Организация бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение и анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) изучить основные черты бюджетной системы и бюджетного процесса.
2) обосновать принципы построения бюджетной системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ
1.1 Основные черты и принципы бюджетной системы и бюджетного устройства РФ……………………………………………………………………..5
1.2_Бюджетная_классификация,_доходы_и_расходы……………………11
1.3 Бюджетный процесс в РФ и его стадии………………………………. 14
1.4 Проблема формирования бюджета…………………………………….17
2. Анализ сбалансированности бюджета
2.1_Основные_параметры_Федерального_бюджета_2011-2012гг......….25
2.2 Динамика основных параметров бюджетной системы РФ…………..26
2.3 Исполнение консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-апреле 2012 г……………………………………………………………………28
2.4 Анализ основных параметров текущего исполнения госбюджета…30
2.5 Зарубежный опыт бюджетного устройства…………………………..31
3. Недостатки и пути совершенствования бюджетной системы………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….39
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….42

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 440.00 Кб (Скачать)

1.4 Проблема формирования бюджета

Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью неэмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства. Еще Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных бедствий, катаклизмов - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Наконец, существует и третья, наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.       Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными связями бюджетные дефициты не рассматривается как крайне отрицательные финансовые показатели. В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства, хотя справедливо было бы отметить наметившуюся в последнее время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран. Согласно ст. 92 БК РФ, в случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом (решением) об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. В законодательства указываются следующие источники покрытия дефицита федерального бюджета.

1. Внутренние источники  следующих видов:

- кредиты, полученные  Российской Федерацией от кредитных  организаций в валюте Российской  Федерации;

- государственные займы,  осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- бюджетные ссуды,  полученные от бюджетов других  уровней бюджетной системы Российской  Федерации;

2. Внешние источники  следующих видов:

- государственные займы, осуществляемые  в иностранной валюте путем  выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- кредиты правительств иностранных  государств, банков и фирм, международных  финансовых организаций, предоставленные  в иностранной валюте.

Существует три традиционных способа  покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение налогообложения, 3) производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег. Но в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, так как это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

Согласно ст. 88 БК РФ, если в процессе составления или рассмотрения проекта  бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита бюджета, а именно:

- сократить привлечение доходов  от продажи государственной или  муниципальной собственности (для  федерального бюджета — сократить  привлечение доходов от реализации  государственных запасов и резервов);

- предусмотреть направление бюджетных  средств на дополнительное погашение  долговых обязательств;

- увеличить расходы бюджета,  в том числе за счет передачи  части доходов бюджетам других  уровней;

- сократить налоговые доходы  бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации.

Размер дефицита федерального бюджета  не может превышать суммарный  объем бюджетных инвестиций и  расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, а также  не может превышать 5% объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Если при исполнении бюджета  уровень дефицита бюджета превышает  установленный при утверждении  бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.

Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность бюджета. Если расходы превышают бюджетные  поступления, бюджет в принципе не исполним — несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета с профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета — обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета.

К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование  бюджетных расходов с учетом экономических  возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных  расходов; строгого соблюдения установленных  лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.

Нарастание  бюджетного дефицита в экономике  приводит к появлению и росту государственного долга.

     Государственный  долг -  это  сумма  накопленных   в стране  за  определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это же время положительных сальдо бюджета.  Различают внешний и внутренний государственный долг.

    Внешний государственный долг, т. е. долг иностранным государствам,  организациям  и  лицам  ложится  на страну наибольшим бременем,  так как страна должна отдавать какие-нибудь ценные товары, оказывать определенные  услуги,  чтобы оплатить проценты и погасить долг. Надо помнить и то,  что кредитор обычно ставит определенные условия,  после выполнения, которых и предоставляется кредит.

     Внутренний  долг государства, т. е. долг своему населению, приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны.  Утечки товаров и услуг обычно не происходит, но возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны.

     Бюджетный  дефицит  и  государственный   долг  тесно связаны.  Во-первых, государственные займы - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита.  Во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита  бюджета  невозможно без анализа величины государственного долга.  С другой стороны, для оценки величины

 государственного  долга  необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

     Как  государственный  долг  и   его  рост  влияют на функционирование экономики?  Обычно в  государственном долге  видится две опасности:  возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения.  По поводу первой опасности можно от-

 метить следующее:  никто не может запретить правительству выполнять свои обязательства по обслуживанию государственного долга.  Эти  финансовые обязательства складываются из 1) рефинансирования (т. е. при наступлении срока погашения облигаций правительство продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашенных облигаций); 2)взимания  новых налогов (с целью получения достаточных доходов для выплаты процентов по долгу и основной  его суммы); 3) выпуска новых денег в обращение.

     Что  касается второй опасности,  то специфика внутреннего долга такова,  что мы как бы должны сами себе. В большинстве случаев внутренний долг - это только отношения  между  гражданами  страны,  а государственный долг является одновременно и государственным кредитом. Тем  не  менее,  рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия.

     1. Выплата  процентов  по  государственному  долгу увеличивает неравенство в  доходах,  поскольку  значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения.  Выплаты государственного внутреннего долга приводят к тому,  что деньги из карманов менее  обеспеченных  слоев населения,  как правило,  переходят к более обеспеченным,  т.  е.  тем, кто владеет облигациями, становится еще богаче.

      2. Повышение ставок налогов (как  средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства,  снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия,  сферу НИОКР и т. д.,

 а также  усилить социальную напряженность  в обществе.

     3. Существование внешнего долга,  предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж  (в  случае выплаты процентов или сумм основного долга).

     4. Рост внешнего долга, безусловно, снижает международный авторитет страны.

     5. Когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу,  это неизбежно приводит к увеличению  ставки процента на капитал.  Но мы знаем уже, что рост процентной ставки приводит к снижению капитализированной стоимости,  сокращению частных капиталовложений.  Что может произойти  дальше?  А  дальше  последующее поколение может

 унаследовать  экономику с уменьшенным  производственным потенциалом  и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

     6. Можно  отметить еще и чисто психологический момент:  с ростом государственного долга отмечается  нарастание  чувства  неуверенности  населения  страны  в завтрашнем дне.  В прошлом рост государственного долга был  связан  в  основном  с дефицитным финансированием войн и экономическими спадами, а в последнее время – в основном  с сокращением бюджетных поступлений и ростом государственных расходов.  Рост государственного долга наблюдается сегодня практически во всех странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ сбалансированности  бюджета РФ.

 

2.1. Основные параметры Федерального бюджета РФ.

 

В данной главе я проанализирую исполнение государственного бюджета РФ и проблему его сбалансированности за 2011-2012 гг., а также приведу предварительные данные по исполнению бюджета РФ за 1 полугодие 2013 года, поскольку данные в целом за год исполнительной властью страны пока не представлены.

Информация о работе Организация бюджетной системы