Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 06:13, реферат
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет.
Основные функции
управления государством возложены
на центральные органы власти. Для
выполнения ими их обязанностей, для
финансового обеспечения
Федеральный
бюджет - основной финансовый план государства,
утверждаемый Федеральным Собранием в
виде федерального закона. Именно федеральный
бюджет является главным средством перераспределения
национального дохода и валового внутреннего
продукта, через него мобилизуются финансовые
ресурсы, необходимые для регулирования
экономического развития страны и реализации
социальной политики на территории всей
России.
Для решения многочисленных
задач федеральный бюджет наделен
федеральными налогами и неналоговыми
доходами.
Доходы
федерального бюджета - это денежные
средства, поступающие в безвозмездном
и безвозвратном порядке в соответствии
с законодательством Российской Федерации
в распоряжение органов государственной
власти Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:
· федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;
· таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
·
государственная пошлина в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьям 41-46 и 51 Бюджетного кодекса РФ, к неналоговым доходам федерального бюджета относятся:
· доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
· доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно органов государственной власти Российской Федерации;
· часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия;
· доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
·
иные неналоговые доходы.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 51 Кодекса, в доходах
федерального бюджета, помимо перечисленных
выше, учитываются также прибыль
Банка России и доходы от внешнеэкономической
деятельности.
На основании статьи
54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального
бюджета обособленно учитываются доходы
федеральных целевых
бюджетных фондов. Они учитываются по
ставкам, установленным налоговым законодательством
РФ, и распределяются между федеральными
целевыми бюджетными фондами и территориальными
целевыми бюджетными фондами по нормативам,
определенным федеральным законом о федеральном
бюджете на очередной финансовый год.
Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.
Главное назначение
всех звеньев бюджетной системы
- финансовое обеспечение выполнения
функций, возложенных на органы власти.
В зависимости от характера этих
функций формируется система
бюджетных расходов.
Организация государственных
расходов основана на следующих принципах:
1. Принцип целевого использования
средств;
2. Безвозвратность государственных
расходов (за исключением государственных
кредитов);
3. Соблюдение режима
экономии.
Расходы бюджетов в
зависимости от их экономического содержания
делятся на текущие расходы и капитальные
расходы, а также средства от возврата
государственных кредитов, бюджетных
кредитов и бюджетных ссуд.
Капитальные
расходы бюджетов - часть расходов
бюджетов, обеспечивающая инновационную
и инвестиционную деятельность, включающая
статьи расходов, предназначенные для
инвестиций в действующие или вновь создаваемые
юридические лица в соответствии с утвержденной
инвестиционной программой, средства,
предоставляемые в качестве бюджетных
кредитов на инвестиционные цели юридическим
лицам, расходы на проведение капитального
(восстановительного) ремонта и иные расходы,
связанные с расширенным воспроизводством,
расходы, при осуществлении которых создается
или увеличивается имущество, находящееся
в собственности соответственно Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований, другие расходы
бюджета, включенные в капитальные расходы
бюджета в соответствии с экономической
классификацией расходов бюджетов Российской
Федерации.
Текущие
расходы бюджетов - часть расходов
бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование
органов государственной власти, органов
местного самоуправления, бюджетных учреждений,
оказание государственной поддержки другим
бюджетам и отдельным отраслям экономики
в форме дотаций, субсидий и субвенций
на текущее функционирование, а также
другие расходы бюджетов, не включенные
в капитальные расходы в соответствии
с бюджетной классификацией Российской
Федерации.
В расходной части
бюджетов всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации предусматривается
создание резервных фондов органов исполнительной
власти и резервных фондов органов местного
самоуправления.
Размер резервных
фондов в федеральном бюджете
не может превышать 3 % утвержденных
расходов федерального бюджета.
Средства резервных
фондов расходуются на финансирование
непредвиденных расходов, в том числе
на проведение аварийно-восстановительных
работ по ликвидации последствий стихийных
бедствий и других чрезвычайных ситуаций,
имевших место в текущем финансовом году.
По соглашению с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
· государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
· обеспечение правоохранительной деятельности;
· обеспечение противопожарной безопасности;
· обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
· обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
· обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Региональные
бюджеты - центральное звено территориальных
бюджетов. Оки предназначены для финансового
обеспечения задач, возложенных на государственные
органы управления субъекта Российской
Федерации.
В современных условиях
все в большей степени
С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.
Собственные доходы региональных бюджетов включают следующие региональные налоги и сборы:
· налог на имущество предприятий;
· транспортный налог;
· налог на недвижимость;
· дорожный налог;
· налог на игорный бизнес;
· налог с продаж;
·
региональные лицензионные сборы.
К собственным доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Основные направления
использования средств
· обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
· обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;
· проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;
· обеспечение реализации региональных целевых программ;
· осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
· содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
· оказание финансовой помощи местным бюджетам;
· компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.
Местное
самоуправление - обязательный компонент
демократического государственного строя.
Оно осуществляется самим населением
через свободно избранные им представительные
органы. Для выполнения функций, возложенных
на местные представительные и исполнительные
органы, они наделяются определенными
имущественными и финансово-бюджетными
правами.
Финансовой базой
местных органов власти являются
их бюджеты. Бюджетные и имущественные
права, предоставленные этим органам,
дают им возможность составлять, рассматривать,
утверждать и исполнять свои бюджеты,
распоряжаться переданными в их ведение
предприятиями и получать от них доходы.
Местные
бюджеты - один из главных каналов доведения
до населения конечных результатов производства.
Через них общественные фонды потребления
распределяются между отдельными группами
населения. Из этих бюджетов в известной
мере финансируется и развитие отраслей
производственной сферы, в первую очередь
местной и пищевой промышленности, коммунального
хозяйства, объем продукции, и услуги которых
также являются важным компонентом обеспечения
жизнедеятельности населения.