Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 07:09, курсовая работа
К настоящему времени постепенно складывается целостность законодательной базы бюджетной системы страны. Бюджетное законодательство приобретает качества системности, целостности, базирующейся на единых принципах функционирования.
Целью данной работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав и характеристика, выяснить роль бюджетной системы, анализ современное состояние бюджетной системы и перспективы развития.
В рамках выполнения возложенных на нее задач Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью; к задачам службы, в частности, отнесено:
Таким образом, основными органами управления бюджетной системой Российской Федерации являются Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное собрание, Министерство финансов РФ и его подразделения – Федеральное казначейство и Федеральная служба финансово – бюджетного надзора.
С началом реализации в Российской Федерации бюджетной реформы появился дополнительный уровень местного бюджета, начались преобразования полномочий органов управления в бюджетной системе, но для более выгодного и рационального управления бюджетной системой необходимо продолжать совершенствовать структуру органов управления и их взаимодействия.
3 ГЛАВА. Совершенствование бюджетной системы в России
3.1 Направления
совершенствования бюджетной
Бюджетная политика является важнейшим инструментом государственной экономической политики, оказывающим влияние на общее состояние экономики и макроэкономическое равновесие. Бюджетная политика в среднесрочной перспективе, реализуемая в координации c денежно-кредитной и внешнеэкономической политикой, должна стать основой формирования единой финансовой политики государства.
Стратегической целью бюджетной политики является обеспечение устойчивого экономического роста, повышение эффективности участия государства в распределении и перераспределении ресурсов в экономике по мере повышения уровня социально-экономического развития.
Задачи реформирования бюджетной политики в среднесрочной перспективе:
1. Повышение устойчивости
бюджетной системы, снижение
2. Усиление роли бюджетной
политики в качестве
4. Повышение качества
управления государственными
5. Совершенствование
бюджетного процесса и
Указанные задачи будут
достигаться реализацией
1) Создание эффективной
системы управления и
Бюджетная политика должна отвечать требованиям общеэкономического равновесия. В целях обеспечения сбалансированности бюджета в среднесрочной перспективе в условиях значительной долговой нагрузки при ограниченном привлечении внешних ресурсов, необходимости снижения зависимости состояния государственных финансов от внешнеэкономической конъюнктуры необходимо повысить значение прогнозирования государственного бюджета, взаимоувязанного с развитием всех сфер экономики. В этих целях бюджетная политика должна быть построена на основе единой системы регулирования и оптимизации движения финансовых потоков в экономике.
2) Совершенствование бюджетной политики в области доходов, включающее:
- обеспечение эффективного
функционирования налоговой
-повышение эффективности
управления доходностью
-оптимизация доходов
от внешнеэкономической
3) Формирование эффективной системы бюджетных расходов, ориентированной на стимулирование экономического роста и обеспечение оптимального использования бюджетных средств.
Бюджетная политика в
области расходов государственного
бюджета в среднесрочной
- расходы государственного бюджета должны определяться исходя из реализации приоритетов социально-экономической политики, создания условий для подъема инвестиционной и инновационной активности, формирования других необходимых предпосылок устойчивого развития;
-формирование четкой системы критериев обоснования оценки эффективности бюджетных расходов;
-реализация программно-
4) Повышение эффективности
управления государственными
Необходимо повысить эффективность управления зарубежными активами России, имея ввиду разработку и проведение операций по переводу части долга стран-должников перед Российской Федерацией в долю российского участия в инвестиционных проектах на территории этих стран с целью более активного продвижения российских внешнеэкономических интересов на рынках стран-должников. Будет усовершенствована кредитная политика Российской Федерации в отношении стран дальнего зарубежья и государств-участников СНГ как инструмент долгосрочной экономической политики России, направленной на стимулирование промышленного производства и экспорта готовой продукции, расширение рынков сбыта, а также разработку комплексного подхода к разрешению финансовых вопросов с государствами-должниками.
Управление государственным долгом предполагает снижение долгового бремени, сокращение расходов на его погашение и обслуживание, оптимизацию рисков, связанных со структурой государственного долга.
Основными принципами реализации бюджетной политики в области государственных внутренних заимствований будут следующие:
- политика заимствований
на рынке государственных ценны
-создание новых технологий,
улучшение обслуживания
-улучшение платежного
графика исходя из
5) Совершенствование
бюджетного процесса и
- перевода на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней;
-обеспечения прозрачности бюджетов и бюджетных процедур, обязательная публикация бюджетной отчетности в соответствии с разделами бюджетной классификации на всех уровнях бюджетной системы;
-совершенствования системы
государственных закупок,
-урегулирования имеющейся
бюджетной дебиторской и
-сохранения принципа общего покрытия бюджетных расходов доходами и др.
3.2 Основные
направления развития
Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи принято решение основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики.
В настоящее время прогноз основных показателей социально-экономического развития значительно ухудшился.
На фоне ухудшения ситуации приходится пересматривать параметры бюджетной системы. В условиях кризиса обязательства не просто сложно сокращать – их приходится увеличивать, чтобы поддержать ослабленную экономику и незащищенные категории граждан.
Исходя из текущей оценки 2012 года, доходы бюджета будут еще меньше на 2,3%, а расходы вырастут дополнительно на 3,0% - до 9,98 трлн. рублей.
Несмотря на значительное ухудшение макроэкономической ситуации в целом и, как следствие, резкое сокращение доходов бюджетной системы объем расходов в следующем году по сравнению с 2011 годом практически не меняется, а на 2010 год уменьшается всего на 500 млрд.рублей. В соответствии с обновленными бюджетными проектировками расходы в 2011 году были предусмотрены в объеме 9,823 трлн. рублей, в 2012 году – 9,359 трлн. рублей против 9,980 трлн. рублей в 2010 году.
Наряду с антикризисными мерами проведение бюджетной политики должно ориентироваться на складывающуюся в экономике ситуацию.
Развитие экономики в 2011-2013 годах будет определяться тремя основными факторами. Первый связан с выходом мировой экономики из кризиса и динамикой цен на главные сырьевые ресурсы. Второй определяется развитием частных инвестиций. Третий связан с эффективностью мер государственной антикризисной политики.
Согласно прогнозу социально-экономического развития в период 2010-2012 годов на фоне стабилизации мировой экономики и благодаря реализуемым правительством антикризисным мерам в России восстановилась положительная динамика экономического роста. В 2010 году прирост ВВП составил 1,0%, после чего он постепенно повышается: до 2,6% - в 2011 году и 3,8% - в 2012 году.[16]
Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.
Основными целями бюджетной политики в 2010-2012 годах являются:
1. Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.
2. Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. В ближайшие годы потребуется адаптация бюджетных расходов к более низкому уровню доходов.
3. Повышение эффективности расходов бюджета. В условиях вынужденного снижения объемов расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество государственных услуг и эффективное использование бюджетных средств.
4. Повышение эффективности налоговой системы.
5. Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам.
6. Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы.
В условиях экономического кризиса произошло резкое снижение бюджетных доходов. Проектировки расходов федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов определены в соответствии с принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.
Информация о работе Основа функционирования бюджетной системы и перспективы ее развития