Организация бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение и анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) изучить основные черты бюджетной системы и бюджетного процесса.
2) обосновать принципы построения бюджетной системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ
1.1 Основные черты и принципы бюджетной системы и бюджетного устройства РФ……………………………………………………………………..5
1.2_Бюджетная_классификация,_доходы_и_расходы……………………11
1.3 Бюджетный процесс в РФ и его стадии………………………………. 14
1.4 Проблема формирования бюджета…………………………………….17
2. Анализ сбалансированности бюджета
2.1_Основные_параметры_Федерального_бюджета_2011-2012гг......….25
2.2 Динамика основных параметров бюджетной системы РФ…………..26
2.3 Исполнение консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-апреле 2012 г……………………………………………………………………28
2.4 Анализ основных параметров текущего исполнения госбюджета…30
2.5 Зарубежный опыт бюджетного устройства…………………………..31
3. Недостатки и пути совершенствования бюджетной системы………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….39
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….42

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 440.00 Кб (Скачать)

В соответствии с соответствующим  Федеральным законом государственный бюджет РФ на 2012 год был принят по доходам в сумме 12677,0 млрд. руб., по расходам — 12745,1 млрд руб. Объем доходов федерального бюджета в 2012 г. был увеличен на 877,2 млрд руб. – до 12677,0 млрд руб. Объем расходов – повышен на  88,7 млрд руб. – до 12745,1 млрд руб. Понижен верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2013 г. на 868,7 млрд руб. – до 5462,1 млрд руб. В результате уровень дефицита сократился с 1,5% ВВП до 0,1% ВВП.

В июне текущего года в федеральный  бюджет были приняты основывающиеся на уточненном прогнозе социально-экономического развития поправки, в частности прогноз  нефтяных цен был изменен с 100 до 115 долл./барр. при средней цене до 120 долл. за первое полугодие. Однако обеспечить сокращение дефицита федерального бюджета и объема государственного долга в установленных пределах в условиях колебаний мировых цен на нефть и обменного курса рубля к доллару и евро вряд ли возможно. Если ситуация с ценой на нефть не нормализуется, то для обеспечения уровня дефицита бюджета в установленных пределах придется отказаться от финансирования условно утверждаемых расходов.

Правительство России признает эти риски и принимает меры к повышению устойчивости бюджетной системы. Практически решен вопрос о введении нового бюджетного правила, на основании которого предельный уровень расходов федерального бюджета на 2013–2014 гг. будет скорректирован на основе средней цены на нефть за пять лет. Устанавливается также и предельный объем дефицита федерального бюджета в размере 1,0% ВВП.

Снижение мировых цен  на нефть пока не оказало существенного  влияние на доходы федерального бюджета, которые по итогам января-мая 2012 г. составили 22,2% ВВП.

Это на 1,4 п.п. ВВП выше уровня поступлений за пять месяцев достаточно благополучного, с точки зрения конъюнктуры цен на углеводороды, 2011 года.

При этом прирост нефтегазовых доходов федерального бюджета за январь-май 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 1,6 п.п. ВВП.

Расходы федерального бюджета  за январь-май текущего года выросли  на 2,8 п.п. ВВП относительно пяти месяцев  прошлого года и достигли уровня 21,7% ВВП. В результате по итогам пяти месяцев текущего года федеральный бюджет исполнен с незначительным профицитом в размере 0,6% ВВП.

2.2 Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации.

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации  на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов характеризуется снижением доходов по сравнению с 2012 годом и стабилизацией их на уровне 36,6-36,2%% к ВВП в 2013-2015 годах, снижением общего объема расходов с 37,9%  до 35,9% к ВВП и дефицита в 2013 и 2014 годах, и профицитом в 2015 году

Таблица 1

 

Основные параметры  бюджетной системы 

Российской Федерации

млрд. рублей

 

Показатель

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Доходы, всего

13 321,7

15 675,2

21 218,1

23 018,2

24 084,9

26 543,4

29 514,5

%% к ВВП

34,3

34,7

38,9

38,0

36,6

36,2

36,2

в том числе:

             

Федеральный бюджет

7 337,8

8 305,4

11 367,7

12 677,0

12 395,4

13 642,2

15 223,7

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ

3 506,4

4 814,5

6 162,6

7 168,2

7 768,0

8 434,7

9 269,9

- в том числе доходы  без учета межбюджетных трансфертов

1 373,6

2 034,8

3 593,4

3 723,0

4 363,4

4 867,4

5 401,0

Консолидированные бюджеты  субъектов РФ

5 924,2

6 534,1

7 641,0

7 923,8

8 562,9

9 201,0

9 995,6

- в том числе доходы  без учета межбюджетных трансфертов

4 438,1

5 136,9

6 009,3

6 618,2

7 326,1

8 033,8

8 889,8

Территориальные фонды  обязательного медицинского страхования

551,3

574,9

904,4

871,7

1 031,8

1 193,1

1 408,2

- в том числе доходы  без учета межбюджетных трансфертов

172,2

198,1

247,7

0,0

0,0

0,0

0,0

Расходы, всего

16 027,1

17 570,5

20 357,6

22 802,0

24 949,2

26 865,8

29 280,5

%% к ВВП

41,3

38,9

37,3

37,6

37,9

36,6

35,9

в том числе:

             

Федеральный бюджет

9 660,1

10 117,5

10 925,6

12 745,1

13 387,3

14 101,9

15 316,0

- в том числе расходы  без учета межбюджетных трансфертов

6 066,7

5 981,6

6 747,1

8 316,8

9 107,5

9 855,0

10 975,5

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ

3 555,0

4 779,5

5 730,1

6 876,2

7 517,2

8 214,6

8 917,8

- в том числе расходы  без учета межбюджетных трансфертов

3 425,6

4 670,9

5 420,8

5 985,5

6 466,4

7 002,5

7 490,6

Консолидированные бюджеты  субъектов РФ

6 253,5

6 634,1

7 676,1

7 931,5

8 686,1

9 283,8

10 021,4

- в том числе расходы  без учета межбюджетных трансфертов

5 984,2

6 343,8

7 306,3

7 628,0

8 343,5

8 815,2

9 406,2

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

550,6

574,2

883,4

871,7

1 031,8

1 193,1

1 408,2

Дефицит (-)/профицит (+), всего

-2 705,4

-1 895,3

860,5

216,2

-864,3

-322,4

234,0

%% к ВВП

-7,0

-4,2

1,6

0,4

-1,3

-0,4

0,3


 

Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 55,1% в 2012 году до 51,6 % в 2015 году, в расходах (без учета межбюджетных трансфертов) - возрастет с 36,5 % в 2012 году до 37,5% в 2015 году.

Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 16,2% в 2012 году до 18,3% в 2015 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы сократится с 26,2 % в 2012 году до 25,6% в 2015 году.

2.3 Исполнение консолидированного бюджета субъектов РФ в январе–апреле 2012 г.

По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-апрель  2012 г. составили 13,7% ВВП, что на 2,4 п.п. ВВП ниже значения за аналогичный период 2011 г. (Приложение 1).Очевидна тенденция сокращения доходов консолидированного бюджета в 2012 г. относительно 2011 г.: если по итогам января доходы бюджетов субъектов РФ в текущем году были выше доходов января 2011 г. на 1,3 п.п. ВВП, то уже по итогам двух месяцев 2012 г. отклонение составило 0,8 п.п. ВВП относительно января-февраля 2011 года.

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-апреле текущего года выросли относительно этого же периода прошлого года на 0,5 п.п. ВВП и составили 12,1% ВВП, или 2148,3 млрд рублей.

Предельный уровень  расходов федерального бюджета на 2013–2014 гг. будет скорректирован на основе средней цены на нефть за пять лет 

Сокращение доходов и увеличение расходов консолидированного бюджета  за январь-апрель 2012 г. в долях ВВП  привело к уменьшению профицита  бюджета субъектов РФ до 1,6% ВВП (286 млрд руб.), что на 2,9 п.п. ВВП ниже уровня января-апреля 2011 г. и на 0,7 п.п. ВВП ниже уровня января-марта 2012 г.

Основное сокращение объема поступлений доходов в  бюджеты субъектов РФ за четыре первых месяца 2012 г. относительно этого же периода прошлого года произошло  по налогу на прибыль (на 1,4 п.п. ВВП) и межбюджетным трансфертам (на 0,7 п.п. ВВП).

Снижение поступлений  налога на прибыль организаций объясняется  тем, что значительная часть суммы  налога, причитающаяся к уплате в  апреле 2012 г., была зачислена в бюджеты  всех уровней в мае 2012 г., что связано со сроком уплаты налога на прибыль организаций: налог уплачивался 28 апреля, последний рабочий день месяца. Незначительно снизились поступления в консолидированный бюджет субъектов налога на имущество – на 0,1 п.п. ВВП и по акцизам – на 0,1 п.п. ВВП относительно соответствующего периода прошлого года.

Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ (Приложение 2) на протяжении четырех месяцев 2012 г. остается неизменной. Основной прирост расходов наблюдается по разделам: «Образование» – на 0,5 п.п. ВВП, «Национальная экономика» – на 0,3 п.п. ВВП и «Здравоохранение» – на 0.2 п.п. ВВП.

Сокращение расходов произошло по разделу «Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность» – на 0,3 п.п. ВВП. По остальным разделам по итогам января-апреля текущего года относительно аналогичного периода прошлого года в долях ВВП изменений не произошло либо изменения находились в пределах 0,1 п.п. ВВП.

Объем государственного долга субъектов РФ на 01.05.2012 г. составил 1161,9 млрд руб., что почти на 2 млрд руб. меньше, чем на начало апреля. Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-апреле текущего года выросли относительно этого же периода прошлого года на 0,5 п.п. ВВП и составили 12,1% ВВП, или 2148,3 млрд рублей.

Предельный уровень расходов федерального бюджета на 2013–2014 гг. будет скорректирован на основе средней цены на нефть за пять лет. Одним из проблемных вопросов для региональных бюджетов в настоящее время является финансирование переданных от Минобороны в муниципальную собственность объектов ЖКХ, энергетики и электроснабжения.

Региональные бюджеты  средств от федерального бюджета  пока не получили, несмотря на то, что  в законе о бюджете на 2012–2014 гг. введена норма, согласно которой  передача этих объектов должна сопровождаться перераспределением средств от Минобороны России субъектам РФ.

Ситуация  с переданными или готовящимися к передаче объектами может еще более обостриться к осени – в связи со значительным ростом расходов на их содержание в осенне-зимний период. Средства региональных бюджетов на финансирование этих расходов не предусмотрены.

2.4 Анализ основных параметров текущего исполнения госбюджета

За январь-май 2012 г. доходы федерального бюджета составили 5082,3 млрд руб. или 22,2% ВВП. Это на 1,4 п.п. ВВП выше показателя за соответствующий период прошлого года (Приложение 3).

По нефтегазовым доходам  прирост составил 1,6 п.п. ВВП относительно пяти месяцев 2011 г. По основным администраторам  доходов – Федеральной налоговой  службе и Федеральной таможенной службе – поступления в федеральный бюджет за январь-май 2012 г. выросли на 0,6 п.п. ВВП по каждому по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Тем не менее, по итогам пяти месяцев текущего года в федеральный  бюджет поступило доходов в объеме 43,1% от общего объема доходов, утвержденных в первоначальном варианте ФЗ о бюджете на 2012–2014 гг.  (за соответствующий период 2011 г.  -  47,5%).

Объем расходов бюджета  за январь-май 2012 г. достиг 4962,3 млрд руб. (21,7% ВВП), что на 1147,5 млрд руб. (2,8 п.п. ВВП) выше, чем за пять месяцев  2011 г.

Кассовое исполнение федерального бюджета по расходам за январь-май 2012 г. составило 39,2% от утвержденных объемов, в то время как за этот же период прошлого года оно составило 35,8%.

По итогам пяти месяцев  текущего года профицит федерального бюджета достиг 120,0 млрд руб. (0,6% ВВП), что на 1,3 п.п. ВВП ниже, чем за пять месяцев прошлого года. Объем ненефтегазового дефицита увеличился на 2,9 п.п. ВВП (11,2% ВВП) относительно уровня соответствующего периода прошлого года. В расходной части в течение пяти месяцев текущего года сохраняется тенденция снижения расходов в долях ВВП относительно января-мая 2011 г. (Приложение 4)  по разделам «Национальная экономика» (на 0,3 п.п. ВВП), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (на 0,4 п.п. ВВП) и «Межбюджетные трансферты» (на 0,3 п.п. ВВП).

По итогам января-мая 2012 г., как и в течение предшествующих четырех месяцев, основной прирост  расходов по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года произошел по разделам: «Национальная оборона» – на 1,2 п.п. ВВП, «Социальная политика» – на 0,7 п.п. ВВП, «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»  – на 0,6 п.п. ВВП, «Образование» – на 0,5 п.п. ВВП, «Здравоохранение» – на 0,4 п.п. ВВП (Приложение 4).

По остальным разделам расходы федерального бюджета за пять месяцев текущего года в долях ВВП изменились незначительно (до 0,1 п.п. ВВП) или остались на уровне января-мая 2011 года.

2.5 Зарубежный опыт бюджетного устройства

В разных странах бюджетное устройство отличается своими особенностями, обусловленными государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем развития экономики, ее структурными чертами. Известны две формы государственного управления: единое (унитарное) и федеративное. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) имеются два звена управления — центральное и местное; в федеративных государствах (США, Канада, ФРГ, Швейцария и др.) — три звена управления: центральное, членов федерации и местное.

В США федеральный бюджет состоит из двух частей: собственно правительственный бюджет (или федеральные фонды) и доверительные (траст)_фонды._За_счет собственного__правительственного__бюджета  финансируются общенациональные экономические и социальные программы. Доверительные фонды, как правило, носят целевой характер и связаны с деятельностью отдельных видов производственной инфраструктуры. Среди них: содержание федеральных автострад, аэропортов, гидроэлектростанций. Статус этих фондов носят фонды социального страхования, охватывающие различные виды пенсионного обеспечения, а также пособия по безработице.

Информация о работе Организация бюджетной системы