Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:57, курсовая работа
Транспортная система России является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры, а ее развитие - одна из приоритетных задач государственной деятельности. Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы является необходимым условием подъема экономики. Развитие и модернизация сферы транспорта являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие страны, повышение уровня жизни, укрепляющими ее федерализм и территориальную целостность государства.
535 тыс. рублей / км на содержание;
2 634 тыс. рублей / км на ремонт;
8 242 тыс. рублей / км на капитальный ремонт.
При этом увеличение норматива должно происходить в рамках выделенных бюджетных ассигнований на дорожное хозяйство области на очередной финансовый год. Учитывая финансовый кризис, положением утвержден план мероприятий по переходу с 2009 года к финансированию по нормативам финансовых затрат.
При сложившейся ситуации с финансированием дорожного хозяйства износ региональных автомобильных дорог Амурской области по данным Федерального дорожного агентства составляет 87,7 %. В соответствии с утвержденным бюджетом Амурской области затраты на содержание 1 км дорог в год составляет 57,6 тыс. рублей (бюджетом запланировано 356 208,0 тыс. рублей, а необходимо 743 535,0 тыс. рублей). В то время как на содержание 1 км федеральных дорог направляется 130,0 тыс. рублей в год (до принятия финансовых нормативов).
По межремонтным срокам службы дорожных покрытий необходимо ежегодно ремонтировать 934 км автодорог, фактически ремонтируется 46 км. Недоремонт по основным параметрам составляет:
по прочности дорожного покрытия – 97 %;
по ровности дорожного покрытия – 96 %;
по сцепным качествам покрытия – 16 %.
При этом бюджетом 2009 года на статью расходов "Ремонт автомобильных дорог" средства не запланированы.
В неудовлетворительном состоянии находятся 93 моста протяженностью 2 367,2 п. м. или 12 % от общего количества. Из общего количества мостов 68 % составляют капитальные, остальные деревянно-балочные. Мосты, имею-щие деревянные конструкции, построенные в середине 60-70х годов, а выделяемые средства не позволяют производить восстановление конструктив-ных элементов мостовых сооружений или состояние мостовых сооружений такого, что они не подлежат ремонту.
Состояние участков региональных автомобильных дорог и искусствен-ных сооружений не удовлетворяют возросшей интенсивности движения автотранспорта и не обеспечивают пропуск современных тяжеловесных транспортных средств, в связи с этим в 2008 году поступило более 350 предписаний от ГИБДД о неудовлетворительном состоянии дорог и невозмож-ности бесперебойного и безопасного проезда автомобильного транспорта.
Для сравнения:
на содержание 1 км федеральной автодороги "Амур" Чита-Хабаровск на территории Амурской области на 2009 год выделено более 220 тыс. руб.;
в Алтайском крае 18.09.2008 года принят норматив денежных затрат на содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения для дорог пятой категории 506,63 тыс. рублей;
в республике САХА (Якутия) норматив на содержание региональных дорог в 2009 году составит более 160 тыс. рублей.
Кроме того, на региональных автомобильных дорогах общего пользования Амурской области находится 69 железнодорожных переездов, из которых многие не соответствуют нормативным требованиям. Необходимо проведение капитального ремонта подходов к железнодорожным переездам, устройство развязок в разных уровнях на пересечениях с Транссибирской железнодорожной магистралью, на подъездах к федеральной дороге "Амур" Чита-Хабаровск.
Строительство региональных автомобильных дорог в области ведется за счет межбюджетных трансфертов "Строительство и модернизация автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог в поселениях (за исключением автомобильных дорог федерального значения)" и в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры Амурской области".
Хроническое недофинансирование дорожного хозяйства области привело к бедственному положению государственных унитарных предприятий, занимающихся дорожными работами. Всего в области создано 8 государственных унитарных предприятий для содержания, ремонта региональных работ.
3 ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Приоритеты развития транспорта на долгосрочную перспективу
Важнейшим стратегическим направлением развития транспортной системы является сбалансированное развитие инфраструктуры транспорта. Реализация этого направления означает согласованное комплексное развитие всех элементов транспортной инфраструктуры на основе всестороннего анализа статистики и использования математических методов прогнозирования потребностей секторов экономики и населения в услугах транспорта, развития системы статистического учета, построения транспортно-экономического баланса, прогнозирования динамики грузовой базы, анализа моделей развития транспортной системы с целью выбора оптимально сбалансированных вариантов.
Развитие нормативно-правовой базы транспорта требует гармонизации транспортного законодательства, интеграции в мировую систему стандартов и коммуникаций, определения нормативов качества транспортных услуг, ответственности за их соблюдение, а также прав потребителей. Все это в совокупности является необходимым условием создания рынка конкурентоспособных транспортных услуг. Повышение качества транспортных услуг потребует создания обоснованных резервов в транспортной системе, а это позволит, в свою очередь, развить конкуренцию на основных направлениях грузо- и пассажиропотоков.
Важнейшее значение для транспортной стратегии имеет совершенс-твование системы обеспечения транспортной отрасли трудовыми ресурсами, которые должны обеспечить проектирование и реализацию проектов развития транспортных систем, эксплуатации транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предоставления траспортно-логистических услуг и других сервисов. Важную роль в реализации транспортной стратегии играет повышение управляемости и контролируемости развития транспорта за счет повышения эффективности методов государственного регулирования и управления, развития механизмов проектного управления, повышения эффективности законодательно-правового поля /9/.
3.2 Ожидаемые результаты от планируемых мероприятий
Реализация намеченных мероприятий в транспортной системе Российской Федерации позволит достичь следующих основных результатов:
будет завершено создание единой опорной транспортной сети без разрывов и “узких мест”;
вырастет подвижность населения;
большинство населенных пунктов будет иметь круглогодичный доступ к основным наземным транспортным коммуникациям;
восемь из десяти российских семей смогут активно пользоваться автомобилем;
значительно повысятся комфортность и качество сервиса пассажирского транспорта;
возрастет доля отечественных портов в обслуживании внешнеторговых грузопотоков;
снизится грузоемкость ВВП;
увеличится скорость грузового сообщения и на основных международных транспортных коридорах;
сократить долю протяженности участков сети железных дорог, на которых имеются ограничения пропускной и провозной способности;
сократить протяженность участков внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части РФ;
вырастет доля тоннажа отечественного торгового флота, зарегистрированного в национальных реестрах;
увеличатся транзитные перевозки через территорию России;
снизится показатель числа погибших на 1000 автомобилей /8/, /10/, /11/.
В результате выполнения мероприятий Программ транспортная система РФ выйдет на качественно новый уровень, обеспечивающий инновационный сценарий социально-экономического развития страны.
Основные ожидаемые итоги реализации мероприятий по видам транспорта от рассмотренных Федеральных целевых программ представлены в Приложении Д.
Наиболее эффективно проблема модернизации и развития транспортной системы может быть решена только при условии рассмотрения всех видов транспорта общего пользования как составных частей единой транспортной системы и определения необходимых мер по их развитию на основе единой методики и общих исходных данных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Состояние и развитие транспортной системы имеют для Российской Федерации исключительное значение. Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей. В современных условиях транспорт является одним из определяющих функциональных факторов повышения темпов экономического роста
В настоящее время транспортная система в целом удовлетворяет спрос на перевозки пассажиров и грузов. При этом рост транспортных услуг распределен неравномерно между различными видами транспорта. Это связано с проблемами развития отдельных видов транспорта и значительную региональную неравномерность.
Одной из основных задач государства является создание и поддержание благоприятного делового климата за счет эффективного регулирования, создания соответствующих условий развития экономики, а также защиты и поддержки отечественных производителей.
Анализ расходов федерального бюджета показал, что основными статьями расходов в этот период являются «Межбюджетные трансферты» (7,33 % ВВП), «Общегосударственные вопросы» (2,81 % ВВП) и «Национальная экономика» (2,61 % ВВП). В среднем на эти направления ежегодно расходовалось 35,6 %, 15,3 % и 12,2 % средств федерального бюджета соответственно.
Ключевыми направлениями расходования средств на Национальную экономику является финансирование дорожного хозяйства (доля в ВВП в 2009 г. – 0,68 %, доля в расходах по разделу – 25,92 %), транспорта (0,42 % в ВВП, 15,97 % в расходах по разделу). На эти направления ежегодно расходовалось 29,94 %, 37,69 % и 41,89 % средств статьи расходов федерального бюджета "Национальная экономика" соответственно.
Основополагающими программными документами, определяющими приоритетные направления развития транспортного комплекса страны на долгосрочную перспективу являются:
Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)”;
Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)";
Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года.
Основной целью указанных Программ является повышение сбалансиро-ванности, эффективности и безопасности функционирования транспортной системы, обеспечивающей жизненно важные национальные интересы страны.
Реализация намеченных мероприятий в транспортной системе Российской Федерации позволит достичь следующих основных результатов:
будет завершено создание единой опорной транспортной сети без разрывов и “узких мест”;
вырастет подвижность населения;
большинство населенных пунктов будет иметь круглогодичный доступ к основным наземным транспортным коммуникациям;
восемь из десяти российских семей смогут активно пользоваться автомобилем;
значительно повысятся комфортность и качество сервиса пассажирского транспорта;
возрастет доля отечественных портов в обслуживании внешнеторговых грузопотоков;
снизится грузоемкость ВВП;
увеличится скорость грузового сообщения и на основных международных транспортных коридорах;
сократить долю протяженности участков сети железных дорог, на которых имеются ограничения пропускной и провозной способности;
сократить протяженность участков внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части РФ;
вырастет доля тоннажа отечественного торгового флота, зарегистрированного в национальных реестрах;
увеличатся транзитные перевозки через территорию России;
снизится показатель числа погибших на 1000 автомобилей.
В результате выполнения мероприятий Программ транспортная система РФ выйдет на качественно новый уровень, обеспечивающий инновационный сценарий социально-экономического развития страны.
СПИСОК ИСОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Вахрин П.И. Бюджетная система РФ: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М: Издательско-торговая корпорация "Дашко и Ко", 2005. – 340 с.
Информация о работе Планирование финансирования отдельных отраслей реального сектора экономики