Планирование и бюджетирование в коммерческом банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Усиливающаяся с каждым днем конкуренция и потребности клиентов заставляют российские коммерческие банки расширять масштабы своего бизнеса, развиваться из банков местного значения в крупные банки. Банки вынуждены, с одной стороны, развивать и укрупнять сеть филиалов и дочерних банков, и с другой стороны, выводить на рынок принципиально новые продукты. Расширение бизнеса требует детального планирования и контроля эффективности новых точек продаж и результатов реализации новых банковских продуктов. Н

Содержание

І. ВВЕДЕНИЕ 3
ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 6
1. Планирование оперативного бюджета коммерческого банка 6
2. Принципы планирования бюджета банка 16
3. Типовой алгоритм составления бюджета 17
ІІІ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

Планирование и бюджетирование.docx

— 60.95 Кб (Скачать)

     Вторым  шагом является параллельное (одновременное) составление бюджета производства (блок 2) и бюджета запасов (блок 3). Обычно кажется, что бюджет производства куда важнее запасов, но это иллюзия. Бюджет производства не столько важнее, сколько сложнее, отражает более хлопотную сферу производственно-финансовой деятельности и потому привлекает больше внимания со стороны руководства; однако если не знать своих запасов, допустим, на начало периода, невозможно подсчитать, сколько требуется производить.

     Третьим шагом будет составление бюджета  коммерческих расходов (блок 4) и бюджета  административных расходов (блок 5). При  этом стоит напомнить, что коммерческие расходы обычно носят полупеременный или даже чисто переменный характер и потому должны планироваться в связке с реализацией.

     На  следующем, четвертом, шаге следует  составить бюджет снабжения (он же бюджет закупок). Исходные данные для него берутся из бюджета запасов (блок 3) и прогноза продаж (блок 1), иногда - из бюджета производства (блок 2), которые  позволяют рассчитать, сколько и какого сырья, материалов и комплектующих в какие сроки нужно завезти. Информация о платежах за поставки потом используется при составлении бюджета денежного потока.

     Бюджет  производства на пятом шаге перетекает в бюджет расхода основных материалов (блок 7). С одной стороны, именно этот бюджет образует вторую строчку: себестоимость реализованной продукции в Отчете о прибыли и убытках, с другой - он показывает, сколько сырья, материалов и комплектующих будет израсходовано для намеченного объема производства (потребность в ресурсах). Следовательно, там, где есть возможность составлять бюджет основных материалов не только в денежном, но и в натуральном выражении, это очень желательно делать. Технически такая возможность есть почти всегда - так же, как практически у всех сейчас уже есть приличные складские программы. Настоящую проблему представляет собой отсутствие нормативной базы по расходу материалов.

     На  этом же, пятом, шаге планируется прямая (сдельная) заработная плата (блок 8), зависящая  от объемов производства. Составление ее бюджета также упирается в наличие тарифно-квалификационного справочника. Нужно обратить внимание на два момента:

     Во-первых, общую сумму сдельной заработной платы неплохо было бы приплюсовывать к расходам на основные материалы и полученную сумму вписывать в Отчет о прибыли и убытках вместо традиционной "материальной" себестоимости. Расчет торговой наценки после этого станет значительно корректнее, а анализ финансовой отчетности - гораздо информативнее.

     Во-вторых, сумма расходов основных (прямых) материалов и сдельной (прямой) заработной платы  по каждому виду продукции и в  расчете на единицу даст прямую себестоимость  каждого изделия, партии изделий или всех изделий данного вида, произведенных за период.

     На  шестом шаге должен появиться бюджет косвенных производственных расходов, т.е. расходов, которые предприятие несет для поддержания производства в действующем состоянии, но которые не могут быть увязаны с каким-либо конкретным изделием. Расходы также могут демонстрировать разную степень связи с доходами и быть как полу переменными, так и постоянными.

     Косвенные производственные расходы, рассчитанные на единицу продукции, в сумме  с прямой себестоимостью дадут нам  производственную себестоимость нашей  продукции/услуг.

     А вот по отношению к блоку 10 - бюджету  себестоимости - возникает несколько  очень серьезных вопросов, связанных  с управлением себестоимостью:

     Валовая себестоимость равна общей сумме расходов на продукт, реализованный в данном периоде. Но как работать с этой общей суммой, чтобы можно было оценить ее? Всякие изменения легко отслеживать по удельной себестоимости, т.е. по себестоимости в расчете на единицу продукции. Но тогда как увязать валовые расходы (косвенные производственные, коммерческие, административные) с общей массой произведенных или реализованных товаров?

     Ответы  на эти вопросы крайне важны. Составление  двух бюджетов себестоимости - валовой  и удельной - есть содержание седьмого шага алгоритма основного бюджета.

     Предвидим финансовую отчетность.

     Восьмой шаг и блок 11 - бюджет доходов и расходов (БДР) по основной деятельности. Сам но себе он достаточно прост, так как вся необходимая для составления БДР информация уже есть. А при укрупнении БДР образует ту часть Отчета о прибыли и убытках, которая отражает основную деятельность предприятия - без финансовой, "прочей" и инвестиционной деятельности (внереализационных операций).

     Если  предприятие не имеет "прочей деятельности" в больших объемах и не планирует  получать крупных доходов от финансовой деятельности или связанных предприятий, то Отчет о прибыли и убытках (ОПУ) можно считать готовым. Но порой перечисленные факторы имеют место, да плюс к этому может быть запланирована продажа основных фондов.

     Итак, Отчет о прибыли и убытках  готов. Теперь делаем по схеме "виток назад" и на девятом шаге возвращаемся к прогнозу доходов, превращая его в прогноз выручки (блок 12), т.е. реальных поступлений "живых денег".

     На  десятом шаге подходим к чрезвычайно интересной процедуре - прогнозированию баланса (блок 13). Этот документ - баланс - многим нефинансистам кажется почти мистическим. Порой даже и финансисты испытывают затруднения с его прогнозированием. На самом деле это достаточно просто, нужно только изначально провести различие между теми статьями баланса, которые обусловлены объективно и скорректированы просто так быть но могут - назовем их "объективными", и статьями, которые могут быть изменены в зависимости от различных обстоятельств. Эти статьи логично назвать "регулирующими".

     Конечно, для прогнозирования баланс вполне можно свернуть и пользоваться его упрошенной формой. Получается, что подавляющее большинство статей баланса носят объективный характер.

     Порядок сортировки групп в обеих частях баланса может быть различным, например как по убыванию, так и по возрастанию ликвидности. В соответствии с западной методологией структура баланса отражает сверху вниз убывание ликвидности и опирается на предположение о том, что аналитику (пользователю финансовой отчетности) цифра в верхней строке кажется более значительной, чем в последующих. И потому там, вверху, стоят значения оборотного капитала в активах и текущих обязательствах в пассивах - значения, существенно более важные для финансового управления.

     Что касается корректности, то пока не рассчитан уровень регулирующих статей, активы пассивам равны не будут. Если пассивы больше активов, то регулирующая статья одна: денежные средства, и подсчитать значение по ней очень легко. Если активы больше пассивов, то разница должна быть покрыта пассивными регулирующими статьями - кредитами банка и поставщиков. С одной стороны, они в чем-то равнозначны, с другой стороны, при распределении кредитов между ними нужно руководствоваться договоренностями и характером отношений с одними и другими:

     - если по банковскому кредиту  есть ограничения, а с поставщиками  отношения налажены, то фиксируем  максимально возможную сумму  банковского кредита, остальное относим на счет поставщиков;

     - если договора поставок "не  очень" по условиям оплаты, но есть банковская кредитная  линия достаточного объема, то  рассчитываем задолженность перед поставщиками по формуле оборачиваемости, заложив в нее приемлемый срок оплаты. Остальное относим на банковский кредит;

     - если у предприятия ни кредитной  линии, ни значительной отсрочки платежа по поставкам нет, а активы с пассивами не сходятся, вам стоит задуматься о перспективах своего бизнеса. Это явственный сигнал наметившегося неблагополучия.

     По  данным полученного прогноза баланса  можно будет рассчитать будущие  показатели финансовой устойчивости и ликвидности и сравнить их с нынешними; это покажет, как изменится статус фирмы в будущем.

     На  одиннадцатом шаге нужно составить бюджет инвестиций (блок 14). На этом этапе он составляется ну достаточно произвольно - вполне можно вставить затраты на все проекты, о которых мечтается. Сюда же целесообразно включить дивиденды, которые предполагается выплатить.

     Двенадцатый шаг - это бюджет движения денежных средств (БДДС, блок 15). При составлении БДДС второй раз "выплывает" сумма банковского кредита - первый раз она появилась в прогнозе баланса. Во-первых, эти суммы, взятые на одну и ту же дату (дату прогноза баланса), надо сравнить между собой. Конечно, они будут как-то различаться. Надо разобраться, насколько велико различие и почему оно возникло, и после этого скорректировать либо баланс, либо БДДС. На практике обычно кредит в балансе оказывается меньше за счет колебаний товарных запасов и оплаты собственных счетов. Но в каком-то конкретном случае может быть и по-другому.

     Во-вторых, на базе полученной суммы кредита  можно рассчитать процентные выплаты и вставить их в ОПУ, который после этого окажется по-настоящему завершенным.

     И наконец, в-третьих - БДДС может показать, что запланированные инвестиции компании непосильны. В этом случае их надо урезать, оставив самые важные, и разработать окончательный вариант проекта инвестиций. Иногда для получения окончательного варианта проекта инвестиций требуется несколько итераций, причем немало.

     Обратные  связи.

     Организация обратной связи является отдельной, особо важной задачей постановки цикла управления. Интересно то, что обратные связи в заметной степени формируются и могут быть отслежены уже на этапе составления бюджета, а не только в ходе анализа его исполнения. В первую очередь эти циклические связи проявляются на уровне основных бюджетов, но сейчас можно привести примеры и более глубокого взаимодействия. Итак:

     Бюджет  производства и бюджет запасов влияют друг на друга, и их надо последовательно  согласовывать, чтобы не допустить ни затоваривания, ни простоев ввиду отсутствия сырья.

     Бюджет  доходов и расходов (БДР, он же в  агрегированном виде - ОПУ) имеет двустороннюю связь с бюджетом движения денежных средств (БДДС); из ОПУ в БДДС идут данные о расходах на период" из БДДС в ОН У - результаты расчета процентных выплат.

     Прогноз баланса и БДДС "проверяют" друг друга в вопросах правильности расчета заемных средств, остатка товарных запасов, дебиторской задолженности и т.д.

     БДДС  влияет на проект инвестиций, "ограничивая  его в средствах" или, наоборот, давая дополнительные. Изменения  в проекте инвестиций отражаются в балансе.

 

ІІІ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  Жизнедеятельность банка невозможна без планирования. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное планирование и бюджетирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой любого бюджета является бюджет продаж, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов, с составлением соответствующих бюджетов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли.

  Бюджетирование  должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

  Планирование  и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный  характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность  учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.

  В настоящее время бюджетирование является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать  любому менеджеру. Процесс бюджетирования включает в себя ряд важных операций: планирование издержек, планирование производства, планирование сбыта и  финансовое планирование (планирование прибыли). Бюджетирование позволяет  так спланировать деятельность организации, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно это связано с неизбежным финансовым риском, особенно в современных российских условиях, но правильно проведенное бюджетирование позволит свести риск к минимуму.

Информация о работе Планирование и бюджетирование в коммерческом банке