Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:04, курсовая работа
Усиливающаяся с каждым днем конкуренция и потребности клиентов заставляют российские коммерческие банки расширять масштабы своего бизнеса, развиваться из банков местного значения в крупные банки. Банки вынуждены, с одной стороны, развивать и укрупнять сеть филиалов и дочерних банков, и с другой стороны, выводить на рынок принципиально новые продукты. Расширение бизнеса требует детального планирования и контроля эффективности новых точек продаж и результатов реализации новых банковских продуктов. Н
І. ВВЕДЕНИЕ 3
ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 6
1. Планирование оперативного бюджета коммерческого банка 6
2. Принципы планирования бюджета банка 16
3. Типовой алгоритм составления бюджета 17
ІІІ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список литературы 27
СОДЕРЖАНИЕ
І. ВВЕДЕНИЕ 3
ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 6
1. Планирование оперативного бюджета коммерческого банка 6
2. Принципы планирования бюджета банка 16
3. Типовой алгоритм составления бюджета 17
ІІІ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список литературы 27
Усиливающаяся
с каждым днем конкуренция и потребности
клиентов заставляют российские коммерческие
банки расширять масштабы своего
бизнеса, развиваться из банков местного
значения в крупные банки. Банки
вынуждены, с одной стороны, развивать
и укрупнять сеть филиалов и дочерних
банков, и с другой стороны, выводить
на рынок принципиально новые
продукты. Расширение бизнеса требует
детального планирования и контроля
эффективности новых точек
Комплексный подход при финансовом планировании и бюджетировании позволяет быстро реагировать на изменяющиеся внешние условия функционирования кредитной организации и управлять ее деятельностью с учетом таких изменений.
Внедрение
комплексной системы
Поэтому
многие банки, желающие внедрить у себя
комплексную систему
Вопросы,
связанные с планированием и
оценкой эффективности
В
мировой теории и практике проблемам
планирования и контроля деятельности
организации уделяется
Несмотря
на то, что вопросам финансового
планирования и бюджетирования посвящено
большое число работ, часть проблем,
связанных с практическим внедрением
комплексной системы
Вопросы
адаптации методологии и
Актуальность
и недостаточная научная
Цель и задачи курсовой работы. Цель исследования состоит в теоретическом обосновании эффективного внедрения системы бюджетирования и в разработке рекомендаций по совершенствованию бюджетирования в российских коммерческих банках.
Объектом исследования выступают российские коммерческие банки.
Технология бюджетирования предполагает последовательное итерационное выполнение следующих стадий (см. рис. 1):
Рис. 1.
Этапы бюджетирования
Понятие, цель и задачи оперативного планирования
Оперативное планирование - этап бюджетирования, заключающийся в разработке, согласовании и утверждении планов, определяющих будущее финансовое состояние банка, а также путей, способов и средств его достижения.
Оперативное планирование бюджета банка конкретизирует задачи финансовой деятельности на относительно близкую перспективу (квартал с разбивкой по месяцам) путем трансформации стратегических показателей в плановые значения статей бюджетов банка. При этом используется уточненная прогнозная информация о рыночных и иных ограничениях, действующих на интервале оперативного планирования.
Таким образом, при планировании учитывается ряд внешних и внутренних ограничений, которые накладываются на разрабатываемую модель.
Внешние ограничения - это нормативы ЦБР (достаточность капитала, допустимый размер открытой валютной позиции, нормативы мгновенной и текущей ликвидности и др.).
Внутренние ограничения - это лимиты и требования, установленные внутрибанковскими документами, в частности, лимиты на объем вложений и на уровень риска, требуемый уровень рентабельности и/или процентной маржи банка, объем высоколиквидных активов, размер гэпа и др.
Цель оперативного планирования бюджета банка - обеспечить эффективное управление ресурсами банка в среднесрочной перспективе.
Задачи на планируемый период могут быть представлены следующим образом:
Этапы планирования бюджета банка
Процесс построения плана бюджета банка включает следующие этапы:
Методы планирования бюджета банка
Планирование оперативного бюджета банка может быть организовано несколькими методами. Рассмотрим преимущества и недостатки использования тех или иных методов планирования.
1.
Метод планирования бюджета
Преимущества метода:
Руководство,
как правило, гораздо лучше, чем
менеджеры нижнего уровня, осведомлено
о тактических и стратегических
планах развития кредитной организации.
Таким образом, оно имеет возможность
"спустить" такие плановые значения
по статьям бюджета каждому
Такой подход обеспечивает согласованность бюджетов отдельных подразделений и позволяет задавать контрольные показатели для оценки эффективности работы центров ответственности.
Планирование бюджета банка "сверху-вниз" должно быть нацелено на удовлетворение, в первую очередь, интересов учредителей, владельцев и инвесторов банка. Если этот принцип не соблюдается, то теряются все преимущества метода.
Недостатки метода:
Руководство банка может не учесть особенностей деятельности отдельных подразделений банка и задать невыполнимые плановые значения бюджета.
2.
Метод планирования бюджета
Преимущества метода:
Менеджеры
каждого центра ответственности
планируют бюджетные позиции, связанные
с профильной деятельностью только
своего подразделения, и предоставляют
руководителям банка
Недостатки метода:
Довольно часто представленные "снизу" плановые бюджетные показатели изменяются руководителями в процессе утверждения бюджета, что в случае необоснованности решения или недостаточной аргументации может вызвать негативную реакцию подчиненных. В дальнейшем такая ситуация нередко ведет к снижению доверия и внимания к бюджетному процессу со стороны менеджеров нижнего уровня, что выражается в небрежно подготовленных данных или сознательном завышении цифр в первоначальных версиях бюджета.
Зачастую у менеджеров центров ответственности нет понимания корпоративных целей, отсутствует увязка планов развития подразделения и ресурсных возможностей. Случается, что составление консолидированного бюджета банка сводится к простому суммированию бюджетов подразделений банка без какого-либо осмысления и корректировки. В случае если согласование бюджетов отдельных структурных единиц банка все же происходит, то, как правило, оно отнимает много сил и времени.
3. "Комбинированный" метод планирования бюджета банка позволяет использовать преимущества методов "сверху-вниз" и "снизу-вверх" и при этом нивелировать их недостатки.
Информация о работе Планирование и бюджетирование в коммерческом банке