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет.
Вместе с тем
бюджетный процесс нуждается
в дальнейшем совершенствовании.
Среди основных проблем необходимо отметить следующие:
· сохраняющийся разрыв между объемом законодательно установленных государственных обязательств и объемом фактически имеющихся финансовых ресурсов;
· неэффективность механизма финансирования значительной части бюджетных расходов, в особенности в части, касающейся финансирования бюджетных учреждений;
· отсутствие четкого разграничения расходных полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы;
· высокий уровень номинальной налоговой нагрузки;
· сохраняющаяся сильная зависимость бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры;
· краткосрочность бюджетного планирования и его несоответствие задачам среднесрочной экономической политики.
Бюджетная политика
должна способствовать росту деловой
активности, проведению структурных
преобразований, обеспечению социальной
стабильности.
Должно повыситься
качество среднесрочного бюджетного планирования.
Следует предусмотреть
Должны быть упразднены
нормы законодательства, регулирующие
бюджетные правоотношения и входящие
при этом в противоречие с бюджетным
законодательством. Бюджетный кодекс
Российской Федерации должен четко определять
границы сектора государственного управления,
распространять на все операции данного
сектора единые требования по бюджетной
классификации, разграничивать полномочия
по оплате государственных (муниципальных)
обязательств по уровням бюджетной системы.
Данное разграничение должно основываться,
прежде всего, на разграничении собственности,
порождающей конкретные обязательства.
В Бюджетный кодекс
Российской Федерации должны быть внесены
изменения, обеспечивающие переход к формированию
бюджетов всех уровней в соответствии
с принципом безусловности учета в них
всех принятых государственных (муниципальных)
обязательств. При этом возможность принятия
новых обязательств должна определяться
исключительно наличием бюджетных ресурсов
для их реализации в течение всего времени
действия новых обязательств.
Формирование и исполнение профицитного бюджета создает финансовую основу для дальнейшего снижения государственного долга. В целях эффективною решения долговой проблемы в среднесрочной перспективе необходимо сформировать единую систему управления государственным долгом, для чего в кратчайшие сроки подготовить необходимые организационные решения.
Следует сделать
налоговый учет максимально удобным
как для налогоплательщиков, так
и для налоговых органов.
Необходимо также
предусмотреть возможность
Требуется создать систему эффективного управления государственными активами, в том числе в сфере использования объектов недвижимости, находящихся в ведении государственных предприятий и учреждений. Необходимо разработать публичный реестр государственной недвижимости, установить жесткий контроль со стороны государственных органов за использованием таких объектов, условиями их сдачи в аренду и за поступлениями арендной платы в доходы бюджетной системы.
Исполнительная и
законодательная власть должны осуществить
рационализацию расходов бюджета, сократить
неэффективные государственные (муниципальные)
обязательства и расходы, создать действенную
систему управления государственными
расходами.
На законодательном
и исполнительном уровнях необходимо
перейти к использованию
Необходимо разработать
решения, позволяющие без ущемления
конституционных полномочий субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований значительно сократить размеры
административного аппарата на региональном
и местном уровне. Предусмотреть для этого
использование различных инструментов,
включая и корректировку федеральных
трансфертов.
В бюджетах всех уровней на очередной финансовый год должны учитываться планируемые изменения тарифов на продукцию (услуги) предприятий монопольного сектора. Решения об уровне тарифов следует принимать до внесения проектов бюджетов в законодательные органы власти.
Существующая система
межбюджетных отношений нуждается
в глубоких преобразованиях. До сих
пор основное внимание уделялось
механизмам перераспределения финансовых
ресурсов между уровнями бюджетной
системы и между регионами. Сейчас
стоит задача разграничения бюджетных
обязательств и ответственности за их
исполнение между органами власти разных
уровней.
Основными направлениями
работы по совершенствованию межбюджетных
отношений являются следующие.
Первое. В 2004 году необходимо
завершить разграничение расходных
обязательств между федеральными, региональными
и местными органами власти.
Следует четко определить
полномочия органов власти каждого
уровня но нормативно-правовому
Второе. Разграничение
налоговых полномочий и источников
доходов должно быть зафиксировано
на длительный период, что станет одним
из условий повышения
Региональным и местным органам власти следует провести дополнительную мобилизацию доходов (за счет сокращения налоговых льгот и белее эффективного использования собственности), а также оптимизацию расходов, сконцентрировав имеющиеся ресурсы на безусловном выполнении принятых на себя обязательств. Необходимо привести условия оплаты труда работников бюджетной сферы, государственных служащих субъектов Российской Федерации, муниципальных служащих в соответствие с федеральным законодательством. Стратегической задачей является отказ от обязательности использования единой тарифной сетки для работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из региональных и местных бюджетов. К ее решению возможно будет приступить с 2005 года.