Основные направления современной политики Российской Федерации в области бюджетных расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений в промышленном производстве, освоения новых технологий. Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социальной политики, проводимой в стране. Таким образом, актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности расходов бюджета для функционирования национальной экономики, а также укрепления социальной стабильности в обществе. Эти проблемы весьма важны для всех стран мира.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность бюджета, его структура и роль для государства;
изучить задачи и функции бюджетной политики;
предложить основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования бюджетной политики на современном этапе развития 5
1.1. Экономическая сущность бюджета, его структура и роль для
государства 5
1.2. Задачи и функции бюджетной политики 8
Глава 2. Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе 12
2.1. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2011-2013 годы и
на дальнейшую перспективу 12
2.2. Основные приоритеты бюджетных расходов 17
Заключение 22
Список литературы 24
Приложения 26

Работа содержит 1 файл

кур индира.docx

— 53.45 Кб (Скачать)

     5. Повышение качества человеческого капитала.

     Никакая модернизация не возможна без квалифицированных  специалистов, талантливых ученых, без качественного образования  и постоянного профессионального  обучения.

     Необходимо  стремиться к росту научного потенциала нашей страны, накоплению объектов интеллектуальной собственности, обеспечению  в этих целях преемственности  поколений в сфере научных  исследований и технологических  разработок, привлечения и закрепления  в ней молодежи.

     Помимо  развития собственных научных школ, следует уделять внимание привлечению  высококвалифицированных иностранных  специалистов, а также способствовать повышению квалификации российских специалистов в зарубежных учебных  заведениях.

     Серьезнейшее  внимание должно быть уделено как  образованию, так и улучшению  здоровья граждан, формированию здорового  образа жизни, созданию условий для  повышения трудовой и творческой активности.

     В рамках формируемых государственных  программ должна быть продолжена работа по приоритетным национальным проектам, механизмы реализации которых доказали свою эффективность. 

     2.2. Основные приоритеты бюджетных  расходов 

     При формировании расходов федерального бюджета  на 2011 -2013 годы предлагается особое внимание уделить следующим ключевым вопросам.

     1. Повышение эффективности социальной защиты населения.

     Государство обеспечит безусловное исполнение всех законодательно установленных  обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций.

     В то же время система социальной защиты населения должна быть переориентирована  на поддержку семей с доходами ниже прожиточного минимума, в том  числе с учетом региональных особенностей. В связи с этим считается возможным расширение полномочий субъектов Российской Федерации при формировании и применении инструментов социальной политики.

     2. Оценка возможностей повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих.

     С учетом динамики заработной платы в  экономике и снижения инфляции считается возможным увеличить на 6,5 процента с 1 апреля 2011 года денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц, с 1 июня 2011 года – фонды оплата труда работников федеральных государственных учреждений (либо объемы субсидий бюджетным и автономным учреждениям в соответствующем размере) и денежное содержание судей и прокурорских работников, а с 1 сентября 2011 года – стипендиальный фонд.

     Предлагается  Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о механизмах повышения эффективности работы федеральных государственных служащих, в том числе о возможности сокращения в течение трех лет их численности в пределах 20 процентов, оставив при этом до 50 процентов экономии бюджетных средств в распоряжении федеральных органов государственной власти.

     3. Развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания.

     Должны  быть обеспечены как повышение качества образования, так и сопряженность  образования и модернизации экономики, удовлетворение потребностей рынка  труда в квалифицированных специалистах не только с высшим профессиональным образованием, но и со средним и  начальным профессиональным образованием.

     В рамках соответствующих государственных  программ следует обеспечить реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", продолжить развитие федеральных университетов  и национальных исследовательских  университетов, а также закрепить  положительные результаты демографической политики, достигнутые во многом благодаря реализации национального проекта "Здоровье".

     Важной  инвестицией в будущее развитие будет работа, направленная на формирование здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта.

     При планировании социальных расходов бюджета  следует обязательно предусмотреть  средства на осуществление мероприятий  по обеспечению комплексной безопасности социальных объектов, прежде всего  организаций, предоставляющих услуги детям (включая вывод школьных зданий из аварийного состояния) и престарелым  гражданам, а также по обеспечению  полноценного доступа инвалидов  к объектам и услугам социальной сферы.      4.      4. Обеспечение обороноспособности страны.

     Финансирование  расходов на национальную оборону должно позволить решить все стоящие  перед Вооруженными Силами Российской Федерации задачи, включая закупку  новых видов вооружения, обеспечение  боевой подготовки, индексацию и реформирование денежного довольствия военнослужащих (с учетом сокращения их общего количества и совершенствования структуры  Вооруженных Сил Российской Федерации), реализацию социальных гарантий для  военнослужащих.

     Одной из приоритетных задач является обеспечение  жильем военных. К концу 2010 года должны быть выполнены все ранее взятые обязательства по обеспечению нуждающихся  военнослужащих постоянным жильем, к 2012 году – служебным жильем.

     С 2011 года должна начаться реализация Государственной  программы вооружения на 2011 – 2020 годы, обеспечивающей комплексное переоснащение  войск современными видами новых  систем и образцов вооружения и военной  техники. На осуществление Государственной  программы вооружения должна быть направлена новая федеральная целевая программа  реформирования оборонно-промышленного  комплекса.

     5. Реформа органов внутренних дел. Необходимо обеспечить повышение эффективности деятельности органов внутренних дел.

     С 2012 года финансовое обеспечение милиции  общественной безопасности будет полностью  осуществляться за счет средств федерального бюджета. Уже сегодня необходимо готовиться к столь серьезному изменению  расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и соответствующих  им финансовых потоков.

     6 . Развитие транспортной инфраструктуры.

     Наличие развитой транспортной инфраструктуры является необходимым условием экономического роста и повышения инвестиционной активности. Совершенствование транспортной инфраструктуры с внедрением современных  инновационных технологий продолжает оставаться одной из основных задач  на среднесрочную перспективу.

     При этом необходимы новые подходы к  реализации инфраструктурных проектов с привлечением частных инвестиций, в том числе на условиях заключения контрактов жизненного цикла.

     В связи с этим одним из приоритетных направлений бюджетной политики должно являться устойчивое финансовое обеспечение содержания и развития, автомобильных дорог. Это требует детальной проработки всех вопросов, в том числе касающихся создания системы дорожных фондов, с учетом критериев и социальной справедливости, и экономической эффективности.

     Необходимо  обеспечить функционирование комплексной  системы безопасности населения  на транспорте, прежде всего в метрополитене  и на других видах общественного  транспорта.

     7. Оптимизация масштабов и форм поддержки экономики.

     Безусловным приоритетом бюджетных расходов на поддержку экономики должна стать  поддержка инновационных проектов и важнейших научных разработок, направленных на обеспечение модернизации и технологического развития экономики, повышение ее энергетической эффективности (проекты, одобренные Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России).

     Механизм  выделения бюджетных грантов  для поддержки отечественных  инновационных проектов должен быть ориентирован на обеспечение общегосударственных  приоритетов.

     При этом бизнес должен финансироваться  в первую очередь за счет реализации своих товаров и услуг, а бюджетная  поддержка может быть лишь стимулирующей, мультипликативной мерой и не должна обеспечивать основную часть  финансирования.

 

     

     Заключение

 

     Подводя итог, следует отметить, что бюджетная  политика это направление экономической  политики государства, связанное с  разработкой и использованием государственного бюджета и бюджетов территориально-административных единиц, входящих в это государство (в Российской Федерации федеральный  бюджет и бюджеты субъектов Федерации).

     Задача  бюджетной политики - выбор основных особенностей (параметров) бюджета. Такими параметрами могут быть следующие: а) величина дефицита бюджета или  же отсутствие такового, б) размеры  или отсутствие государственного долга, а также время, отводимое на его  погашение, в) определение долей  Федерации и регионов (субъектов  Федерации) в доходах и расходах бюджета (проблема “бюджетного федерализма”), соотношение основных разделов бюджета  и т.д.

     В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры  бюджетной политики. Как правило, это:

  • концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;
  • снижение налоговой нагрузки на экономику;
  • упорядочивание государственных обязательств;

     Происходящее, в последние годы и прогнозируемое укрепление рубля, связанное с объективными макроэкономическими условиями - такими, как сохранение высоких цен на товары российского экспорта и расширение притока иностранного капитала - существенно  снижает поступления в бюджет нефтегазовых доходов (которые "привязаны" к стоимости экспорта, либо пропорциональны  обменному курсу доллара - как  НДПИ на нефть).

     В структуре расходов консолидированного бюджета Российской Федерации преобладают  расходы на финансовое обеспечение  публичных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, затем следуют социальная политика, включая трансферты внебюджетным фондам, обеспечение обороны и безопасности, поддержка национальной экономики, включая развитие инфраструктуры, общегосударственные вопросы.

     Для укрепления доходной базы федерального бюджета необходимо, чтобы налоговая  политика должна быть нацелена на решение  двух основных задач - модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.

     Снижение  под воздействием мирового финансового  кризиса доходов федерального бюджета  и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера  дефицита бюджета, а также обеспечение  сбалансированности пенсионной системы  в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов  и структуры бюджетных расходов, что может привести по ряду направлений  к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010-2012 годах по сравнению  с 2009 годом.

     Эта вынужденная мера должна реализовываться  совместными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными  на оптимизацию бюджетных расходов. Необходимо обеспечить максимально  эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих  первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового  обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие  государства в тех сферах, где  в необходимых объемах и качественно  услуги гражданам могут предоставляться  рыночными частными институтами. 
 

 

     

     Список  литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // С изменениями и дополнениями. // Справочная Правовая Система ГАРАНТ / НПП "Гарант - Сервис". - электрон. док. - [б. м.], 1990-2009;
  1. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » (редакция от 29.12.2010 (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2011))// СПС «Консультант-Плюс»;  
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 13.12.2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов";
  3. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития / Под ред. В.П. Горегляд. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика". – 2009;
  4. Годин, А.М. Подпорина, И.В. Бюджет и бюджетная система РФ / А.М. Годин, И.В. Подпорина - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2009;
  5. Бюджетная система РФ: учеб. пособие / Д. В. Дементьев, В. А. Щербаков. - М. : Кнорус, 2009; 
  6. Бюджетная система РФ: учеб. для вузов / Н. Б. Ермасова . - М. : Высш. образование, 2009;
  7. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2009;
  8. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф.Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009;
  9. Плотников Е. Бюджетная балансировка. Как формировались доходные и расходные обязательства казны на ближайшую трёхлетку // Звезда. — 2010. — № 134;
  10. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / А. М. Годин, В. П. Горегляд, И. В. Подпорина .- 8-е изд. - М. : Дашков и К, 2009;
  11. www.minfin.ru - официальный сайт Министерства финансов РФ;
  12. www.spb.rbc.ru - Интернет  сервер «РосБизнесКонсалтинг»;
  13. www.budgetrf.ru – информационно-аналитический комплекс «Бюджетная система РФ» в рамках проекта «Университетская информационная система России».

Информация о работе Основные направления современной политики Российской Федерации в области бюджетных расходов