Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 18:30, курсовая работа
Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений в промышленном производстве, освоения новых технологий. Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социальной политики, проводимой в стране. Таким образом, актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности расходов бюджета для функционирования национальной экономики, а также укрепления социальной стабильности в обществе. Эти проблемы весьма важны для всех стран мира.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность бюджета, его структура и роль для государства;
изучить задачи и функции бюджетной политики;
предложить основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования бюджетной политики на современном этапе развития 5
1.1. Экономическая сущность бюджета, его структура и роль для
государства 5
1.2. Задачи и функции бюджетной политики 8
Глава 2. Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе 12
2.1. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2011-2013 годы и
на дальнейшую перспективу 12
2.2. Основные приоритеты бюджетных расходов 17
Заключение 22
Список литературы 24
Приложения 26
В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:
Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.
Сущность бюджетной политики, как и любой другой экономической категории проявляется в двух функциях - распределительной и контрольной.
Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударствен -ных потребностей . Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной функции очень широки, т.к. в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса.
Вторая
- контрольная функция позволяет
узнать, как фактически складываются
пропорции в распределении
Для
осуществления функций
В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:
В зависимости от особенностей управления бюджетными отношениями в бюджетном механизме выделяют следующие блоки:
Таким
образом, функционирование государственного
бюджетной политики происходит посредством
особых экономических форм, отражающих
отдельные этапы
Глава 2.
Основные направления совершенствования
бюджетной политики на современном этапе
2.1.
Основные цели и задачи
Бюджетная политика как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.
Необходимо ясное понимание последствий реализации любых мер бюджетной политики с точки зрения их влияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей.
Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.
Исходя из этого, необходимо решение следующих задач.
1 Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции. Уже в предыдущем бюджетном послании ставилась задача ограничения и последовательного снижения размеров дефицита. Она остается актуальной, тем более в условиях, когда цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления.
Предлагается исходить из необходимости сокращения в 2013 году дефицита федерального бюджета не менее чем в два раза по сравнению с уровнем 2009 года.
В
среднесрочной перспективе
Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует достоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в достижении поставленных целей государственной политики, а также оценка всех длящихся расходных обязательств.
Предстоит оценить приоритетность стратегических задач, сопоставив их с реальными возможностями. Только комплексный подход к принятию стратегических решений, в полной мере учитывающий уроки кризиса, новые внутренние и внешние условия развития российской экономики, позволит перераспределить ресурсы в пользу эффективных направлений государственной политики.
В кризисный период задача составления долгосрочных планов финансового развития отошла на второй план. С нормализацией экономической жизни следует вернуться к разработке долгосрочных планов экономического развития, которые должны предусматривать в том числе и сценарии возможного повторного ухудшения экономической конъюнктуры.
Для
разработки долгосрочной бюджетной
стратегии потребуется
Нужно
ввести четкие правила оценки объема
действующих расходных
Практика
занижения при рассмотрении новых
инициатив их финансовой оценки с
последующим ежегодным
Любое предлагаемое новое решение должно быть проанализировано с точки зрения возможностей его финансового обеспечения и вклада в достижение стратегических целей развития страны.
3 . Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов.
Правительство
Российской Федерации работает над
созданием комплекса
На
повышение доступности и
Практическая реализация этих решений позволит, наконец, уйти от платы только за сам факт существования учреждения, вне зависимости от результатов его работы.
Правительство Российской Федерации, региональные и местные администрации обязаны обеспечить планомерное введение новых принципов деятельности государственных и муниципальных учреждений, ее реальную отдачу для граждан.
4 . Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций.
Нужно
начинать работу по постепенному сворачиванию
вынужденных антикризисных мер.
В период кризиса государство
оказало серьезную поддержку
многим отраслям экономики и конкретным
предприятиям, различные меры этой
поддержки продолжают осуществляться
и сегодня. Однако государственная
поддержка на прежних льготных условиях
не может предоставляться
Государство не должно подменять собой частный сектор или выбирать за него перспективные направления развития. Учитывая это, предпочтительной формой поддержки должно стать софинансирование тех или иных проектов либо стимулирование видов деятельности, способствующих модернизации, в рамках государственно-частного партнерства.
В
ближайшие три года необходимо обеспечить
комплексный подход к формированию
инновационной системы и
Одновременно
необходимо разработать и реализовать
на практике конкретные механизмы внедрения
и поддержки инновационных
Проектный подход к реализации модернизационной стратегии должен найти отражение в деятельности инновационного центра "Сколково", в отношении которого необходимо в кратчайшие сроки обеспечить создание особого правового режима осуществления научной, предпринимательской и иной деятельности, максимально облегчающего условия реализации инновационных разработок для участников этого проекта.
В
то же время поддержка инноваций
не должна ограничиваться осуществлением
отдельных проектов. Каждая государственная
программа должна соответствовать
требованиям к созданию инновационной
среды, включая развитие человеческого
капитала, формирование государственного
спроса на инновационную продукцию,
улучшение инвестиционного
Необходимо повысить эффективность использования государственных инвестиций. Наряду с задачами, за решение которых полностью отвечает государство, они должны стать катализатором для вложения средств частного сектора в те сферы и проекты, где одновременно с использованием бюджетных средств возможно и целесообразно привлечение внебюджетных ресурсов. При этом стоит более интенсивно использовать механизмы государственно-частного партнерства.
Следует активнее проводить приватизацию федерального имущества, в том числе за счет крупных инвестиционно привлекательных компаний. Цель состоит не только в увеличении поступления средств в бюджет, но и в обеспечении поддержки конкуренции и благоприятного инвестиционного климата, без которых не приходится рассчитывать на масштабные улучшения в области модернизации и инновационного развития экономики.
Для
повышения