Основа функционирования бюджетной системы и перспективы ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 07:09, курсовая работа

Описание работы

К настоящему времени постепенно складывается целостность законодательной базы бюджетной системы страны. Бюджетное законодательство приобретает качества системности, целостности, базирующейся на единых принципах функционирования.
Целью данной работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав и характеристика, выяснить роль бюджетной системы, анализ современное состояние бюджетной системы и перспективы развития.

Работа содержит 1 файл

готовая.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

В рамках выполнения возложенных  на нее задач Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью; к задачам службы, в частности, отнесено:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральный собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Таким образом, основными  органами управления бюджетной системой Российской Федерации являются Президент  РФ, Правительство РФ, Федеральное собрание, Министерство финансов РФ и его подразделения – Федеральное казначейство и Федеральная служба финансово – бюджетного надзора.

С началом реализации в Российской Федерации бюджетной  реформы  появился дополнительный уровень местного бюджета, начались преобразования полномочий органов управления в бюджетной системе, но для более выгодного и рационального управления бюджетной системой необходимо продолжать совершенствовать структуру органов управления и их взаимодействия.

3 ГЛАВА. Совершенствование бюджетной системы в России

3.1 Направления  совершенствования бюджетной системы  России в среднесрочной перспективе

Бюджетная политика является важнейшим инструментом государственной экономической политики, оказывающим влияние на общее состояние экономики и макроэкономическое равновесие. Бюджетная политика в среднесрочной перспективе, реализуемая в координации c денежно-кредитной и внешнеэкономической политикой, должна стать основой формирования единой финансовой политики государства.

Стратегической целью бюджетной политики является обеспечение устойчивого экономического роста, повышение эффективности участия государства в распределении и перераспределении ресурсов в экономике по мере повышения уровня социально-экономического развития.

          Задачи реформирования бюджетной политики в среднесрочной перспективе:

1. Повышение устойчивости  бюджетной системы, снижение долгового  бремени.

2. Усиление роли бюджетной  политики в качестве инструмента,  направленного на стимулирование инвестиционной активности и обеспечение роста экономики.

4. Повышение качества  управления государственными активами  и пассивами; создание эффективной системы управления государственным долгом.

5. Совершенствование  бюджетного процесса и упорядочение  бюджетных процедур.

Указанные задачи будут  достигаться реализацией бюджетной  политики по следующим направлениям:

1) Создание эффективной  системы управления и регулирования  государственных финансов

Бюджетная политика должна отвечать требованиям общеэкономического равновесия. В целях обеспечения сбалансированности бюджета в среднесрочной перспективе в условиях значительной долговой нагрузки при ограниченном привлечении внешних ресурсов, необходимости снижения зависимости состояния государственных финансов от внешнеэкономической конъюнктуры необходимо повысить значение прогнозирования государственного бюджета, взаимоувязанного с развитием всех сфер экономики. В этих целях бюджетная политика должна быть построена на основе единой системы регулирования и оптимизации движения финансовых потоков в экономике.

2) Совершенствование  бюджетной политики в области  доходов, включающее:

- обеспечение эффективного  функционирования налоговой системы.  Основным направлением налоговой политики должно стать обеспечение приемлемых как для государства, так и для хозяйствующих субъектов, фискальных условий деятельности.

-повышение эффективности  управления доходностью государственных  активов. Государственное участие  в экономике должно осуществляться  исходя из принципа его эффективности,  определения степени и форм участия, обеспечивающих в том числе необходимый уровень мобилизации доходов в государственный бюджет.

-оптимизация доходов  от внешнеэкономической деятельности. В среднесрочной перспективе будет продолжена работа по унификации таможенного тарифа, сокращению таможенных льгот, гармонизации таможенных процедур, направленных на повышение прозрачности внешнеэкономических операций, обеспечивающих рост доходов государственного бюджета от внешнеэкономической деятельности.

3) Формирование эффективной  системы бюджетных расходов, ориентированной на стимулирование экономического роста и обеспечение оптимального использования бюджетных средств.

Бюджетная политика в  области расходов государственного бюджета в среднесрочной перспективе  будет формироваться на основе следующих основополагающих принципов:

- расходы государственного  бюджета должны определяться  исходя из реализации приоритетов социально-экономической политики, создания условий для подъема инвестиционной и инновационной активности, формирования других необходимых предпосылок устойчивого развития;

-формирование четкой  системы критериев обоснования  оценки эффективности бюджетных расходов;

-реализация программно-целевого  подхода при соблюдении установленных нормативов финансирования расходов государственного бюджета.

4) Повышение эффективности  управления государственными активами  и пассивами, переход к активному  управлению государственным долгом.

Необходимо повысить эффективность управления зарубежными  активами России, имея ввиду разработку и проведение операций по переводу части долга стран-должников перед Российской Федерацией в долю российского участия в инвестиционных проектах на территории этих стран с целью более активного продвижения российских внешнеэкономических интересов на рынках стран-должников. Будет усовершенствована кредитная политика Российской Федерации в отношении стран дальнего зарубежья и государств-участников СНГ как инструмент долгосрочной экономической политики России, направленной на стимулирование промышленного производства и экспорта готовой продукции, расширение рынков сбыта, а также разработку комплексного подхода к разрешению финансовых вопросов с государствами-должниками.

Управление государственным  долгом предполагает снижение долгового  бремени, сокращение расходов на его  погашение и обслуживание, оптимизацию рисков, связанных со структурой государственного долга.

Основными принципами реализации бюджетной политики в области  государственных внутренних заимствований будут следующие:

- политика заимствований  на рынке государственных ценных бумаг будет проводиться исходя из конъюнктуры рынка с учетом ограничения долгового бремени, формирования доходности на уровне, стимулирующем вложения инвесторов в реальный сектор экономики;

-создание новых технологий, улучшение обслуживания инвесторов с разработкой дифференцированных характеристик долговых обязательств, удовлетворяющих требованиям различных групп институциональных инвесторов;

-улучшение платежного  графика исходя из необходимости  устранения "пиков" платежей  по обслуживанию и погашению  внутреннего долга, обеспечения сбалансированности государственного бюджета.

5) Совершенствование  бюджетного процесса и упорядочение  бюджетных процедур путем:

- перевода на казначейскую  систему исполнения бюджетов  всех уровней;

-обеспечения прозрачности  бюджетов и бюджетных процедур, обязательная публикация бюджетной отчетности в соответствии с разделами бюджетной классификации на всех уровнях бюджетной системы;

-совершенствования системы  государственных закупок, обеспечивающей  реальный конкурентный режим  при размещении заказов на производство товаров и услуг для государственных нужд;

-урегулирования имеющейся  бюджетной дебиторской и кредиторской  задолженности, максимальной консолидации в бюджетах всех уровней внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов;

-сохранения принципа общего покрытия бюджетных расходов доходами и др.

3.2 Основные  направления развития бюджетной  политики

Мировой экономический  кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи принято решение основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики.

В настоящее время прогноз основных показателей социально-экономического развития значительно ухудшился.

На фоне ухудшения  ситуации приходится пересматривать параметры  бюджетной системы. В условиях кризиса  обязательства не просто сложно сокращать – их приходится увеличивать, чтобы поддержать ослабленную экономику и незащищенные категории граждан.

Исходя из текущей  оценки 2012 года, доходы бюджета будут еще меньше на 2,3%, а расходы вырастут дополнительно на 3,0% - до 9,98 трлн. рублей.

Несмотря на значительное ухудшение макроэкономической ситуации в целом и, как следствие, резкое сокращение доходов бюджетной системы объем расходов в следующем году по сравнению с 2011 годом практически не меняется, а на 2010 год уменьшается всего на 500 млрд.рублей. В соответствии с обновленными бюджетными проектировками расходы в 2011 году были предусмотрены в объеме 9,823 трлн. рублей, в 2012 году – 9,359 трлн. рублей против 9,980 трлн. рублей в 2010 году.

Наряду с антикризисными мерами проведение бюджетной политики должно ориентироваться на складывающуюся в экономике ситуацию.

Развитие экономики  в 2011-2013 годах будет определяться тремя основными факторами. Первый связан с выходом мировой экономики из кризиса и динамикой цен на главные сырьевые ресурсы. Второй определяется развитием частных инвестиций. Третий связан с эффективностью мер государственной антикризисной политики.

Согласно прогнозу социально-экономического развития в период 2010-2012 годов на фоне стабилизации мировой экономики и благодаря реализуемым правительством антикризисным мерам в России восстановилась положительная динамика экономического роста. В 2010 году прирост ВВП составил 1,0%, после чего он постепенно повышается: до 2,6% - в 2011 году и 3,8% - в 2012 году.[16]

Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.

Основными целями бюджетной  политики в 2010-2012 годах являются:

1. Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.

2. Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. В ближайшие годы потребуется адаптация бюджетных расходов к более низкому уровню доходов.

3. Повышение эффективности расходов бюджета. В условиях вынужденного снижения объемов расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество государственных услуг и эффективное использование бюджетных средств.

4. Повышение эффективности налоговой системы.

5. Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам.

6. Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы.

В условиях экономического кризиса произошло резкое снижение бюджетных доходов. Проектировки расходов федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов определены в соответствии с принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

Информация о работе Основа функционирования бюджетной системы и перспективы ее развития