Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 15:27, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы: на основе экономического анализа доходов и расходов выявить центры возникновения прибыли и центры возникновения затрат, предложить систему бюджетов банка и мероприятия по организации управленческого учета.
В выпускной квалификационной работе рассмотрены центры финансовой ответственности — центры прибыли (бизнес-центры), центры затрат, взаимодействие структурных подразделений, а также внутрибанковское стратегическое и оперативное планирование и др.
Введение 2
1. Теоретические аспекты организации управленческого учета в коммерческом банке 4
1.1. Понятие управленческого учета в коммерческом банке 4
1.2. Формы управленческой отчетности..........................................................................................................................10
2. Анализ деятельности коммерческого банка 23
2.1.Организация сбора фактических данных для управленческого учета 23
2.2.Анализ доходов и расходов банка 27
3. Проектная часть 33
3.1. Разработка форм управленческой отчетности банка 33
3.2. Разработка предложений по организации управленческого учета в банке 39
Заключение 53
Приложения 56
Планово-учетные единицы управленческого учета результатов деятельности банка и единицы, применяемые в бухгалтерском учете, идентичны. При этом возможна любая группировка данных в том или ином виде учета по объектам управления — по видам банковских услуг, банковским операциям, структурным подразделениям.
Оценка результатов деятельности структурных подразделений. Это один из основополагающих принципов построения системы управленческого учета. При любой организационной форме банка управленческий учет должен быть связан с планированием. Организационная структура банка должна соответствовать задачам оперативного управления подразделениями и внутри них. Анализируя результаты деятельности, определяют тенденции и перспективы каждого подразделения в формировании прибыли банка.
Преемственность и многократное использование учетной информации. При оперативном управлении информация управленческого учета дополняется бухгалтерскими данными, а данные бухгалтерского учета детализируются, дополняются информацией управленческого учета. Иногда этот принцип представления информации называют принципом комплексности. Его сущность заключается в однократной фиксации данных в первичных документах или расчетах и многократном их использовании в управленческой деятельности без повторной фиксации, регистрации или расчетов. На основе этого принципа создается рациональная система учета, соответствующая масштабам деятельности банка. Реализация принципа комплексности дает возможность получать из минимального количества данных максимально необходимое для управленческих решений количество информации.
Целью управленческого учета является обеспечение эффективности управления путем сбора, обработки и представления информации для принятия управленческих решений и контроля за их исполнением.
Коммерческий банк можно рассматривать как трехуровневую организационную систему:
1) первый уровень управления — собрание акционеров, совет банка, правление, председатель правления и его заместители;
2) второй
уровень управления —
3) третий
уровень управления —
При
принятии решения на высшем уровне
управления анализируется текущая
информация — внутренняя и внешняя
тенденции, выявленные в результате анализа
информации текущего периода, последствия,
которые могут возникнуть в результате
принятия решений государственных органов.
На этом же уровне управления разрабатываются
и корректируются концепции, планы перспективного
развития банка, контролируется их реализация.
Все разрабатываемые концепции и планы
должны быть увязаны между собой по целям
и срокам, ресурсам и исполнителям. Задача
управленческого учета заключается в
том, чтобы обеспечить менеджеров банка
информацией о затратах на ведение бизнеса
и непосредственно о бизнесе. Информация
о бизнесе — это данные о банковских операциях
и финансовых потоках. Накопление первичной
информации и аналитическое обобщение
ее за определенный период позволяют менеджерам
банка видеть ситуацию не только в настоящий
момент, но и отслеживать тенденции ее
развития. Обладая достоверной и полной
информацией о работе банка в динамике,
менеджер может с достаточно высокой степенью
вероятности прогнозировать последствия
принимаемых решений.
1.2.
Формы управленческой
отчетности
Управленческий учет формирует показатели внутренней отчетности по данным первичного учета. Из этих показателей создается система коммуникаций внутри банка (рис. 3).
На нулевом уровне возникает учетная информация в первичных документах, отчетах подразделений; на первом уровне группируется информация в сводных документах бухгалтерии и планово-аналитических подразделений; на двух последующих уровнях происходит объединение и формирование сводной отчетной документации банка.
Рис.3
– Иерархия внутренней отчетности
Содержание отчета зависит от его целевого назначения и уровня менеджера, для которого он предназначен.
Периодичность. Информация для менеджеров должна быть подготовлена тогда, когда она необходима — не раньше и не позже. Как правило, аппарат управления банка устанавливает график сбора первичных данных и их обработки. Информация может передаваться постоянно (в режиме on-line), один раз в неделю, декаду, месяц, квартал и год.
Полнота и качество информации. Показатели, содержащиеся в отчетах, должны быть представлены в удобном для анализа виде, не требовать дополнительной аналитической обработки, не предусматривать обратных синтезу (от низших до высших уровней управления) процедур. Нарушение этого принципа приводит к потере оперативности управления и удорожанию системы управления в целом.
В зарубежной практике управленческий учет (контролинг) адекватен нашему пониманию внутреннего управления банком и включает планирование, организацию, учет и контроль деятельности, составление отчетности, анализ деятельности на основе полученных данных, оценку работы и представление рекомендаций.
Этап планирования включает бюджетирование деятельности, планирование расходов, доходов и прибыли, управление услугами бизнес-центров и инвестиционными проектами, управление ликвидностью, балансом и капиталом.
На этапе организации происходит построение организационной и функциональной структуры, составление планов мероприятий и регламентов деятельности.
На этапе учета решаются задачи оперативного сбора данных, необходимых при анализе всех этапов управленческого цикла (обеспечение вертикальной интеграции), и возможного совмещения различных направлений управления (обеспечение горизонтальной интеграции) — это задачи:
- финансового планирования;
- бюджетирования
и расчета себестоимости
- мониторинга центров прибыли и затрат (бизнес-центров и инфраструктурных центров), центров ответственности, мониторинга обособленных подразделений (отделов, управлений, филиалов);
- клиентской базы и маркетинга.
На этапе контроля происходит наблюдение за выполнением планов и методов организации деятельности, различных регламентов — учета, документооборота, взаимодействия служб, технологических регламентов, служебных обязанностей и т.д.
На этапе анализа в целом решается весь комплекс задач, поставленных в процессе оперативного управления, т.е. проводится работа в режиме ответа на запрос менеджера. Выявляются причины отклонений от плановых показателей, анализируются результаты.
На этапе оценки и представления рекомендаций происходит коррекция отклонений, выявление и устранение вызвавших их причин, фиксация и поддержка положительных тенденций, принятие дополнительных мер для выполнения плана.
Без комплекса норм и нормативов невозможна организация системы управленческого учета и контроля деятельности банка. Нормы как основа системы контроля классифицируются и группируются по бизнес-центрам, банковским продуктам, операциям и клиентам. Плановые и нормативные показатели определяют систему показателей управленческого учета. С помощью системы показателей осуществляется сопоставление показателей нормирования, планирования и учета. Нормы используются при планировании, так как выражают количественные цели, которые должны быть достигнуты.
Первая ступень контроля за финансовыми издержками — лимитирование — основана на системе норм и затрат. Лимит — нормы расхода средств на реализацию банковских услуг, на проведение банковских операций, кредитных (инвестиционных) проектов, установленные руководством банка, закрепленные утвержденным комплексом нормативов и планируемые каждому подразделению по конкретному перечню выполняемых им банковских операций. Пример такой нормы — методика расчета минимальной процентной ставки краткосрочных доходных вложений банка.
Лимитирование — это не только расчет лимита, но и учетные и контрольные операции. Поэтому в системе управленческого учета лимитированию отводится роль оперативной информации, позволяющей активно влиять на формирование финансовых затрат.
Системы
управленческого учета
- по широте
охвата информацией видов
- по
степени взаимосвязи
- по оперативности.
По широте охвата информацией видов деятельности банка, его организационной структуры, банковских продуктов и услуг различают полные системы, состоящие из совокупности систематического и проблемного учета и системы с целевым набором их составных частей.
Систематический учет отражает деятельность банка в виде информации, регламентированной по составу, способам ее регистрации, идентификации и группировки, представления в отчетности. Элементами систематического учета являются:
- измерение и
оценка затрат на ведение
- контроль процессов проведения и учета банковских операций;
- группировка финансовых затрат по статьям расхода и элементам, местам возникновения, видам деятельности, банковским продуктам и услугам;
- внутренняя и внешняя отчетность, удовлетворяющая пользователей по срокам, содержанию и частоте представления.
По оперативности системы разделяют на систему учета исторической информации и систему учета текущей информации.
Система учета исторической информации состоит в формировании информации для расчета себестоимости банковских продуктов и услуг, определения их доходности и эффективности банковской деятельности.
Система учета текущей информации включает разработку нормативов банковской деятельности, оказания услуг, продажи банковских продуктов, составление оперативной отчетности и учет реальных финансовых затрат с указанием отклонений от утвержденных нормативов и смет.
По мере того как банк проходит определенную фазу развития, его потребности в управленческой информации имеют тенденцию изменяться в соответствии с определенными закономерностями, а уровень точности и адекватности происходящим процессам возрастает в определенной последовательности, а именно:
- бюджетирование и должностная отчетность перед вышестоящим начальством;
- распределение издержек;
- рентабельность банка, продуктов и услуг;
- анализ счетов;
- сравнение рентабельности операций;
- моделирование продуктов и услуг;
- создание интегрированных
управленческих и
- разработка
аналитических управленческих
- применение
систем стратегического
Эти уровни связаны с фазами развития банка, совершенством механизма принятия решений, потребностью в информации для реализации стратегии банковской деятельности. Кроме того, каждый уровень связан со степенью технологического развития, навыками руководства в области использования и оценки показателей деятельности.
Каждый банк самостоятельно разрабатывает формы управленческих отчетов, которые бы наилучшим образом отражали все взаимосвязи и были понятны менеджерам разных уровней.
Формы отчетов, содержащие информацию для менеджеров разных уровней управления, различны. Это дает возможность оценить деятельность банка в соответствии с его стратегическими целями. Например, управляющему банком требуется агрегированная информация, а также информация по различным группам продуктов и услуг, по клиентской базе и подразделениям банка. При этом информация должна давать возможность менеджеру любого звена выделить в собственном отчете специфические вопросы, решение которых потребует дальнейшего исследования.
Иерархию управленческой информации и степень ее детализации, необходимой для каждого уровня управления, можно представить в следующем виде (табл. 1).
Информация о работе Организация управленческого учета в ОАО «Транскредитбанк»