Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:11, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение и анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) изучить основные черты бюджетной системы и бюджетного процесса.
2) обосновать принципы построения бюджетной системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ
1.1 Основные черты и принципы бюджетной системы и бюджетного устройства РФ……………………………………………………………………..5
1.2_Бюджетная_классификация,_доходы_и_расходы……………………11
1.3 Бюджетный процесс в РФ и его стадии………………………………. 14
1.4 Проблема формирования бюджета…………………………………….17
2. Анализ сбалансированности бюджета
2.1_Основные_параметры_Федерального_бюджета_2011-2012гг......….25
2.2 Динамика основных параметров бюджетной системы РФ…………..26
2.3 Исполнение консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-апреле 2012 г……………………………………………………………………28
2.4 Анализ основных параметров текущего исполнения госбюджета…30
2.5 Зарубежный опыт бюджетного устройства…………………………..31
3. Недостатки и пути совершенствования бюджетной системы………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….39
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….42
Государственный бюджет Великобритании состоит из так называемого обычного бюджета и национального фонда займов. Обычный бюджет финансирует текущие затраты на оборону, экономические и социальные цели, субсидии местным органам власти, выплаты процентов по государственному долгу, взносы в бюджет и другие фонды ЕС, платежи по "цивильному листу", которые включают содержание королевы и королевского двора. Из национального фонда займов осуществляются платежи по государственному долгу, долгосрочные кредиты на капиталовложения государственным предприятиям и местным органам власти.
Государственный бюджет Италии состоит из двух частей: счета текущих операций и счета движения капиталов. Расходы счета текущих операций образуются в основном из выплаты жалованья и пенсий государственным служащим, покупки товаров и услуг, трансфертов государственным и частным предприятиям, учреждениям и населению, а также уплаты процентов по государственному долгу. За счет средств счета движения капиталов финансируются прямые капиталовложения государства, трансферты государственным предприятиям и учреждениям, предоставление кредитов, приобретение акций, погашение государственного долга.
Более сложной по структуре является бюджетная система Франции, которая заключает в себе центральный бюджет, присоединенные бюджеты различных государственных организаций и специальные счета казначейства. Ассигнования из центрального бюджета выделяются на содержание административных служб, на обслуживание государственного долга, капиталовложения, на оборону, на экономические и социальные программы.
Присоединенные бюджеты
Специальные счета казначейства охватывают различные фонды, такие, как инвестиционно-дорожный, национально-спортивный, различные торговые счета казначейства.
В Японии наряду с центральным бюджетом, или так называемым счетом центрального правительства, имеется инвестиционный бюджет, а также 57 специальных счетов. Из центрального бюджета финансируются экономические, социальные нужды, оборона, целевые перечисления местным бюджетам, выплата процентов по государственному долгу.
Средства инвестиционного бюджета предназначены для капиталовложений и займов государственным корпорациям и местным органам власти.
Специальные счета открываются для государственных предприятий, корпораций, имуществ, фондов. Местные органы власти насчитывают около 7 тыс. подобных счетов.
Таким образом, структура бюджетов в зарубежных странах носит неординарный характер. Типичным же является отделение текущих доходов и расходов государства от затрат капитального характера.
Построение бюджетных систем в развитых зарубежных странах основывается на специальных принципах. Важнейшие из них: единство, полнота, реальность и гласность.
3 Недостатки и пути совершенствования бюджетной системы РФ.
Существующая бюджетная система РФ имеет целый ряд существенных недостатков, к которым можно отнести следующие:
• система не опирается на основы теории и практики, которые разработаны к настоящему времени, хотя и сама методология построения бюджетной системы и формирования бюджетов требует дальнейшего обоснования;
• бюджетная классификация доходов и расходов усложнена и требует упрощения;
• законодательная база, определяющая структуру бюджетов и бюджетный процесс, недостаточно четко формулирует принципы бюджетного федерализма, перераспределения средств между бюджетами различных уровней, имеет множество подзаконных актов, усложняющих бюджетный процесс;
• наличие в бюджетах
различного уровня множества внебюджетных,
бюджетных или специальных
• бюджеты различных уровней не увязаны в единое целое, не учитывают специфику регионов, их экономику, социальную сферу, демографию и т. д ., и поэтому "центр" забирает на себя большую часть налоговых доходов, а затем в виде финансовой помощи (дотаций, трансфертов, субсидий) перечисляет часть бюджетных средств регионам, усложняя тем самым информационные потоки и увеличивая численность обслуживающего персонала, что ведет к перерасходованию бюджетных средств;
• отсутствие в бюджетах низших уровней бюджетной системы достаточного объема денежных средств ведет к неравномерности развития их инфраструктур, задолженностям по своевременным выплатам, нарушает кругооборот денежной массы и порождает постоянный дефицит денежных средств в территориальных образованиях;
• бюджетная политика не строится на принципе приоритетности направлений вложения средств, а действует по принципу "закрытия пятен" или "латания дыр". Реформирование бюджетной системы должно учитывать теорию и практику построения и функционирования бюджетных систем и идти в направлениях:
• сокращения числа звеньев бюджетной системы с целью упрощения структуры системы, бюджетного процесса и сокращения расходов;
• изменения законодательной базы, определяющей бюджетный процесс, перераспределение бюджетных средств между уровнями бюджетной системы, перераспределение источников дохода бюджетов и их закрепление за соответствующими территориальными образованиями;
• упрощения бюджетной классификации по формированию бюджетов и расходованию бюджетных средств;
• упрощения системы налогообложения как основного источника доходов бюджетов всех уровней с целью повышения эффективности собираемости налогов и установления действенного контроля за поступлением средств в бюджеты;
• исключения из практики образования всевозможных фондов и выделения средств на определенного рода цели непосредственно по прямым статьям бюджетной классификации, что приведет к сокращению числа звеньев бюджетной системы, средств расходов на содержание аппарата, нецелевого использования средств, эффективному и экономному использованию бюджетных средств.
Бюджетная система, как и любая иная система, должна удовлетворять ряду требований, к которым можно отнести:
• разумный централизм или децентрализм бюджетных средств по уровням бюджетной системы на основе обоснованности с учетом различных условий и явлений, характеризующих территориальные особенности;
• рациональность или оптимальность построения бюджетной системы с учетом расходов на ее содержание;
• эффективность бюджетной системы в целом с учетом ее структуры построения, собираемости доходов, их распределения между элементами;
• бездефицитность формирования бюджетов любого уровня. .
Методика построения бюджетной системы должна строиться на научной основе и охватывать комплекс вопросов: структурное построение и функционирование системы; порядок формирования дохода и расходования средств; порядок, определяющий бюджетный процесс; права, обязанности и ответственность должностных лиц, участвующих в бюджетном процессе; контроль за бюджетным процессом; нормы ответственности за нарушение бюджета и бюджетного процесса.
Заключение
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Расходы бюджета на сегодняшний день значительны во всех отношениях, было отмечено, что рост расходов увеличивается ежегодно, это вызывает дефицит бюджета и увеличивает государственный долг. Проблему финансирования бюджетного дефицита нельзя рассматривать только относительно обязательств федерального бюджета. На самом деле она охватывает бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, многие из которых нуждаются в получении финансовой помощи, субвенциях и дотациях.
Очень часто происходит несвоевременное выплачивание средств на финансирование таких направлений как: сельское хозяйство, рыболовство, содействие научно-техническому прогрессу и реализации космических программ. Невыполнение государством собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения
Приложение 1
Основные параметры | |||||
январь-апрель 2011 г. |
январь-апрель 2012 г. |
отклонение | |||
млрд руб. |
% ВВП |
млрд руб. |
% ВВП |
п.п. ВВП | |
Доходы, в том числе: |
2 434,4 |
13,7 |
2 511,7 |
16,1 |
- 2,4 |
- налог на прибыль организаций |
606,7 |
3,4 |
749,7 |
4,8 |
- 1,4 |
- НДФЛ |
637,0 |
3,6 |
558,7 |
3,6 |
0,0 |
- акцизы внутренние |
132,2 |
0,8 |
108.2 |
0,7 |
- 0,1 |
- доход на совокупный доход |
119,5 |
0,7 |
89,1 |
0,6 |
0,1 |
- налог на имущество |
254,8 |
1,5 |
244,4 |
1,6 |
- 0,1 |
- безвозмездные поступления от других бюджетов системы РФ |
532,1 |
3,0 |
578,2 |
3,7 |
- 0,7 |
Расходы, в том числе: |
2 148,3 |
12,1 |
1 807,9 |
11,6 |
0,5 |
профицит (дефицит) консолидированного бюджета субъектов РФ |
286,0 |
1,6 |
703,7 |
4,5 |
- 2,9 |
оценка ВВП |
17 800,0 |
15 682,0 |