Основы организации бюджетного процесса на федеральном уровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Понятие и задачи бюджетного процесса
1.1 Понятие бюджетного процесса, его стадии и задачи
1.2 Участники бюджетного процесса и их полномочия
2 Составление, рассмотрение и утверждение федерального бюджета
2.1 Составление проекта федерального бюджета
2.2 Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
3 Исполнение федерального бюджета
3.1 Основы исполнения бюджета
3.2 Исполнение бюджетов по доходам
3.3 Исполнение бюджета по расходам
3.4 Контроль за исполнением бюджета
3.5 Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 41.42 Кб (Скачать)

Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

v прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета;

v приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период

v общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;

v верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;

v нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;

v дефицит (профицит) федерального бюджета.

В течение 15 дней со дня внесения в Государственную  Думу проекта федерального закона о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период комитеты Государственной Думы готовят и направляют в Комитет по бюджету заключения по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении представленного законопроекта, а также предложения и рекомендации по предмету первого чтения.

Рассмотрение  во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период:

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении. Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении являются:

v программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

v программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период

v программа государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

v программа государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на очередной финансовый год и плановый период;

v текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Субъекты  права законодательной инициативы направляют поправки по предмету второго  чтения в Комитет по бюджету.

В течение 10 дней Комитет по бюджету готовит  сводные таблицы поправок по разделам, подразделам, целевым статьям, видам  расходов классификации расходов федерального бюджета, рассматриваемым во втором чтении, и направляет указанные таблицы  в соответствующие профильные комитеты и в Правительство Российской Федерации.

Профильный  комитет рассматривает направленные ему Комитетом по бюджету таблицы  поправок и представляет результаты рассмотрения поправок в Комитет  по бюджету, который рассматривает указанные материалы, принимает решение, формирует сводные таблицы поправок, рекомендованных к принятию или отклонению, и выносит их на рассмотрение Государственной Думы.

Рассмотрение  в третьем чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период:

Государственная Дума рассматривает в третьем  чтении проект федерального закона о  федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

Принятый  Государственной Думой федеральный  закон о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

Совет Федерации рассматривает федеральный  закон о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой.

П Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

3 Исполнение  федерального бюджета

3.1 Основы  исполнения бюджета 

Исполнение  бюджета — это действия по мобилизации  и использованию бюджетных средств. В процессе исполнения бюджета участвуют  органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица — плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

Исполнение  бюджета основано на следующих принципах:

1) единстве кассы, предусматривающей зачисление всех по¬ступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета;

2) подведомственности  расходов

Исполнение  бюджета начинается после его  утверждения органом представительной власти. На основании показателей бюджета главные распорядители бюджетных средств составляют бюджетные росписи доходов и расходов. Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств.

На основании  бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств финорган составляет сводную бюджетную роспись, которая направляется в орган, исполняющий бюджет, в представительный и контрольный органы.

С 1992 г. в Россий¬ской Федерации введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство.

Основные  функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства:

v организация исполнения федерального бюджета;

v контроль за его исполнением;

v управление бюджетными доходами и расходами;

v регулирование межбюджетных отношений;

v финансовое исполнение внебюджетных фондов;

Исполнение  федерального бюджета осуществляется на основе:

o отражения  Федеральным казначейством всех  операций и средств федерального  бюджета в системе балансовых  счетов;

o централизации  в Федеральном казначействе всех  поступле¬ний в федеральный бюджет и платежей из федерального бюджета;

o совершения  Федеральным казначейством всех  кассовых опе¬раций с использованием единого счета и управления этим счетом.

3.2 Исполнение  бюджетов по доходам

Исполнение  бюджетов по доходам предусматривает:

1) зачисление  на единый счет бюджета доходов  от распределения налогов, сборов  и иных поступлений в бюджетную  систему Российской Федерации,  распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Бюджетного кодекса, со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет;

2) возврат  излишне уплаченных или излишне  взысканных сумм, а также сумм  процентов за несвоевременное  осуществление такого возврата  и процентов, начисленных на  излишне взысканные суммы;

3) зачет  излишне уплаченных или излишне  взысканных сумм в соответствии  с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) уточнение  администратором доходов бюджета  платежей в бюджеты бюджетной  системы Российской Федерации;

5) перечисление  Федеральным казначейством средств,  необходимых для осуществления  возврата (зачета) излишне уплаченных  или излишне взысканных сумм  налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за  несвоевременное осуществление  такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

3.3 Исполнение  бюджета по расходам

Исполнение  бюджета по расходам предусматривает:

a. принятие  бюджетных обязательств;

b. подтверждение  денежных обязательств;

c. санкционирование  оплаты денежных обязательств;

d. подтверждение  исполнения денежных обязательств.

Получатель  бюджетных средств принимает  бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Получатель  бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств  бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с платежными документами.

Санкционирование  оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия  документов,  предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом в соответствии с положениями Бюджетного кодекса.

Оплата  денежных обязательств (за исключением  денежных обязательств по публичным  нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

Оплата  денежных обязательств по публичным  нормативным обязательствам может  осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований. Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств. 

3.4 Контроль  за исполнением бюджета 

Контроль  за исполнением бюджета - важный этап бюджетного процесса, осуществляемый законодательными органами власти, счетной палатой РФ, контрольно счетными палатами, Минфином РФ и другими службами.

Различают следующие формы контроля за исполнением бюджета:

I. Парламентский  контроль

Осуществляется  соответствующими законодательными органами власти в следующих  формах:

- предварительный  контроль

(Осуществляется  в ходе обсуждения и утверждения  проектов бюджетов, иных проектов  законов по бюджетно-финансовым  вопросам)

- текущий  контроль

(Осуществляется  в ходе рассмотрения отдельных  вопросов исполнения бюджетов  на заседаниях комитетов, рабочих групп, отдельных  законодательных органов в ходе Парламентских слушаний)

Информация о работе Основы организации бюджетного процесса на федеральном уровне