Планирование расходов бюджета на здравоохранение

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью изучения планирования расходов бюджета на здравоохранение, в связи с тем, что система здравоохранения играет важную роль в экономике любой страны: здоровье населения напрямую влияет на экономическое развитие, а его обеспечение признается государством стратегической задачей.

Содержание

Введение 3

1. Система здравоохранения РФ, необходимость ее бюджетного финансирования Анализ состава и структуры расходов бюджетов на здравоохранение 5

2. Порядок планирования расходов бюджетов на здравоохранение 17

3. Перспективы совершенствования порядка планирования расходов бюджета на здравоохранение 24


Заключение 33

Список использованных источников 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая по БПП.docx

— 65.79 Кб (Скачать)

Более конкретные обязательства со стороны  государства формулируются в  ежегодно утверждаемых Правительством РФ программах государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью (ПГГ). В них  фиксируется стандартный набор  лечебных и профилактических услуг, который в совокупности представляет собой объем бесплатной медицинской  помощи, являющейся одним из элементов  социального стандарта в области  здравоохранения, финансируемых за счет как бюджета, так и средств  обязательного медицинского страхования (ОМС).

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации  бесплатной медицинской помощи на 2010 год определяет виды и условия  оказания медицинской помощи, нормативы  объема медицинской помощи, нормативы  финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы  финансового обеспечения, порядок  и структуру формирования тарифов  на медицинскую помощь, а также  предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Российской Федерации бесплатно.

На основе Программы государственных гарантий формируются территориальные программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью (ТПГГ). Расходы на реализацию указанных программ определяются субъектами РФ на основе Методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, утвержденных Минздравсоцразвития РФ и Федеральным фондом ОМС и согласованных с Минфином РФ. Обязанности по финансированию государственных гарантий распределяются между государственными внебюджетными фондами обязательного медицинского страхования (федеральным и территориальными), с одной стороны, и федеральным, региональными и местными бюджетами - с другой.

Обязательное  медицинское страхование имеет  принципиальные отличия от других видов  страхования. Во-первых, средства фондов ОМС предназначены для оплаты медицинских услуг, а не для производства выплат в денежной форме. Во-вторых, организационные функции при  оплате услуг выполняют коммерческие организации - страховые медицинские компании, являющиеся страховщиками населения. В-третьих, при страховании задействованы средства бюджетов субъектов РФ, поскольку органы исполнительной власти выступают страховщиками неработающего населения. Исходя из этого финансовый и организационный механизм обязательного медицинского страхования зависит от его институционального уровня.

Первый  уровень представляет Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), который осуществляет нормативное  и организационное руководство  системой ОМС. Основной финансовой функцией ФФОМС является предоставление субвенций  территориальным фондам ОМС для  выравнивания условий обеспечения  медицинскими услугами населения различных  по экономическому развитию регионов. Кроме того, за счет его средств  осуществляются различные целевые  медицинские программы, оказывается  медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях, возникающих в связи  с катастрофами, стихийными бедствиями, военными действиями.

Второй  уровень организации обязательного  медицинского страхования представлен  территориальными фондами ОМС и  их филиалами. Этот уровень законодательно является основным в системе, поскольку  именно территориальные фонды осуществляют аккумулирование и распределение  финансовых средств ОМС. Территориальные фонды ОМС (далее - ТФОМС) создаются на территориях субъектов РФ органами представительной и исполнительной власти этих субъектов, являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и подотчетны создавшим их органам власти. Главной задачей ТФОМС является обеспечение реализации территориальной программы ОМС на территории субъекта РФ на принципах всеобщности и социальной справедливости. На ТФОМС возложена основная работа по обеспечению финансовой сбалансированности и устойчивости системы ОМС. Однако в настоящее время территориальные фонды напоминают передаточное, а не основное звено медицинского страхования. Страховые взносы они не собирают, контроль за их уплатой не осуществляют, эти функции возложены на налоговые службы. Территориальные программы обеспечения граждан медицинской помощью и правила страхования граждан утверждаются органами исполнительной власти субъекта РФ, а ТФОМС только участвуют в их разработке.

Третий  уровень представляют страховые  медицинские организации (СМО). Именно нм по закону отводится непосредственная роль страховщика. СМО получают финансовые средства па осуществление ОМС от ТФОМС по подушевым нормативам в  зависимости от количества и половозрастной структуры застрахованного ими  населения и осуществляют оплату медицинских услуг, предоставляемых  застрахованным гражданам. Наряду с  финансовыми функциями страховые  медицинские организации осуществляют контроль за объемом и качеством  предоставляемых медицинских услуг. По фактам нарушения условий ОМС  или причинения ущерба гражданам  они предъявляют регрессные требования и иски медицинским учреждениям.

Таким образом, и Российской Федерации  действует и развивается смешанная  модель финансирования здравоохранения, которую можно назвать бюджетно-страховой, когда в одних случаях оплата медицинских услуг осуществляется за счет бюджетов, в других - за счет государственных внебюджетных фондов социального назначения, в основном федерального и территориальных  фондов обязательного медицинского страхования, которую необходимо развивать и совершенствовать. При этой модели не исключается возможность привлечения дополнительных источников финансирования. Работодатели могут нести расходы по дополнительному медицинскому страхованию работников; граждане - приобретать медицинские услуги на платной основе; государственные и муниципальные учреждения здравоохранения - осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность. Исходя из всего вышесказанного, следует отметить, что порядок планирования расходов бюджетов на здравоохранение в России после перехода на рыночную экономику усовершенствовался, но все же еще много работы предстоит и государственным и муниципальным органам власти в области планирования расходов на здравоохранение, так как здоровье населения напрямую влияет на экономическое развитие, а его обеспечение признается государством стратегической задачей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Здравоохранение представляет собой особую сферу  деятельности по обеспечению конституционного права граждан па получение качественной медицинской помощи. Ключевой задачей  органов государственного управления и местного самоуправления в области  здравоохранения является создание условий для реализации Программы  государственных гарантии населению  в бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов и фондов обязательного медицинского страхования  на всей территории Российской Федерации. Решение данной задачи предполагает проведение ряда мероприятий по совершенствованию  действующей сегодня системы  финансирования здравоохранения.

Региональные  аспекты финансового обеспечения  здравоохранения являются не менее  важными, чем общегосударственные. Особенность услуг здравоохранения -их локальность, определенная замкнутость на конкретные административно-территориальные единицы. Наиболее эффективно их предоставление может быть организовано региональными и местными органами власти, которые находятся ближе к потребителю, лучше знают структуру населения подведомственной территории, особенности социально-гигиенической ситуации в ней. Поэтому основная ответственность за предоставление на финансирование мероприятий, связанных с медицинским обслуживанием, лежит на региональных органах власти и местных органах самоуправления.

Таким образом, планирование расходов бюджета на здравоохранение было и остается одним из приоритетных направлений деятельности органов государственного управления и органов местного самоуправления, а се эффективность во многом определяется объемом финансовых ресурсов и структурой расходов отрасли. 
 
 

      Список  использованных источников 

1. Бюджетный  кодекс Российской Федерации  от 31 июля 1998г. № 145-ФЗ // Министерство  финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. http://www.minfin.ru. – Последнее обновление 30.09.2010.

2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1 // Министерство здравоохранения и социального развития [Электронный ресурс]. 2008. http://www.minzdravsoc.ru – Последнее обновление 22.08.2004.

3. О  медицинском страховании граждан  в Российской Федерации: Закон  Рос. Федерации от 28 июня 1991 г.  № 1499-1: // Министерство здравоохранения  и социального развития [Электронный ресурс]. 2008. http://www.minzdravsoc.ru -  Последнее обновление 24.07.2010.

4. О  федеральном бюджете на 2010 год  и на плановый период 2011 и 2012 годов: Федер. закон Рос. Федерации  от 2 декабря 2009 № 308-ФЗ // Министерство  финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. http://www.minfin.ru .

5. Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год: Постановление Правительства Рос. Федерации от 2 октября 2009г. № 811 // Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс].2010. http://www.economy.gov.ru

6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / И.М. Александров, О.В. Субботина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 448с.

7. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям - 2-е изд.,перераб. и доп. - ) /Поляк Г.Б. ("Золотой фонд российских учебников") – М.: Издательство «Юнити- Дана», 2009. – 703с.

8. Врублевская  О.В. Бюджетная система Российской  Федерации / О.В. Врублевская, М.В.  Романовский. - Спб: Питер, 2008. - 564 с.

9. Годин  А.М. Бюджетная система Российской  Федерации / А.М. Годин, К.С. Максимова. - М.: Дашков и К, 2009. - 565 с.

10. Мацкуляк  И.Д. Государственные и муниципальные  финансы / И.Д. Мацкуляк. - М.: Изд-во  РАГС, 2007. - 640 с.

11. Парыгина  В.П. Бюджетная система России / В.П. Парыгина, К.Браун, Дж.Стиглиц,  А.А. Тедеев. - М.:ЭКСМО, 2006. - 750 с.

12. Чубарова  Т.В. Система здравоохранения  в России: экономические проблемы  теории и практики.  / Чубарова  Т.В. // Вопросы экономики. – 2009. - №4

13.Шагиахметов М.Р. Особенности организации и финансирования здравоохранения в современных условиях / Шагиахметов М.Р. // Экономические науки. – 2009. - №8 
 
 
 

Информация о работе Планирование расходов бюджета на здравоохранение