Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 15:27, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы: на основе экономического анализа доходов и расходов выявить центры возникновения прибыли и центры возникновения затрат, предложить систему бюджетов банка и мероприятия по организации управленческого учета.
В выпускной квалификационной работе рассмотрены центры финансовой ответственности — центры прибыли (бизнес-центры), центры затрат, взаимодействие структурных подразделений, а также внутрибанковское стратегическое и оперативное планирование и др.
Введение 2
1. Теоретические аспекты организации управленческого учета в коммерческом банке 4
1.1. Понятие управленческого учета в коммерческом банке 4
1.2. Формы управленческой отчетности..........................................................................................................................10
2. Анализ деятельности коммерческого банка 23
2.1.Организация сбора фактических данных для управленческого учета 23
2.2.Анализ доходов и расходов банка 27
3. Проектная часть 33
3.1. Разработка форм управленческой отчетности банка 33
3.2. Разработка предложений по организации управленческого учета в банке 39
Заключение 53
Приложения 56
Иерархия управленческой информации и степень детализации
Уровень пользователя | Информация, требуемая для оценки |
Совет директоров | Соответствие принимаемых решений стратегии банка; позиция банка в отношении ликвидности; результаты и эффективность деятельности |
Структурные и региональные подразделения | Доходность продуктов, услуг и операций, рентабельность центров прибыли, эффективность использования средств, оценка решений по бюджетированию |
Центры прибыли (бизнес-центры) | Оценка отдельных продуктов и услуг, оценка эффективности операций с конкретным клиентом |
По мере возрастания уровня ответственности возрастают стратегическая направленность информации и степень ее агрегированности.
Наиболее простой способ представления информации — ее ориентация на структуру банка. В представляемой информации необходимо выделить центры учета, затрат и прибыли. А для того, чтобы информация была понятна менеджерам, необходимо привлечь их к процессу разработки форм отчетов на самых ранних стадиях этой работы. В отчетах должны содержаться все показатели, за которые менеджеры несут ответственность и с помощью которых можно оценить соответствие уровня деятельности организации ее стратегическим целям. Кроме того, это позволит разработать отчеты, дающие представление о бизнесе и качестве работы банка.
Для того чтобы учетная информация могла оказывать влияние на принимаемые решения менеджеров, она должна соответствовать определенным характеристикам. В частности, информация должна быть уместной, доступной для понимания, своевременной, надежной и постоянной.
Уместность. Информация считается уместной, если она влияет на решения пользователей. Это означает, что информация должна быть полезна для принимаемого решения и для определенной группы пользователей.
Доступность для понимания. Если отчеты не понятны пользователям, то они не имеют практического значения. Важно представлять учетную информацию таким образом, чтобы ее мог воспринять и неинформированный и информированный пользователь.
Своевременность. Чтобы быть полезными, отчеты должны содержать новую информацию и быть подготовлены сразу же по окончании периода, к которому они относятся, так как новая информация имеет для пользователя большую ценность, чем устаревшие данные.
Надежность и постоянство. Эта характеристика также может быть названа точностью. Если учетная информация ненадежна, то неизбежным результатом этого будут ошибочные и неточные решения. Информация надежна, если она обладает достоверностью, полнотой, определенным содержанием и постоянством формирования. Информация должна быть достоверной, т.е. правдиво отражать результат операций, иметь обоснованное описание и быть безошибочной. Информация должна быть полной. При этом некоторые данные, не влияющие на принимаемые решения, могут быть исключены. Однако существенные пропуски могут превратить информацию в неверную или вводящую в заблуждение и, следовательно, ненадежную и неуместную. Понятие «постоянство формирования» включает две характеристики: сопоставимость показателей деятельности банка во времени и сопоставимость отчетов подразделений банка. Если отчеты составляются на непостоянной основе, то сравнение показателей, относящихся к разным периодам, и показателей разных банков невозможно.
Ежедневная
отчетность менеджеров третьего и выше
уровней (рис. 3) представляет обобщенную
с необходимой детализацией информацию
о размещенных и привлеченных ресурсах
по наименованию заемщика, виду ценных
бумаг и наименованию кредитора, усредненную
оценку предполагаемых доходов и расходов
по операциям. Пользователей учетной информации
можно классифицировать по различным
группам пользователей (рис.4).
Рис. 4 - Основные группы пользователей учётной информации
Каждая группа пользователей может иметь разные информационные потребности. Существенным при оценке эффективности коммерческого банка является выделение партнерских групп банка (учредители, акционеры, банки-корреспонденты, клиенты, вкладчики) (табл. 2), т.е. те, кто непосредственно взаимодействует с банком, вносит свой вклад в его деятельность, требует компенсации за свой вклад в деятельность банка и исходя из своих интересов анализирует определенную информацию о банке.
Таблица 2
Характеристика
партнерских групп (пользователей
информации) коммерческого банка
Партнерские группы | Вклад в деятельность банка | Требования компенсации | Предмет учета, контроля и анализа |
Правление, администрация | Знание дела / и умение руководить | Оплата труда | Вся информация, полезная для управления |
Персонал, служащие | Выполнение работ в соответствии со служебными инструкциями | Заработная плата, премии и социальные условия | Финансовые результаты конкретных операций |
Учредители
(пайщики, акционеры)
Клиенты, вкладчики, банки-корреспонденты Банк России Государственные органы и внебюджетные фонды |
Собственный капитал
Собственный и заемный капитал Обслуживание платежей, поддержание стабильности банковской системы Услуги общества |
Дивиденды Проценты
Перечисление необходимых резервов Налоги и другие сборы и взносы |
Финансовые
результаты и ликвидность
Ликвидность Финансовые результаты, ликвидность Финансовые результаты |
Бюджетирование деятельности является основой системы финансового планирования деятельности банка. Этот подход включает составление бюджетов расходов (материалы и накладные издержки, заработная плата персонала, коммерческие и административные расходы), бюджетов доходов и капитала, сведение бюджетов в итоговый баланс и расчетный график денежных потоков. Себестоимость рассматривается при анализе банковских продуктов и операций. Управление себестоимостью происходит в рамках бюджетирования посредством нормирования деятельности, хозяйственных расходов я других затрат.
Бюджетный метод управления следует рассматривать как инструмент планирования, контроля и регулирования. Бюджетный цикл состоит: из процедур планирования всех сфер деятельности, подразделений, суммирования проектных решений банка; расчета просвета бюджета; расчетов вариантов плана и внесения корректив; окончательного планирования и учета изменяющихся условий и отклонений от запланированного.
В бюджетах находят отражение затраты на деятельность банка и его подразделений, доходы подразделений и банка в целом, прибыль. Отчеты по исполнению бюджетов, которые формируются на разных уровнях. При построении бюджетов используется, как правило, приростный метод, т.е. за начало отсчета принимаются результаты предыдущего периода. Можно назвать следующие виды бюджетов:
Бюджет ресурсов. Существующий средний остаток на счете (расчетном, текущем) умножается на количество планируемых для открытия счетов. Так планируют объем привлекаемых ресурсов клиентов (юридических и физических лиц), валюты и других, корректируя позиции по финансовым ресурсам на фонды обязательного резервирования. По данным клиентских заявок на кредиты, по объему кредитов предоставленных в предыдущем периоде, определяется плановый объем и сроки выдачи ссуд. На основе кассовых планов движений по счетам физических лиц устанавливается средний остаток по кассе.
Бюджет операционных доходов и расходов. На основе определения средних ставок привлечения средств планируются процентные и другие расходы банка. По имеющейся информации о размещенных ресурсах, используя средние показатели по планируемому размещению, определяют доходы. Комиссионные статьи доходов планируют от достигнутого результата и предполагаемого расширения услуг. Используя рассчитанные трансфертные цены, определяют доходы от передачи или получения ресурсов из других подразделений банка.
Бюджет хозяйственных расходов планируется с использованием нормирования. Бюджет расходов на заработную плату планируется на основе штатного расписания, предполагаемого движения кадров и привлечения внештатных сотрудников. Бюджет капитальных затрат составляется на основе смет капитальных вложений с учетом сроков инвестиций.
После составления бюджетов по всем видам деятельности банка составляется общий баланс, отражающий плановый объем активов и пассивов.
Механизм бюджетирования представлен на рис.5.
Рис.5 - Механизм бюджетирования коммерческого банка
Деньги для банка то же, что для предприятия товар. И как товар они могут быть куплены на рынке по разной цене (кредиты, свободные остатки, векселя и др.). На предприятии товар может учитываться по себестоимости или продажной цене и, таким образом, в момент реализации может определяться валовая прибыль. В банке этого не происходит. Попадая в банк, деньги обезличиваются и теряют суть товара, превращаясь в деньги по номиналу. Так возникает задача, решая которую можно было бы оперативно различать потоки денег, т.е. определять, какую массу денег по какой цене купили и по какой продали. Во многих банках эту задачу решает оперативный учет, который выполняет связующую роль между решением текущих задач управленческим учетом как системой. При этом возникает необходимость определения себестоимости денег как товара и определения внутрибанковских трансфертных цен.
Эту проблему можно решать через оперативный учет затрат результатов в подразделениях либо через создание интегрированной учетной системы, которая позволяет вести и бухгалтерский, и управленческий учет.
При
организации управленческого
Подразделения, привлекающие ресурс, заинтересованы в повышении этой цены, размещающие подразделения — в ее понижении. От границ установления цены зависит внутренняя расчетная прибыль тех и других, а значит, и оценка результатов их деятельности. Установление трансфертной цены — всегда компромисс, и отсутствие этого компромисса может привести либо к омертвлению части ресурсов, либо к возникновению внутри банка сильных центробежных тенденций.
Задача построения модели информационной матрицы, которая позволяла бы всю первичную информацию о движении денег вести в оперативном режиме, разносить по управленческой отчетности и сводить каждый день, достаточно сложна.
Организация работы банка, когда необходимо одновременно балансировать между ресурсами и заявками на ресурсы, управлять рисками, правильно и эффективно строить внутреннюю экономику через установление трансфертной цены и делать это в режиме online, понимая, что баланс будет закрыт вечером этого же дня, - самое сложное в построении банковского менеджмента. Это длительный процесс управленческих мероприятий, требующих высокой квалификации персонала банка и вовлечения в этот процесс большей части его менеджеров.
В отличие от внешнего финансового анализа внутренний анализ проводится на более глубоком уровне, так как при этом имеется доступ ко всей бухгалтерской информации и к данным оперативного учета. Для внутреннего анализа средствами оперативного учета обеспечивается сбор и обобщение любых сведений о деятельности банка.
Информация о работе Организация управленческого учета в ОАО «Транскредитбанк»