Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:57, курсовая работа
Транспортная система России является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры, а ее развитие - одна из приоритетных задач государственной деятельности. Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы является необходимым условием подъема экономики. Развитие и модернизация сферы транспорта являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие страны, повышение уровня жизни, укрепляющими ее федерализм и территориальную целостность государства.
свод доходов (объем финансирования из бюджета и средства, получаемые бюджетной организацией за счет оказания платных услуг);
производственные показатели учреждения (численность, площади);
расчеты, обосновывающие заявленные расходы.
Для преодоления разнородности применяемых нормативов Бюджетный кодекс предусматривает установление минимальных государственных социальных стандартов и финансовых норм и нормативов в целом по РФ, а также по отдельным субъектам.
Целостного акта по стандартам пока не принято, но по отдельным отраслям они существуют. Например, федеральный стандарт уровня затрат на содержание жилья и коммунальные услуги в жилищном фонде на 1 кв.м. Этот показатель колеблется в зависимости от регионов.
На уровне субъектов РФ органы государственной власти могут устанавливать, в соответствии с федеральными нормативами, региональные нормы и нормативы, которые используются как для расчетов расходов региональных бюджетов, так и для определения контрольных показателей бюджетов муниципальных образований в целях определения объемов финансовой помощи муниципальным бюджетам /1, с. 143/.
Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделения бюджетных средств на реализацию утвержденных законом или нормативным актом целевых программ.
Целевая программа – комплексный документ, целью которого является решение приоритетной на данный период задачи. В зависимости от сложности задач, финансовых и организационно-технических возможностей программы принимаются на срок от 2 до 5-8 лет. Как правило, на 3-5 лет.
Программно-целевой метод планирования расходов способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию средств как для решения наиболее острых проблем государства, региона, муниципального образования, так и является инструментом выравнивания экономического развития отдельных территорий.
Целевые программы подразделяются на:
- программы развития отраслей, например, Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)";
- программы развития регионов, например Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года";
- программы решения социальных задач – Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007 - 2010 годы.
Программы могут включать самостоятельные подпрограммы, направленные на решение более локальных задач. В качестве примера сошлемся на Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", которая включает самостоятельные подпрограммы "Железнодорожный транспорт", "Гражданская авиация", "Морской транспорт" и другие.
Конкретные объемы финансирования на каждый год по каждой программе устанавливаются соответствующим законом о бюджете. Следует отметить, что суммы, определенные в программе далеко не всегда совпадают с теми, что закладываются в законе о бюджете на определенный год /4, с. 46/.
Применение того или иного из рассмотренных методов планирования бюджетных расходов определяется спецификой задач, стоящих перед соответствующим уровнем управления. Для планирования текущих расходов используется нормативный метод, а для решения возникающих проблем, разрешение которых возможно в определенный отрезок времени, предпочтительным является программно-целевой метод.
2 АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Роль транспорта в социально-экономическом развитии РФ
Транспортная система России является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры, а ее развитие – одна из приоритетных задач государственной деятельности.
Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы является необходимым условием подъема экономики, обеспечения целостности страны, повышения уровня жизни.
В условиях реформирования экономики усиливается взаимосвязь развития транспортной отрасли с развитием других отраслей экономики и социальной сферы, которые не только определяют требования к транспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок, но и возможности развития отрасли. Удешевление и ускорение грузовых перевозок стимулируют расширение транспортно-экономических связей, а удешевление, ускорение и повышение качества пассажирского сообщения приводят к росту мобильности населения и улучшению условий его жизни.
Таким образом, развитие и модернизация сферы транспорта являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие страны, укрепляющими ее федерализм и территориальную целостность.
Роль транспорта еще более повышается в условиях глобализации мировой экономики, приводящей к значительному увеличению межгосударственных связей /9/.
Наряду с развитием рынка транспортных услуг осуществляется совершенс-твование системы управления транспортом и формирование законодательно-правовой базы, регламентирующей транспортную деятельность. Разработаны федеральные и отраслевые целевые программы развития всех видов транспор-та, реализация которых должна обеспечить эффективное удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров.
Уменьшение доходов транспортных организаций из-за резкого сокращения спроса на перевозки при одновременном росте цен на необходимые им технические средства и материалы, топливо и энергию привели к существенному замедлению обновления основных фондов всех видов транспорта и ухудшению их состояния, их износ достиг 55 - 65 % и продолжает увеличиваться.
Специфические проблемы развития характерны для отдельных видов транспорта. Представим их в таблице 3.
Таблица 3 – Проблемы развития отдельных видов транспорта
Вид транспорта | Проблемы |
1 | 2 |
Железнодо-рожный транспорт | износ основных производственных фондов достиг 68 %, особенно высоким является износ подвижного состава; "узким" местом на сети железных дорог становятся подходы к морским портам и пограничные пункты пропуска; недостаточен уровень взаимодействия с другими видами транспорта, прежде всего с морским транспортом; недостаточен уровень механизации работ по обслуживанию инфраструктуры железнодорожного транспорта. |
Дорожное хозяйство | по всем удельным показателям развития сети автомобильных дорог общего пользования Россия значительно уступает зарубежным странам, развитие дорожной сети не соответствует темпам автомобилизации страны; не завершено формирование опорной сети федеральных автомоби-льных дорог, особенно в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока; все более резко проявляется дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь на подходах к крупным городам и транспортным узлам страны; низкий технический уровень дорог обусловливает увеличение себестоимости перевозок в 1,5 раза, а расхода горючего на 30 % по отношению к аналогичным показателям развитых зарубежных стран; не обеспечена связь по автомобильным дорогам с твердым покрытием около 50 тыс. населенных пунктов; не урегулированы и требуют решения вопросы сопряжения магистральных дорог, обеспечивающих подъезд автомобильного транспорта к городам, и внутригородских улиц и дорог. |
Гражданская авиация | парк воздушных судов морально и физически устарел, его основу составляют воздушные суда, отстающие по своим характеристикам от зарубежных аналогов; объекты инфраструктуры воздушного транспорта значительно изношены, особенно объекты, находящиеся в федеральной собственности, - взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок самолетов, светосигнальное оборудование; нестабильно функционируют аэропорты в ряде районов, где авиация является основным или безальтернативным видом транспорта. |
Продолжение таблицы 3 | |
1 | 2 |
Морской транспорт | доля флота под российским флагом в общем тоннаже флота, контролируемого РФ, составляет 50 %, что недостаточно, обновление этого флота осуществляется низкими темпами - средний возраст судов превышает 20 лет, доля отечественного флота в перевозках российских грузов остается крайне низкой; сохраняется тенденция к строительству судов, их регистрации и осуществлению судоходного бизнеса за рубежом; специализация и оснащенность российских торговых портов не соответствуют сложившимся и перспективным структуре и объемам внешнеторговых и транзитных грузопотоков, в результате чего почти 20 % российских внешнеторговых грузов, перевозимых с использованием морского транспорта, следует через иностранные порты; недостаточными темпами осуществляется обновление флота ледоколов, буксиров и спасательных судов, что снижает надежность транспортного обслуживания и создает проблемы обеспечения безопасности мореплавания. |
Внутренние водные пути | ряд судоходных гидротехнических сооружений, создающих потенциальную угрозу возникновения техногенных катастроф, находится в неудовлетворительном состоянии; на Единой глубоководной системе европейской части РФ развитие перевозок сдерживают участки внутренних водных путей в районе Кочетовского, Нижне-Свирского и Городецкого гидроузлов. |
РФ несет значительные потери от низкой конкурентоспособности транспортной системы. Основными проблемами реализации конкурентных преимуществ РФ на мировом рынке являются:
недоиспользование транзитного потенциала;
несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям внешней торговли;
низкая конкурентоспособность российских перевозчиков на мировом рынке /11/.
Для решения указанных проблем необходимо принять неотложные меры по преодолению сложившихся в развитии транспортной отрасли негативных тенденций.
2.2 Финансирование модернизации и развития транспортной системы РФ из федерального бюджета
Региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства страны и не позволяет в полной мере осваивать ресурсы регионов. Наиболее существенны различия между европейской частью РФ и регионами Сибири и Дальнего Востока. Различия в транспортной обеспеченности между субъектами РФ достигают недопустимого уровня.
5 субъектов РФ не имеют железных дорог, 40 тыс.населенных пунктов не обеспечены постоянной круглогодичной связью с транспортной сетью общего пользования по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Из-за отсутствия транспортного железнодорожного обеспечения не осваиваются 23 разведанных крупных месторождения природных ресурсов. Различия между отдельными субъектами РФ по плотности дорог с твердым покрытием в расчете на 1000 км2 достигают 450 раз /11/.
Одной из основных задач государства является создание и поддержание благоприятного делового климата за счет эффективного регулирования, создания соответствующих условий развития экономики, а также защиты и поддержки отечественных производителей.
Развитие российской экономики невозможно без создания эффективной транспортной системы. С учетом сложившейся ситуации необходимы ускоренная модернизация и разветвленность транспортной системы. Именно поэтому бюджетные расходы на эти цели увеличиваются. В 2009 году на развитие транспортной системы из федерального бюджета планируется выделить 445,4 млрд. руб. большая часть этих средств направляется на развитие автомобильного транспорта: формирование федеральной сети автодорог; снижение их перегрузки; сокращение доли дорог, не соответствующих нормативным требованиям /6/.
Основополагающими программными документами, определяющими приоритетные направления развития транспортного комплекса страны на долгосрочную перспективу являются:
Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)”;
Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)";
Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года.
Основной целью указанных Программ является повышение сбалансиро-ванности, эффективности и безопасности функционирования транспортной системы, обеспечивающей жизненно важные национальные интересы страны, которая включает:
совершенствование и развитие транспортной инфраструктуры;
повышение эффективности системы товародвижения;
повышение конкурентоспособности транспортной системы России и обеспечение реализации транзитного потенциала страны;
повышение доступности транспортных услуг для населения;
повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Для реализации этих целей необходимо решение следующих задач:
развитие путей сообщения (автомобильные дороги общего пользования, железнодорожные линии, внутренние водные пути);
формирование круглогодичной доступности населения к дорожной сети;
развитие аэропортовой сети;
увеличение пропускной способности российских морских портов;
комплексное развитие транспортных узлов, включая терминально-логистические центры;
повышение конкурентоспособности международных транспортных коридоров;
обновление парков транспортных средств, состава морского и речного флота;
обеспечение транспортной безопасности;
формирование и отработка механизмов проектного управления инвестициями.
Общий объем финансирования мероприятий ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" составляет 4598,2 млрд. рублей в ценах соответствующих лет. Расходы за счет средств федерального бюджета предусматриваются в размере 1345,1 млрд. рублей (29,25 %), расходы за счет средств бюджетов субъектов РФ – 1294,4 млрд. рублей (28,15 %), расхо-ды за счет средств внебюджетных источников – 1 958,6 млрд. рублей (42,59 %).
Кроме того, предусматриваются расходы за счет средств Инвестиционного фонда РФ в размере 80,9 млрд. рублей (размер расходов на реализацию Программы за счет средств Инвестиционного фонда РФ определяется по результатам конкурсного отбора инвестиционных проектов в соответствии с Положением об Инвестиционном фонде РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2005 г. N 694).
Рисунок 3 - Финансирование ФЦП " Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", млрд. рублей
Информация о работе Планирование финансирования отдельных отраслей реального сектора экономики