Планирование и бюджетирование в коммерческом банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Усиливающаяся с каждым днем конкуренция и потребности клиентов заставляют российские коммерческие банки расширять масштабы своего бизнеса, развиваться из банков местного значения в крупные банки. Банки вынуждены, с одной стороны, развивать и укрупнять сеть филиалов и дочерних банков, и с другой стороны, выводить на рынок принципиально новые продукты. Расширение бизнеса требует детального планирования и контроля эффективности новых точек продаж и результатов реализации новых банковских продуктов. Н

Содержание

І. ВВЕДЕНИЕ 3
ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 6
1. Планирование оперативного бюджета коммерческого банка 6
2. Принципы планирования бюджета банка 16
3. Типовой алгоритм составления бюджета 17
ІІІ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

Планирование и бюджетирование.docx

— 60.95 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

І. ВВЕДЕНИЕ 3

ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 6

1. Планирование оперативного бюджета коммерческого банка 6

2. Принципы планирования бюджета банка 16

3. Типовой алгоритм составления бюджета 17

ІІІ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

Список литературы 27

 

І. ВВЕДЕНИЕ

 

 Усиливающаяся с каждым днем конкуренция и потребности  клиентов заставляют российские коммерческие банки расширять масштабы своего бизнеса, развиваться из банков местного значения в крупные банки. Банки  вынуждены, с одной стороны, развивать  и укрупнять сеть филиалов и дочерних банков, и с другой стороны, выводить на рынок принципиально новые  продукты. Расширение бизнеса требует  детального планирования и контроля эффективности новых точек продаж и результатов реализации новых  банковских продуктов. Необходимо также  выстраивать систему разделения ответственности и мотивации  руководителей филиалов и менеджеров бизнес-направлений в результатах  своего труда. Для банков в последнее  время все большую актуальность приобретает задача финансового  планирования и бюджетирования. Это  обусловлено, в первую очередь, необходимостью постоянного повышения эффективности  банковского бизнеса. Задача бюджетирования стала трансформироваться из слабо  востребованной технологии управления в насущную потребность организации  эффективной работы кредитной организации. Процессы планирования и бюджетирования теперь распространяются не только на хозяйственные операции банка, но и  на всю его операционную деятельность.

     Комплексный подход при финансовом планировании и бюджетировании позволяет быстро реагировать на изменяющиеся внешние  условия функционирования кредитной  организации и управлять ее деятельностью  с учетом таких изменений.

     Внедрение комплексной системы финансового  планирования и бюджетирования пока еще не стало массовым явлением в  российских коммерческих банках. Такая  ситуация может быть объяснена тем, что это, действительно, сложная  задача, затрагивающая широкий круг организационных, методических и информационно-технических  вопросов.

     Поэтому многие банки, желающие внедрить у себя комплексную систему финансового  планирования и бюджетирования, порой не решаются приступить к этой задаче, опасаясь ее сложности.

     Вопросы, связанные с планированием и  оценкой эффективности деятельности организации всегда были востребованы практикой и находились в центре внимания экономической науки. Исследованию данной проблемы посвящено достаточно большое количество работ зарубежных и отечественных авторов.

     В мировой теории и практике проблемам  планирования и контроля деятельности организации уделяется достаточно много внимания. Эта тема рассматривалась, в частности, в работах Акоффа Р.Л., Сигела Д.Г., Хана Д., Шима Д-К. Отдельные теоретико-методологические вопросы планирования и анализа деятельности коммерческих банков представлены в работах по финансовому менеджменту банков. Среди них труды таких зарубежных экономистов, как Кох Т., Роуз П.С., Синки Дж.Ф и др.

     Несмотря  на то, что вопросам финансового  планирования и бюджетирования посвящено  большое число работ, часть проблем, связанных с практическим внедрением комплексной системы бюджетирования в банке остаются недостаточно разработанными.

     Вопросы адаптации методологии и организации  в российских условиях с учетом специфики  банковской деятельности на сегодняшний  день недостаточно изучены.

     Актуальность  и недостаточная научная разработанность  проблем бюджетирования в коммерческом банке и вместе с тем высокая  практическая значимость постановки и  внедрения комплексной модели финансового  планирования и бюджетирования в  целях повышения эффективности  деятельности банков определили выбор  темы диссертационной работы, цель и задачи исследования.

     Цель  и задачи курсовой работы. Цель исследования состоит в теоретическом обосновании эффективного внедрения системы бюджетирования и в разработке рекомендаций по совершенствованию бюджетирования в российских коммерческих банках.

     Объектом  исследования выступают российские коммерческие банки.

 

ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Планирование  оперативного бюджета  коммерческого банка
 

     Технология  бюджетирования предполагает последовательное итерационное выполнение следующих стадий (см. рис. 1):

  • установка лимитов по статьям бюджета,
  • планирование бюджета,
  • фактический учет бюджета,
  • контроль исполнения бюджета,
  • анализ расхождения между планом и фактом.
 

Рис. 1. Этапы бюджетирования 

Понятие, цель и задачи оперативного планирования

     Оперативное планирование - этап бюджетирования, заключающийся в разработке, согласовании и утверждении планов, определяющих будущее финансовое состояние банка, а также путей, способов и средств его достижения.

     Оперативное планирование бюджета банка конкретизирует задачи финансовой деятельности на относительно близкую перспективу (квартал с разбивкой по месяцам) путем трансформации стратегических показателей в плановые значения статей бюджетов банка. При этом используется уточненная прогнозная информация о рыночных и иных ограничениях, действующих на интервале оперативного планирования.

     Таким образом, при планировании учитывается  ряд внешних и внутренних ограничений, которые накладываются на разрабатываемую модель.

     Внешние ограничения - это нормативы ЦБР (достаточность капитала, допустимый размер открытой валютной позиции, нормативы мгновенной и текущей ликвидности и др.).

     Внутренние ограничения - это лимиты и требования, установленные внутрибанковскими документами, в частности, лимиты на объем вложений и на уровень риска, требуемый уровень рентабельности и/или процентной маржи банка, объем высоколиквидных активов, размер гэпа и др.

     Цель оперативного планирования бюджета банка - обеспечить эффективное управление ресурсами банка в среднесрочной перспективе.

Задачи  на планируемый период могут быть представлены следующим образом:

  • количественные показатели (по объемам операций, количеству клиентов и др.);
  • увеличение рентабельности операций (для центров прибыли);
  • увеличение доходов и/или снижение расходов (для центров затрат);
  • совершенствование организационной структуры и повышение эффективности управления персоналом;
  • сбалансированность платежного баланса;
  • уменьшение излишков резервных средств и т.д.
 

Этапы планирования бюджета банка

     Процесс построения плана бюджета банка  включает следующие этапы:

  • анализ эффективности работы структурных подразделений банка;
  • анализ причин отклонений фактических данных от запланированных по статьям бюджетов за предыдущий отчетный период;
  • разработку предложений по перераспределению финансовых и материальных ресурсов банка;
  • формирование оптимальной структуры банковского баланса;
  • построение плановых форм бюджета активов и пассивов и бюджета доходов и расходов, обеспечивающих максимальную защиту от структурных рисков;
  • построение плановой формы бюджета движения денежных средств;
  • формирование сметы капитальных вложений;
  • определение параметров бюджетов для структурных подразделений банка.
 

Методы планирования бюджета банка

     Планирование  оперативного бюджета банка может  быть организовано несколькими методами. Рассмотрим преимущества и недостатки использования тех или иных методов планирования.

     1. Метод планирования бюджета банка  "сверху-вниз" используется для централизованного формирования бюджета.

Преимущества метода:

     Руководство, как правило, гораздо лучше, чем  менеджеры нижнего уровня, осведомлено  о тактических и стратегических планах развития кредитной организации. Таким образом, оно имеет возможность "спустить" такие плановые значения по статьям бюджета каждому структурному подразделению, которые будут отражать реальные планы банка. Бюджет, составляемый по принципу "сверху-вниз", требует от руководства банка четкого понимания основных особенностей организации и способности сформировать реальный для выполнения план развития бизнеса.

     Такой подход обеспечивает согласованность  бюджетов отдельных подразделений и позволяет задавать контрольные показатели для оценки эффективности работы центров ответственности.

     Планирование  бюджета банка "сверху-вниз" должно быть нацелено на удовлетворение, в  первую очередь, интересов учредителей, владельцев и инвесторов банка. Если этот принцип не соблюдается, то теряются все преимущества метода.

Недостатки метода:

     Руководство банка может не учесть особенностей деятельности отдельных подразделений банка и задать невыполнимые плановые значения бюджета.

     2. Метод планирования бюджета банка "снизу-вверх" используется для децентрализованного формирования бюджета.

Преимущества метода:

     Менеджеры каждого центра ответственности  планируют бюджетные позиции, связанные  с профильной деятельностью только своего подразделения, и предоставляют  руководителям банка отфильтрованную и обобщенную бюджетную информацию только по своему подразделению. Таким образом, менеджеры каждого центра ответственности и бизнес-направления в целом могут применить на практике все свои знания и опыт, поучаствовать в развитии своего направления бизнеса.

Недостатки метода:

     Довольно  часто представленные "снизу" плановые бюджетные показатели изменяются руководителями в процессе утверждения бюджета, что в случае необоснованности решения или недостаточной аргументации может вызвать негативную реакцию подчиненных. В дальнейшем такая ситуация нередко ведет к снижению доверия и внимания к бюджетному процессу со стороны менеджеров нижнего уровня, что выражается в небрежно подготовленных данных или сознательном завышении цифр в первоначальных версиях бюджета.

     Зачастую  у менеджеров центров ответственности  нет понимания корпоративных  целей, отсутствует увязка планов развития подразделения и ресурсных возможностей. Случается, что составление консолидированного бюджета банка сводится к простому суммированию бюджетов подразделений банка без какого-либо осмысления и корректировки. В случае если согласование бюджетов отдельных структурных единиц банка все же происходит, то, как правило, оно отнимает много сил и времени.

     3. "Комбинированный" метод планирования бюджета банка позволяет использовать преимущества методов "сверху-вниз" и "снизу-вверх" и при этом нивелировать их недостатки.

Информация о работе Планирование и бюджетирование в коммерческом банке