Основы организации бюджетного процесса на федеральном уровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Понятие и задачи бюджетного процесса
1.1 Понятие бюджетного процесса, его стадии и задачи
1.2 Участники бюджетного процесса и их полномочия
2 Составление, рассмотрение и утверждение федерального бюджета
2.1 Составление проекта федерального бюджета
2.2 Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
3 Исполнение федерального бюджета
3.1 Основы исполнения бюджета
3.2 Исполнение бюджетов по доходам
3.3 Исполнение бюджета по расходам
3.4 Контроль за исполнением бюджета
3.5 Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 41.42 Кб (Скачать)

           Органы государственного и муниципального  финансового контроля:

v осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов

v готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов

v проводят экспертизы проектов бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств  соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

       Главный распорядитель бюджетных  средств обладает следующими  бюджетными полномочиями:

1) обеспечивает  результативность, адресность и  целевой характер использования  бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств

2) формирует  перечень подведомственных ему  распорядителей и получателей  бюджетных средств;

3) ведет  реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах  утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

4) составляет, утверждает и ведет бюджетную  роспись, распределяет бюджетные  ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

5) осуществляет  иные полномочия, определенные Бюджетным  кодексом РФ.

2 Составление,  рассмотрение  и  утверждение  федерального бюджета

2.1 Составление  проекта  федерального бюджета

Главная задача бюджетного планирования —  определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового  обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития  государства и территории.

Правовой  основой бюджетного планирования является бюджетный  кодекс РФ (ст. 169—184).

Составление проекта бюджета является прерогативой Правительства РФ, исполнительных органов  власти субъектов РФ и муниципальных  образований. По их поручению проект бюджета разрабатывается Министерством  финансов РФ и  территориальными финансовыми органами.

Для составления  проекта бюджета Министерства финансов РФ территориальные финансовые органы должны быть обеспечены не¬обходимой информационной базой, которая поступает им от соответствующего правительства, статистических, налоговых органов и других учреждений. Главным источником информации для составления проекта бюджета служит прогноз социально-экономического развития государства или территории, который, в свою очередь, разрабатывается на основе данных экономического и социального развития за отчетный период, тенденций развития на планируемый год и других показателей. При разработке проекта бюджета учитываются также основные положения финансово-бюджетной полити¬ки, принятой на соответствующий плановый период.

Проект  федерального бюджета разрабатывается  Министерством финансов РФ по поручению Правительства РФ. Работа над проектом бюджета  начинается  за двенадцать месяцев до начала планируемого года.

В задачу Министерства финансов РФ входит разработка: проекта федерального бюджета; проектировок основных показателей  федерального бюджета на среднесрочную перспективу; проекта федерального  закона о федеральном бюджете на планируемый год.

Исходной  базой для разработки проекта  федерального бюджета являются:

o Бюджетное  послание Президента РФ;

o прогноз  социально-экономического развития  РФ на очеред¬ной год;

o основные  направления  бюджетной и налоговой  политики.

Проект  федерального бюджета и проекты  бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Проект  федерального бюджета разрабатывается  в три этапа. На первом этапе формирования проекта бюджета Минэкономразвития разрабатывает (обновляет) сценарные условия экономического и социального развития на планируемый год, в которых отражены главные макроэкономические показатели и материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза экономического и социального развития страны, а также основные показатели сводного финансового баланса России.

После одобрения Правительством РФ этих сценарных  условий Минфин разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый  год и проектирования  размеров основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную  перспективу  в составе показателей перспективного Финансового плана. Все эти материалы  и расчеты направляются на рассмотрение правительства РФ. После их принятия Правительством они могут быть представлены в Совет Федерации и Государственную Думу по их запросу.

Затем Минфин направляет субъектам бюджетного планирования предельные объемы их бюджетов и методические указания по их распределению  на очередной год между главными распорядителями средств федерального бюджета, статьями функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, бюджетными целевыми программами.

На втором этапе Минэкономразвития разрабатывает  и направляет в Минфин проект федеральной адресной инвестиционной программы и предложения по распределению объемов государственных капитальных вложений по ведомственной структуре расходов бюджетов РФ.

На третьем  этапе Минфин РФ на основе представленных субъектами бюджетного планирования расчетов, документов и материалов формирует проект федерального бюджета и прилагаемые к нему материалы и после рассмотрения Бюджетной комиссией вно¬сит их в Правительство РФ.

Правительство РФ одобряет проект федерального бюджета  для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Одновременно  с проектом федерального бюджета  в Государственную Думу Федерального Собрания РФ вносятся доклад Правительства  РФ о результатах и целях бюджетной  политики и доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, оценка реализуемых ими или предложенных федеральных и ведомственных целевых программ, а также перспективный финансовый план.

По результатам  рассмотрения Государственной Думой  проекта федерального бюджета и  проектов бюджетов государственных  вне¬бюджетных фондов Минфин РФ вносит в Правительство РФ предложения по внесению изменений в перспективный финансовый план, а Минэкономразвития составляет уточненный сводный финансовый баланс РФ.

Затем Минфин представляет в Бюджетную  комиссию оценки изменения доходов  бюджетной системы РФ и бюджета принимаемых обязательств в связи с уточнением принимаемых обязательств и уточнением основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета  являются:

- объем  валового внутреннего продукта  на очередной финансовый год  и темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансовом году;

- уровень  инфляции.

2.2 Рассмотрение  и  утверждение федерального  бюджета 

Получив от финансовых органов проекты соответствующих  бюджетов, органы исполнительной власти рассматривают и при необходимости вносят в них поправки и дополнения.

Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития России, проекты федерального бюджета и бюджетов государственных  целевых фондов, сводный финансовый баланс, перспективный финансовый план и материалы, характеризующие финансово-бюджетную  политику на планируемый год.

Этапы рассмотрения и утверждения проекта  бюджета:

На первом этапе после изучения  документов и работы с ними Правительство  вносит на рассмотрение Государственной  Думы Федерального Собрания РФ проект федерального закона о федеральном  бюджете на планируемый год.  Одновременно с проектом бюджета в законодательный (представительный) орган представляются:

1) основные  направления бюджетной и налоговой  политики;

2) предварительные  итоги социально-экономического  развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год;

3) прогноз  социально-экономического развития  соответствующей территории;

4) прогноз  основных характеристик (общий  объем доходов, общий объем  расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо проект среднесрочного финансового плана;

5) пояснительная  записка к проекту бюджета;

6) методики (проекты методик) и расчеты  распределения межбюджетных трансфертов;

7) верхний  предел государственного (муниципального) долга на конец очередного  финансового года (на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода);

8) иные  документы и материалы.

На втором этапе получив документы и  материалы, Совет Государственной  Думы Федерального Собрания РФ направляет его в Комитет Госу¬дарственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам.

Совет Государственной Думы утверждает также  комитеты, от¬ветственные за рассмотрение отдельных разделов и подразделов федерального бюджета. По каждому разделу расходов федерального бюджета назначается не менее двух ответственных комитетов, од¬ним из которых является Комитет по бюджету.

Рассмотрение  в комитетах Государственной  Думы поступивших материалов по проекту  бюджета проводится депутатами совместно  с приглашаемыми для этой работы экономистами, учеными, представителями министерств, ведомств, территориальных органов исполнительной власти, которые готовят заключения по разделам проекта бюджета, вносят предложения по доходам и расходам.

Совет Государственной Думы  на основании  заключения Комитета по бюджету принимает  решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете  на планируемый год принимается  к рассмотрению Государственной  Думой либо подлежит возвращению  в Правительство РФ на доработку. Проект федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год может быть возвращен на доработку в Правительство РФ, если состав представленных материалов не соответствует требованиям законодательных документов о бюджете. В случае необходимости доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и мате¬риалами представляется в Государственную Думу Правительством РФ в десятидневный срок и вновь рассматривается Советом Государственной Думы.

На третьем  этапе Проект федерального закона о  федеральном бюджете в течении трех дней направляется Советом Государственной Думы Президенту РФ, в Совет Федерации Федерального Собрания РФ, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

На четвертом  этапе после рассмотрения проекта  бюджета в комитетах проект федерального закона с замечаниями и предложениями депутатов выносится на обсуждение Государственной Думы, которая обсуждает его в трех чтениях.

Первое  чтение. Государственная Дума рассматривает  проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики.

Информация о работе Основы организации бюджетного процесса на федеральном уровне