Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:11, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение и анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) изучить основные черты бюджетной системы и бюджетного процесса.
2) обосновать принципы построения бюджетной системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ
1.1 Основные черты и принципы бюджетной системы и бюджетного устройства РФ……………………………………………………………………..5
1.2_Бюджетная_классификация,_доходы_и_расходы……………………11
1.3 Бюджетный процесс в РФ и его стадии………………………………. 14
1.4 Проблема формирования бюджета…………………………………….17
2. Анализ сбалансированности бюджета
2.1_Основные_параметры_Федерального_бюджета_2011-2012гг......….25
2.2 Динамика основных параметров бюджетной системы РФ…………..26
2.3 Исполнение консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-апреле 2012 г……………………………………………………………………28
2.4 Анализ основных параметров текущего исполнения госбюджета…30
2.5 Зарубежный опыт бюджетного устройства…………………………..31
3. Недостатки и пути совершенствования бюджетной системы………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….39
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….42
В соответствии с соответствующим
Федеральным законом государств
В июне текущего года в федеральный бюджет были приняты основывающиеся на уточненном прогнозе социально-экономического развития поправки, в частности прогноз нефтяных цен был изменен с 100 до 115 долл./барр. при средней цене до 120 долл. за первое полугодие. Однако обеспечить сокращение дефицита федерального бюджета и объема государственного долга в установленных пределах в условиях колебаний мировых цен на нефть и обменного курса рубля к доллару и евро вряд ли возможно. Если ситуация с ценой на нефть не нормализуется, то для обеспечения уровня дефицита бюджета в установленных пределах придется отказаться от финансирования условно утверждаемых расходов.
Правительство России признает эти риски и принимает меры к повышению устойчивости бюджетной системы. Практически решен вопрос о введении нового бюджетного правила, на основании которого предельный уровень расходов федерального бюджета на 2013–2014 гг. будет скорректирован на основе средней цены на нефть за пять лет. Устанавливается также и предельный объем дефицита федерального бюджета в размере 1,0% ВВП.
Снижение мировых цен на нефть пока не оказало существенного влияние на доходы федерального бюджета, которые по итогам января-мая 2012 г. составили 22,2% ВВП.
Это на 1,4 п.п. ВВП выше уровня поступлений за пять месяцев достаточно благополучного, с точки зрения конъюнктуры цен на углеводороды, 2011 года.
При этом прирост нефтегазовых доходов федерального бюджета за январь-май 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 1,6 п.п. ВВП.
Расходы федерального бюджета за январь-май текущего года выросли на 2,8 п.п. ВВП относительно пяти месяцев прошлого года и достигли уровня 21,7% ВВП. В результате по итогам пяти месяцев текущего года федеральный бюджет исполнен с незначительным профицитом в размере 0,6% ВВП.
2.2 Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации.
Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов характеризуется снижением доходов по сравнению с 2012 годом и стабилизацией их на уровне 36,6-36,2%% к ВВП в 2013-2015 годах, снижением общего объема расходов с 37,9% до 35,9% к ВВП и дефицита в 2013 и 2014 годах, и профицитом в 2015 году
Таблица 1
Основные параметры бюджетной системы
Российской Федерации
млрд. рублей
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Доходы, всего |
13 321,7 |
15 675,2 |
21 218,1 |
23 018,2 |
24 084,9 |
26 543,4 |
29 514,5 |
%% к ВВП |
34,3 |
34,7 |
38,9 |
38,0 |
36,6 |
36,2 |
36,2 |
в том числе: |
|||||||
Федеральный бюджет |
7 337,8 |
8 305,4 |
11 367,7 |
12 677,0 |
12 395,4 |
13 642,2 |
15 223,7 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
3 506,4 |
4 814,5 |
6 162,6 |
7 168,2 |
7 768,0 |
8 434,7 |
9 269,9 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
1 373,6 |
2 034,8 |
3 593,4 |
3 723,0 |
4 363,4 |
4 867,4 |
5 401,0 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
5 924,2 |
6 534,1 |
7 641,0 |
7 923,8 |
8 562,9 |
9 201,0 |
9 995,6 |
- в том числе доходы
без учета межбюджетных |
4 438,1 |
5 136,9 |
6 009,3 |
6 618,2 |
7 326,1 |
8 033,8 |
8 889,8 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
551,3 |
574,9 |
904,4 |
871,7 |
1 031,8 |
1 193,1 |
1 408,2 |
- в том числе доходы
без учета межбюджетных |
172,2 |
198,1 |
247,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Расходы, всего |
16 027,1 |
17 570,5 |
20 357,6 |
22 802,0 |
24 949,2 |
26 865,8 |
29 280,5 |
%% к ВВП |
41,3 |
38,9 |
37,3 |
37,6 |
37,9 |
36,6 |
35,9 |
в том числе: |
|||||||
Федеральный бюджет |
9 660,1 |
10 117,5 |
10 925,6 |
12 745,1 |
13 387,3 |
14 101,9 |
15 316,0 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов |
6 066,7 |
5 981,6 |
6 747,1 |
8 316,8 |
9 107,5 |
9 855,0 |
10 975,5 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
3 555,0 |
4 779,5 |
5 730,1 |
6 876,2 |
7 517,2 |
8 214,6 |
8 917,8 |
- в том числе расходы
без учета межбюджетных |
3 425,6 |
4 670,9 |
5 420,8 |
5 985,5 |
6 466,4 |
7 002,5 |
7 490,6 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
6 253,5 |
6 634,1 |
7 676,1 |
7 931,5 |
8 686,1 |
9 283,8 |
10 021,4 |
- в том числе расходы
без учета межбюджетных |
5 984,2 |
6 343,8 |
7 306,3 |
7 628,0 |
8 343,5 |
8 815,2 |
9 406,2 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
550,6 |
574,2 |
883,4 |
871,7 |
1 031,8 |
1 193,1 |
1 408,2 |
Дефицит (-)/профицит (+), всего |
-2 705,4 |
-1 895,3 |
860,5 |
216,2 |
-864,3 |
-322,4 |
234,0 |
%% к ВВП |
-7,0 |
-4,2 |
1,6 |
0,4 |
-1,3 |
-0,4 |
0,3 |
Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 55,1% в 2012 году до 51,6 % в 2015 году, в расходах (без учета межбюджетных трансфертов) - возрастет с 36,5 % в 2012 году до 37,5% в 2015 году.
Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 16,2% в 2012 году до 18,3% в 2015 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы сократится с 26,2 % в 2012 году до 25,6% в 2015 году.
2.3 Исполнение консолидированного бюджета субъектов РФ в январе–апреле 2012 г.
По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-апрель 2012 г. составили 13,7% ВВП, что на 2,4 п.п. ВВП ниже значения за аналогичный период 2011 г. (Приложение 1).Очевидна тенденция сокращения доходов консолидированного бюджета в 2012 г. относительно 2011 г.: если по итогам января доходы бюджетов субъектов РФ в текущем году были выше доходов января 2011 г. на 1,3 п.п. ВВП, то уже по итогам двух месяцев 2012 г. отклонение составило 0,8 п.п. ВВП относительно января-февраля 2011 года.
Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-апреле текущего года выросли относительно этого же периода прошлого года на 0,5 п.п. ВВП и составили 12,1% ВВП, или 2148,3 млрд рублей.
Предельный уровень расходов федерального бюджета на 2013–2014 гг. будет скорректирован на основе средней цены на нефть за пять лет
Сокращение доходов и
Основное сокращение объема поступлений доходов в бюджеты субъектов РФ за четыре первых месяца 2012 г. относительно этого же периода прошлого года произошло по налогу на прибыль (на 1,4 п.п. ВВП) и межбюджетным трансфертам (на 0,7 п.п. ВВП).
Снижение поступлений
налога на прибыль организаций
Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ (Приложение 2) на протяжении четырех месяцев 2012 г. остается неизменной. Основной прирост расходов наблюдается по разделам: «Образование» – на 0,5 п.п. ВВП, «Национальная экономика» – на 0,3 п.п. ВВП и «Здравоохранение» – на 0.2 п.п. ВВП.
Сокращение расходов произошло по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» – на 0,3 п.п. ВВП. По остальным разделам по итогам января-апреля текущего года относительно аналогичного периода прошлого года в долях ВВП изменений не произошло либо изменения находились в пределах 0,1 п.п. ВВП.
Объем государственного долга субъектов РФ на 01.05.2012 г. составил 1161,9 млрд руб., что почти на 2 млрд руб. меньше, чем на начало апреля. Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-апреле текущего года выросли относительно этого же периода прошлого года на 0,5 п.п. ВВП и составили 12,1% ВВП, или 2148,3 млрд рублей.
Предельный уровень расходов федерального бюджета на 2013–2014 гг. будет скорректирован на основе средней цены на нефть за пять лет. Одним из проблемных вопросов для региональных бюджетов в настоящее время является финансирование переданных от Минобороны в муниципальную собственность объектов ЖКХ, энергетики и электроснабжения.
Региональные бюджеты средств от федерального бюджета пока не получили, несмотря на то, что в законе о бюджете на 2012–2014 гг. введена норма, согласно которой передача этих объектов должна сопровождаться перераспределением средств от Минобороны России субъектам РФ.
Ситуация с переданными или готовящимися к передаче объектами может еще более обостриться к осени – в связи со значительным ростом расходов на их содержание в осенне-зимний период. Средства региональных бюджетов на финансирование этих расходов не предусмотрены.
2.4 Анализ основных параметров текущего исполнения госбюджета
За январь-май 2012 г. доходы федерального бюджета составили 5082,3 млрд руб. или 22,2% ВВП. Это на 1,4 п.п. ВВП выше показателя за соответствующий период прошлого года (Приложение 3).
По нефтегазовым доходам
прирост составил 1,6 п.п. ВВП относительно
пяти месяцев 2011 г. По основным администраторам
доходов – Федеральной
Тем не менее, по итогам пяти месяцев текущего года в федеральный бюджет поступило доходов в объеме 43,1% от общего объема доходов, утвержденных в первоначальном варианте ФЗ о бюджете на 2012–2014 гг. (за соответствующий период 2011 г. - 47,5%).
Объем расходов бюджета за январь-май 2012 г. достиг 4962,3 млрд руб. (21,7% ВВП), что на 1147,5 млрд руб. (2,8 п.п. ВВП) выше, чем за пять месяцев 2011 г.
Кассовое исполнение федерального бюджета по расходам за январь-май 2012 г. составило 39,2% от утвержденных объемов, в то время как за этот же период прошлого года оно составило 35,8%.
По итогам пяти месяцев текущего года профицит федерального бюджета достиг 120,0 млрд руб. (0,6% ВВП), что на 1,3 п.п. ВВП ниже, чем за пять месяцев прошлого года. Объем ненефтегазового дефицита увеличился на 2,9 п.п. ВВП (11,2% ВВП) относительно уровня соответствующего периода прошлого года. В расходной части в течение пяти месяцев текущего года сохраняется тенденция снижения расходов в долях ВВП относительно января-мая 2011 г. (Приложение 4) по разделам «Национальная экономика» (на 0,3 п.п. ВВП), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (на 0,4 п.п. ВВП) и «Межбюджетные трансферты» (на 0,3 п.п. ВВП).
По итогам января-мая 2012 г., как и в течение предшествующих четырех месяцев, основной прирост расходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошел по разделам: «Национальная оборона» – на 1,2 п.п. ВВП, «Социальная политика» – на 0,7 п.п. ВВП, «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» – на 0,6 п.п. ВВП, «Образование» – на 0,5 п.п. ВВП, «Здравоохранение» – на 0,4 п.п. ВВП (Приложение 4).
По остальным разделам расходы федерального бюджета за пять месяцев текущего года в долях ВВП изменились незначительно (до 0,1 п.п. ВВП) или остались на уровне января-мая 2011 года.
2.5 Зарубежный опыт бюджетного устройства
В разных странах бюджетное устройство
отличается своими особенностями, обусловленными
государственным устройством, территориально-
В США федеральный бюджет состоит из
двух частей: собственно правительственный
бюджет (или федеральные фонды) и доверительные
(траст)_фонды._За_счет