Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 08:15, статья
В основу бюджетной политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 годах (далее - Бюджетное послание).
– обеспечение постоянного и на приемлемых условиях доступа на долговые рынки;
– снижение стоимости заимствований и расходов на обслуживание долговых обязательств;
– получение дополнительных доходов от управления средствами суверенных фондов.
Для совершенствования системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации планируется создать Российское финансовое агентство, которое будет использовать методы активного управления суверенным долгом и постоянного профессионального присутствия на финансовом рынке, а также применяя различные стратегии инвестирования средств суверенных фондов.
· Для обеспечения прозрачности и открытости бюджетного процесса необходимо:
– в 2013 году разработать методические рекомендации по представлению бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении в понятной, информативной и компактной форме для граждан;
– создать Единый портал бюджетной системы Российской Федерации, который сделает доступной в режиме реального времени структурированную с учетом потребностей заинтересованных пользователей информацию о бюджетном процессе.
Полноценное взаимодействие субъектов бюджетных отношений необходимо построить на единой информационной инфраструктуре системы «Электронный бюджет». При создании системы необходимо учесть общемировые принципы «электронного государства» и обеспечения прозрачности бюджетной деятельности, на каждом этапе формирования, утверждения и аудита финансовой информации.
Стратегическое видение перспек
Положения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, направленные на решение неотложных проблем экономического и социального развития страны, должны рассматриваться как определение приоритетных направлений политики, а вытекающие при их реализации расходные обязательства не должны создавать угрозу устойчивости бюджетной системы. Это означает, что для финансового обеспечения обозначенных в Указах приоритетов необходимо пересмотреть и отказаться от не приоритетных расходных обязательств.
характеристики федерального бюджета на 2013 год
и на плановый период 2014 и 2015 годов
Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов характеризуется снижением доходов по сравнению с 2012 годом и стабилизацией их на уровне 36,6-36,2%% к ВВП в 2013-2015 годах, снижением общего объема расходов с 37,9% до 35,9% к ВВП и дефицита в 2013 и 2014 годах, и профицитом в 2015 году (таблица 3.1):
Таблица 3.1
Основные параметры бюджетной системы
Российской Федерации
млрд. рублей
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Доходы, всего |
13 321,7 |
15 675,2 |
21 218,1 |
23 018,2 |
24 084,9 |
26 543,4 |
29 514,5 |
%% к ВВП |
34,3 |
34,7 |
38,9 |
38,0 |
36,6 |
36,2 |
36,2 |
в том числе: |
|||||||
Федеральный бюджет |
7 337,8 |
8 305,4 |
11 367,7 |
12 677,0 |
12 395,4 |
13 642,2 |
15 223,7 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
3 506,4 |
4 814,5 |
6 162,6 |
7 168,2 |
7 768,0 |
8 434,7 |
9 269,9 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
1 373,6 |
2 034,8 |
3 593,4 |
3 723,0 |
4 363,4 |
4 867,4 |
5 401,0 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
5 924,2 |
6 534,1 |
7 641,0 |
7 923,8 |
8 562,9 |
9 201,0 |
9 995,6 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
4 438,1 |
5 136,9 |
6 009,3 |
6 618,2 |
7 326,1 |
8 033,8 |
8 889,8 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
551,3 |
574,9 |
904,4 |
871,7 |
1 031,8 |
1 193,1 |
1 408,2 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
172,2 |
198,1 |
247,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Расходы, всего |
16 027,1 |
17 570,5 |
20 357,6 |
22 802,0 |
24 949,2 |
26 865,8 |
29 280,5 |
%% к ВВП |
41,3 |
38,9 |
37,3 |
37,6 |
37,9 |
36,6 |
35,9 |
в том числе: |
|||||||
Федеральный бюджет |
9 660,1 |
10 117,5 |
10 925,6 |
12 745,1 |
13 387,3 |
14 101,9 |
15 316,0 |
- в том числе
расходы без учета |
6 066,7 |
5 981,6 |
6 747,1 |
8 316,8 |
9 107,5 |
9 855,0 |
10 975,5 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
3 555,0 |
4 779,5 |
5 730,1 |
6 876,2 |
7 517,2 |
8 214,6 |
8 917,8 |
- в том числе
расходы без учета |
3 425,6 |
4 670,9 |
5 420,8 |
5 985,5 |
6 466,4 |
7 002,5 |
7 490,6 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
6 253,5 |
6 634,1 |
7 676,1 |
7 931,5 |
8 686,1 |
9 283,8 |
10 021,4 |
- в том числе
расходы без учета |
5 984,2 |
6 343,8 |
7 306,3 |
7 628,0 |
8 343,5 |
8 815,2 |
9 406,2 |
Территориальные
фонды обязательного |
550,6 |
574,2 |
883,4 |
871,7 |
1 031,8 |
1 193,1 |
1 408,2 |
Дефицит (-)/профицит (+), всего |
-2 705,4 |
-1 895,3 |
860,5 |
216,2 |
-864,3 |
-322,4 |
234,0 |
%% к ВВП |
-7,0 |
-4,2 |
1,6 |
0,4 |
-1,3 |
-0,4 |
0,3 |
Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 55,1% в 2012 году до 51,6 % в 2015 году, в расходах (без учета межбюджетных трансфертов) - возрастет с 36,5 % в 2012 году до 37,5% в 2015 году.
Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 16,2% в 2012 году до 18,3% в 2015 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы сократится с 26,2 % в 2012 году до 25,6% в 2015 году.
Доля доходов
Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013-2015 годы и бюджетных правил, вводимых в действие с 1 января 2013 года (таблица 3.2):
Таблица 3.2
Основные характеристики федерального бюджета на 2011-2015 годы
млрд. рублей
Показатель |
2011 год (отчет) |
2012 год (закон с учетом изменений) |
2013 год |
2014 год |
2015 год (проект) | ||
371-ФЗ |
проект |
371-ФЗ |
проект | ||||
Доходы, всего |
11 367,7 |
12 677,0 |
12 705,9 |
12 395,4 |
14 091,8 |
13 642,2 |
15 223,7 |
%% к ВВП |
20,8 |
20,9 |
19,6 |
18,8 |
19,4 |
18,6 |
18,7 |
Расходы, всего |
10 925,6 |
12 745,1 |
13 730,6 |
13 387,3 |
14 582,9 |
14 101,9 |
15 316,0 |
%% к ВВП |
20,0 |
21,0 |
21,2 |
20,3 |
20,1 |
19,2 |
18,8 |
в том числе условно утверждаемые |
388,9 |
1206,6 | |||||
%% к общему объему расходов |
2,8 |
7,9 | |||||
Дефицит(-)/ Профицит(+) |
+442,1 |
-68,1 |
-1 024,7 |
-991,9 |
-491,1 |
-459,7 |
-92,3 |
%% к ВВП |
0,8 |
-0,1 |
-1,6 |
-1,5 |
-0,7 |
-0,6 |
-0,1 |
Динамика поступления
доходов федерального бюджета в
2008-2012 годах характеризуется
В 2013-2015 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 20,9% ВВП в 2012 году до 18,8% в 2013 году, с дальнейшим снижением к 2015 году до 18,7% к ВВП. При этом нефтегазовые доходы снижаются на 2,0% к ВВП (с 10,5% к ВВП в 2012 году до 8,5% к ВВП в 2015 году) и ненефтегазовые доходы на 0,2% к ВВП (с 10,4% до 10,2% к ВВП) (таблица 3.3):
Таблица 3.3
Динамика доходов федерального бюджета
млрд. рублей
Показатель |
Отчет |
2012 год (закон с учетом изменений) |
Проект | |||||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год | ||
Доходы, всего |
9 275,9 |
7 337,8 |
8 305,4 |
11 367,7 |
12 677,0 |
12 395,4 |
13 642,2 |
15 223,7 |
%% к ВВП |
22,5 |
18,9 |
18,4 |
20,8 |
20,9 |
18,8 |
18,6 |
18,7 |
в том числе: |
||||||||
Нефтегазовые доходы |
4 389,4 |
2 984,0 |
3 830,7 |
5 641,8 |
6 383,3 |
5 632,0 |
6 075,1 |
6 913,3 |
%% к ВВП |
10,6 |
7,7 |
8,5 |
10,3 |
10,5 |
8,5 |
8,3 |
8,5 |
Ненефтегазовые доходы |
4 886,5 |
4 353,8 |
4 474,7 |
5 725,9 |
6 293,7 |
6 763,4 |
7 567,1 |
8 310,4 |
%% к ВВП |
11,9 |
11,2 |
9,9 |
10,5 |
10,4 |
10,3 |
10,3 |
10,2 |
Темпы роста (снижения) доходов к предыдущему году, % |
119,2 |
79,1 |
113,2 |
136,9 |
111,5 |
97,8 |
110,1 |
111,6 |
в том числе: |
||||||||
Нефтегазовые доходы |
151,5 |
68,0 |
128,4 |
147,3 |
113,1 |
88,2 |
107,9 |
113,8 |
Ненефтегазовые доходы |
100,1 |
89,1 |
102,8 |
128,0 |
109,9 |
107,5 |
111,9 |
109,8 |
Доля в общем объеме доходов, % |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: |
||||||||
Нефтегазовые доходы |
47,3 |
40,7 |
46,1 |
49,6 |
50,4 |
45,4 |
44,5 |
45,4 |
Ненефтегазовые доходы |
52,7 |
59,3 |
53,9 |
50,4 |
49,6 |
54,6 |
55,5 |
54,6 |
Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2013-2015 годах по отношению к 2012 году обусловлено снижением цены на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов экспорта нефти и нефтепродуктов, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста курса доллара США по отношению к рублю и налогооблагаемых объемов добычи нефти.
Снижение ненефтегазовых доходов федерального бюджета в процентах к ВВП в 2013-2015 годах по отношению к 2012 году связано, в основном, с прогнозируемым уменьшением поступлений от взимания ввозных таможенных пошлин и вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары (за исключением углеводородного сырья). Уменьшение прогноза указанных доходных источников федерального бюджета обусловлено снижением средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин и средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.
К 2015 году планируется рост расходов федерального бюджета в номинальном и в реальном выражении (таблица 3.4):
Таблица 3.4
Динамика расходов федерального бюджета
Показатель |
2012 год (закон с учетом изменений) |
Прогноз | ||
2013 год |
2014 год |
2015 год | ||
Прирост к предыдущему году (расходы всего): | ||||
млрд. рублей |
1 819,5 |
642,2 |
714,6 |
1 214,1 |
% (в номинальном выражении) |
16,7 |
5,0 |
5,3 |
8,6 |
% (в реальном выражении) |
10,1 |
-0,4 |
0,3 |
3,4 |
Прирост к ФЗ «О федеральном
бюджете на 2012 год и на плановый
период 2013 и 2014 годов» | ||||
млрд. рублей |
-343,3 |
-481,0 |
||
% от 371-ФЗ |
-2,5 |
-3,3 |
В 2013-2015 годах планируется продолжить восстановление использованных в период кризиса 2008-2010 годов средств Резервного фонда и его пополнение за счет дополнительных нефтегазовых доходов (таблица 3.5):