Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 08:15, статья
В основу бюджетной политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 годах (далее - Бюджетное послание).
- уточнения объема принятых обязательств с учетом прекращающихся расходных обязательств ограниченного срока действия и изменения контингента получателей;
4) учет предложений
по оптимизации расходных
- комплекс мер, направленных
на сбалансированность
- сокращение расходов на национальную оборону и правоохранительную деятельность (включая сокращение штатной численности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов);
- сокращение на 5% расходов
на закупку товаров, работ и
услуг для государственных нужд
(за исключением расходов
- внедрение адресной
и эффективной социальной
- отмена субсидирования отдельных полномочий субъектов Российской Федерации;
- сокращение бюджетных ассигнований на компенсацию потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта.
Для реализации этих предложений потребуется разработать и до 1 января 2013 года внести соответствующие изменения в законодательные и иные нормативные правовые акты, в том числе:
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах";
Федеральный закон от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
Указ Президента Российской Федерации от 1.01.2008 № 1 "О штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 252 "О предельной штатной численности органов внутренних дел" и др.
Таким образом, с 2013 года должны быть начаты системные структурные реформы отраслей социальной сферы и государственного управления, направленные на обеспечение сбалансированности федерального бюджета и повышение эффективности бюджетных расходов в соответствии с приоритетами государственной политики.
Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов, сформированных с учетом вышеперечисленных подходов, характеризуется следующими данными (таблица 5.1):
Таблица 5.1
Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов
млрд. рублей
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год | |||||
закон с учетом измене-ний |
%% к преды-дущему году |
проект |
%% к преды-дущему году |
проект |
%% к преды-дущему году |
проект |
%% к преды-дущему году | |
ВСЕГО |
12 745,1 |
116,7 |
13 387,3 |
105,0 |
14 101,9 |
105,3 |
15 316,0 |
108,6 |
Условно утвержденные |
388,9 |
1 206,6 |
||||||
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) |
12 745,1 |
116,7 |
13 387,3 |
105,0 |
13 713,0 |
102,4 |
14 109,4 |
102,9 |
в том числе: |
||||||||
Общегосударственные вопросы |
871,1 |
112,0 |
859,0 |
98,6 |
849,8 |
98,9 |
862,6 |
101,5 |
Национальная оборона |
1 864,5 |
123,0 |
2 345,7 |
125,8 |
2 771,6 |
118,2 |
2 864,7 |
103,4 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 844,5 |
146,4 |
2 011,2 |
109,0 |
1 883,5 |
93,7 |
2 074,1 |
110,1 |
Национальная экономика |
1 754,1 |
98,0 |
1 702,8 |
97,1 |
1 682,0 |
98,8 |
1 630,3 |
96,9 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
136,9 |
48,9 |
170,3 |
124,4 |
143,9 |
84,5 |
115,4 |
80,2 |
Охрана окружающей среды |
22,2 |
126,1 |
22,8 |
102,7 |
24,0 |
105,3 |
24,1 |
100,4 |
Образование |
614,8 |
111,1 |
597,4 |
97,2 |
544,3 |
91,1 |
573,0 |
105,3 |
Культура, кинематография |
90,9 |
108,5 |
88,6 |
97,5 |
87,5 |
98,8 |
90,8 |
103,8 |
Здравоохранение |
554,7 |
111,0 |
506,6 |
91,3 |
466,4 |
92,1 |
383,3 |
82,2 |
Социальная политика |
3 930,2 |
125,6 |
3 901,4 |
99,3 |
4 008,5 |
102,7 |
4 197,0 |
104,7 |
Физическая культура и спорт |
42,3 |
95,7 |
41,2 |
97,4 |
28,7 |
69,7 |
30,4 |
105,9 |
Средства массовой информации |
75,6 |
123,7 |
70,6 |
93,4 |
65,6 |
92,9 |
50,8 |
77,4 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
383,3 |
145,9 |
444,8 |
116,0 |
540,9 |
121,6 |
628,0 |
116,1 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
560,2 |
86,0 |
624,9 |
111,5 |
616,5 |
98,7 |
584,9 |
94,9 |
Наибольший вес в общем объеме расходов федерального бюджета имеют бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств в сферах национальной безопасности и обеспечения обороноспособности, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации, а также социальной политики с учетом мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (таблица 5.2).
Таблица 5.2
Структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов
млрд. рублей
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год | |||||
закон с учетом измене-ний |
%% к общему объему |
проект |
%% к общему объему |
проект |
%% к общему объему |
проект |
%% к общему объему | |
ВСЕГО |
12 745,1 |
100,0 |
13 387,3 |
100,0 |
14 101,9 |
15 316,0 |
||
Условно утвержденные |
388,9 |
1 206,6 |
||||||
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) |
12 745,1 |
100,0 |
13 387,3 |
100,0 |
13 713,0 |
100,0 |
14 109,4 |
100,0 |
в том числе: |
||||||||
Общегосударственные вопросы |
871,1 |
6,8 |
859,0 |
6,4 |
849,8 |
6,2 |
862,6 |
6,1 |
Национальная оборона |
1 864,5 |
14,6 |
2 345,7 |
17,5 |
2 771,6 |
20,2 |
2 864,7 |
20,3 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 844,5 |
14,5 |
2 011,2 |
15,0 |
1 883,5 |
13,7 |
2 074,1 |
14,7 |
Национальная экономика |
1 754,1 |
13,8 |
1 702,8 |
12,7 |
1 682,0 |
12,3 |
1 630,3 |
11,6 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
136,9 |
1,1 |
170,3 |
1,3 |
143,9 |
1,0 |
115,4 |
0,8 |
Охрана окружающей среды |
22,2 |
0,2 |
22,8 |
0,2 |
24,0 |
0,2 |
24,1 |
0,2 |
Образование |
614,8 |
4,8 |
597,4 |
4,5 |
544,3 |
4,0 |
573,0 |
4,1 |
Культура, кинематография |
90,9 |
0,7 |
88,6 |
0,7 |
87,5 |
0,6 |
90,8 |
0,6 |
Здравоохранение |
554,7 |
4,4 |
506,6 |
3,8 |
466,4 |
3,4 |
383,3 |
2,7 |
Социальная политика |
3 930,2 |
30,8 |
3 901,4 |
29,1 |
4 008,5 |
29,2 |
4 197,0 |
29,7 |
Физическая культура и спорт |
42,3 |
0,3 |
41,2 |
0,3 |
28,7 |
0,2 |
30,4 |
0,2 |
Средства массовой информации |
75,6 |
0,6 |
70,6 |
0,5 |
65,6 |
0,5 |
50,8 |
0,4 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
383,3 |
3,0 |
444,8 |
3,3 |
540,9 |
3,9 |
628,0 |
4,5 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
560,2 |
4,4 |
624,9 |
4,7 |
616,5 |
4,5 |
584,9 |
4,1 |
Информация относительно факторов, влияющих на формирование объемов бюджетных ассигнований по основным приоритетным направлениям бюджетной политики изложена в соответствующих разделах настоящего документа.
По отдельным направлениям бюджетных ассигнований федерального бюджета отмечается следующее.
Основные социальные приоритеты бюджетной политики в 2013 – 2015 годах:
– безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения (с учетом изменений законодательства Российской Федерации, направленных на повышение адресности предоставления социальной помощи, применение принципа оценки нуждаемости при установлении мер социальной поддержки);
– обеспечение сбалансированности
бюджета Пенсионного фонда
– обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения, культуры с учетом определения объема гарантированных государственных (муниципальных) услуг в данных сферах и формирования единых нормативных затрат на их оказание, а также вступления в силу положений Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
– обеспечение реализации первоочередных задач социальной сферы, поставленных в указах Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», «О мерах по реализации демографической политики».
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств в сфере социальной политики составит в 2013 году 3 901,4 млрд. рублей, 4 008,5 млрд. рублей в 2014 году и 4 197,0 млрд. рублей в 2015 году.
При этом следует отметить ежегодный рост расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по указанному направлению (таблица 5.3).
Таблица 5.3
Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сфере социальной политики
млрд. рублей
Наименование |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Социальная политика, всего |
7 824,0 |
8 440,0 |
9 092,0 |
9 669,1 |
удельный вес в общей сумме расходов бюджетов бюджетной системы РФ, % |
34,5 |
34,3 |
34,5 |
33,6 |
в том числе: |
||||
Расходы федерального бюджета |
3 930,2 |
3 901,4 |
4 008,5 |
4 197,0 |
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов без учета межбюджетных трансфертов |
2 908,5 |
3 467,5 |
3 934,8 |
4 249,7 |
в том числе: |
||||
Расходы бюджета Пенсионного фонда РФ без учета межбюджетных трансфертов |
2 509,0 |
2 996,4 |
3 422,1 |
3 682,7 |
Расходы бюджета ФСС РФ без учета межбюджетных трансфертов |
399,5 |
471,1 |
512,7 |
567,0 |
Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации |
985,3 |
1 071,1 |
1 148,7 |
1 222,4 |
При формировании бюджетных
ассигнований федерального бюджета
в сфере социального
Таблица 5.4
Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных
и иных социально-значимых обязательств
млрд. рублей
2012 год (закон с учетом изменений) |
2013 год |
2014 год |
2015 год | ||||
проект |
в %% к предыдущему году |
проект |
в %% к предыдущему году |
проект |
в %% к предыдущему году | ||
Всего |
643,4 |
661,8 |
102,9 |
701,7 |
106,0 |
673,1 |
95,9 |
Публичные нормативные выплаты гражданам, всего |
518,5 |
528,7 |
102,0 |
552,8 |
104,6 |
549,5 |
99,4 |
в том числе: |
|||||||
Пенсии военнослужащим |
470,9 |
483,4 |
102,7 |
506,4 |
104,8 |
501,5 |
99,0 |
Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний |
9,8 |
9,8 |
100,0 |
10,3 |
105,1 |
10,9 |
105,8 |
Компенсация в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий |
13,5 |
13,7 |
101,5 |
14,4 |
105,1 |
15,1 |
104,9 |
Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий |
3,2 |
3,2 |
100,0 |
3,4 |
106,3 |
3,6 |
105,9 |
Пособия сотрудниками органов
внутренних дел, получившим телесные повреждения,
исключающие возможность |
9,4 |
9,4 |
100,0 |
9,4 |
100,0 |
9,4 |
100,0 |
Стипендии Президента Российской Федерации спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации |
1,2 |
1,2 |
100,0 |
1,2 |
100,0 |
1,2 |
100,0 |
Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов |
0,7 |
0,7 |
100,0 |
0,6 |
85,7 |
0,6 |
100,0 |
Иные публичные нормативные выплаты гражданам |
9,8 |
7,4 |
75,5 |
7,2 |
97,3 |
7,2 |
100,0 |
Иные социально-значимые обязательства, всего |
124,9 |
133,1 |
106,6 |
148,9 |
111,9 |
123,6 |
83,0 |
в том числе: |
|||||||
Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих |
42,3 |
59,3 |
140,5 |
73,4 |
123,8 |
75,2 |
102,5 |
Субсидии гражданам на приобретение жилья |
40,6 |
30,5 |
75,1 |
30,7 |
100,7 |
3,3 |
10,7 |
Пожизненное содержание судей |
13,0 |
13,8 |
105,8 |
14,4 |
104,3 |
14,4 |
100,0 |
Пособия и компенсации военнослужащим, приравненным к ним лицам, а также уволенным из их числа (за исключением публичных нормативных обязательств) |
9,0 |
9,2 |
102,2 |
9,6 |
104,3 |
9,6 |
100,0 |
Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
6,9 |
7,3 |
105,8 |
7,7 |
105,5 |
7,7 |
100,0 |
Иные |
12,9 |
12,9 |
100,0 |
13,1 |
101,6 |
13,4 |
102,3 |