Организационно-правовые основы построения бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

целью данной курсовой работы является исследование организационно-правовых основ построения бюджетной системы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
1. Исследовать организационные основы построения бюджетной системы РФ;
2. Раскрыть источники и содержание правовых основ построения бюджетной системы РФ;
3. Раскрыть основы построения бюджетной системы на примере формирования и исполнения консолидированного бюджета РФ.

Содержание

Введение 2
1. Организационные основы построения бюджетной системы Российской Федерации 4
1.1. Понятие бюджетной системы 4
1.2. Уровни построения бюджетной системы Российской Федерации 5
1.3. Принципы построения бюджетной системы РФ 10
2. Источники и содержание правовых основ построения бюджетной системы РФ 19
2.1. Правовые основы функционирования бюджетной системы РФ 19
2.2. Бюджетный кодекс РФ как основа построения бюджетных правоотношений 22
2.3. Бюджетная классификация как элемент построения бюджетной системы 24
2.4. Межбюджетные отношения: особенности и правовая характеристика 29
3. Практическая реализация основ построения бюджетной системы РФ на примере данных о формировании и исполнении бюджета на 2008 год и на период до 2010 года 32
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Приложение 1 43
Приложение 2 44
Приложение 3 47

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система РФ_Организационно-правовые основы построения_Курсовая работа.docx

— 350.95 Кб (Скачать)

     В первой части Бюджетного кодекса фиксируются определения базовых понятий бюджетного права, компетенция органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений.

     Бюджетный кодекс РФ наделяет соответствующими полномочиями субъектов бюджетных  правоотношений отдельно в области  бюджетного регулирования и бюджетного процесса. При этом указанные субъекты одновременно могут рассматриваться  участниками и бюджетного процесса, и бюджетного регулирования. В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетные полномочия – это установленные Бюджетным кодексом РФ и принятые в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

     Компетенция органов государственной власти в области организации бюджетных  правоотношений определена в ст. 7 БК РФ (Приложение 2 к курсовой работе).

     Вторая  часть Бюджетного кодекса РФ называется «Бюджетная система РФ» и описывает бюджетное устройство РФ, доходы, расходы, дефицит, профицит бюджетов.

     В третьей части Бюджетного кодекса описывается состав участников, процедуры и стадии бюджетного процесса, осуществляемого в РФ.

     Четвертая часть посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

     Наконец, пятая часть – заключительные положения.

     В последние годы проводились и  продолжают проводиться бюджетные  реформы, в связи с чем в Бюджетный кодекс РФ постоянно вносятся изменения и дополнения. Например, при проведении реформы бюджетного процесса существенной переработке подверглась ч. 3 БК РФ «Бюджетный процесс в Российской Федерации», при реформировании межбюджетных отношений была переработана гл. 16 «Межбюджетные трансферты» и т.д.

2.3. Бюджетная классификация  как элемент построения  бюджетной системы

     Особую  роль в современных условиях играет принцип единства бюджетной системы, призванный при наличии самостоятельных  бюджетов сохранить целостность  бюджетной системы. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюджетная классификация. Доходы и  расходы бюджетов разных уровней  по своим характеристикам разнообразны, поэтому при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо обеспечить их сопоставление, систематизацию по однородным признакам, осуществляемую путем применения единой бюджетной классификации.

     В связи с этим среди прочих федеральных законов, относящихся к источникам бюджетного права необходимо выделить Федеральный закон от 15.08.1996 г. №115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ».

     Бюджетная классификация является одним из важнейших элементов бюджетного устройства РФ наряду с бюджетной  системой РФ и принципами бюджетной  системы.

     Бюджетная классификация Российской Федерации – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

     Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. В соответствии с Федеральным  законом «О бюджетной классификации» состав бюджетной классификации  может быть представлен схемой на рис.2.1.

     

     Рис. 2.1. Бюджетная классификация6 

     Определение и состав бюджетной классификации  описаны и в Бюджетном кодексе РФ, в то время как подробное описание каждой из группировок приводится в ФЗ «О бюджетной классификации РФ».

     Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из кодов: главного администратора доходов  бюджета; вида доходов; подвида доходов; классификации операций сектора  государственного управления, относящихся  к доходам бюджетов.

     Перечень  и коды главных администраторов  доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.

     Доходы  бюджетов РФ подразделяются на группы, подгруппы, статьи и подстатьи. Группами бюджетных доходов являются:

     - налоговые доходы;

     - неналоговые доходы;

     - безвозмездные перечисления;

     - доходы целевых бюджетных фондов;

     - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

     Каждая  из групп включает в себя ряд подгрупп. Например, группа налоговых доходов  включает в себя такие подгруппы  как: налоги на прибыль; налоги на товары и услуги; лицензионные и регистрационные сборы; налоги на имущество; платежи за пользование природными ресурсами; налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; прочие налоги, пошлины и сборы.

     В рамках подгрупп выделяют также статьи и подстатьи.

     Код классификации расходов бюджетов состоит из кодов:

     а) главного распорядителя бюджетных  средств;

     б) раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

     в) классификации операций сектора  государственного управления, относящихся  к расходам бюджетов.

     Функциональная  классификация является группировкой расходов бюджетов всех уровней и отражает направления бюджетных средств на реализацию основных функций государства. Функциональная классификация расходов включает в себя четыре уровня.

     Первый  уровень – разделы, отражающие направления расходования бюджетных средств на реализацию основных функций государства. Примеры разделов функциональной классификации расходов: государственное управление и местное самоуправление; судебная власть; национальная оборона; образование и т.д.

     В пределах разделов выделяют подразделы, конкретизирующие направления расходования бюджетных средств. Например, в рамках раздела «образование» бюджетные средства направляются на дошкольное образование, общее образование, начальное профессиональное образование и т.д., которые являются подразделами раздела «Образование» функциональной классификации расходов.

     Третий  уровень функциональной классификации расходов составляют целевые статьи, которые отражают финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации.

     Наконец, четвертым уровнем функциональной классификации являются виды расходов, которые детализируют направления расходования бюджетных средств в пределах целевых статей.

     Экономической классификацией расходов называют группировку расходов бюджетов по их экономическому содержанию. Это означает, что расходы группируются в зависимости от целей расходования.

     Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются  в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств  соответствующих бюджетов.

     Код классификации источников финансирования дефицитов  бюджетов состоит из трех элементов – кодов: главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов; группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов; классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов. 

     Перечень  главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем  бюджете.

     Едиными для бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации группами и  подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются источники:

     а) внутреннего финансирования дефицитов  бюджетов – государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость  которых указана в валюте Российской Федерации; кредиты кредитных организаций  в валюте Российской Федерации; бюджетные  кредиты от других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации; кредиты  международных финансовых организаций  в валюте Российской Федерации; изменение  остатков средств на счетах по учету  средств бюджета; иные источники  внутреннего финансирования дефицитов  бюджетов;

     б) внешнего финансирования дефицитов  бюджетов – государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых  указана в иностранной валюте; кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные  кредиты (заимствования), международных  финансовых организаций, иных субъектов  международного права, иностранных  юридических лиц в иностранной  валюте; кредиты кредитных организаций  в иностранной валюте; иные источники  внешнего финансирования дефицитов  бюджетов.

     Перечень  статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете  при утверждении источников финансирования дефицита бюджета.

     До 1 января 2008 г. в составе бюджетной  классификации не предусматривалось  классификации операций сектора  государственного управления. При этом определения понятий «классификация операций сектора государственного управления» и «сектор государственного управления» в Бюджетном кодексе  Российской Федерации не закреплены.

     Порядок применения классификации операций сектора государственного управления устанавливается Министерством  финансов Российской Федерации.

2.4. Межбюджетные отношения: особенности и правовая характеристика

     Часть 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации  провозглашает, что «в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». При этом одним из определяющих факторов финансового благополучия федеративного государства является уровень развития его территорий – общественно-территориальных образований, входящих в его состав.

     В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах» указывается, что залогом поддержания устойчивой финансовой системы является построение прозрачных и долговременных отношений между бюджетами различных уровней7».

     Межбюджетные  отношения представляют собой совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Сущность и содержание межбюджетных отношений раскрываются в определении, которое содержится в Бюджетном кодексе РФ (ст. 6), где межбюджетные отношения определены как «взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса».

     Регулирование межбюджетных отношений предполагает их упорядочение, направление и развитие в процессе функционирования бюджетов. По смыслу Бюджетного кодекса РФ необходимость в таком регулировании обусловлена федеративным устройством России.

     Поскольку межбюджетные отношения обеспечивают территориальное перераспределение финансовых ресурсов и оказывают непосредственное воздействие на социально-экономическое развитие регионов, правовое регулирование межбюджетных отношений реализует конституционные права граждан. Кроме того, необходимость в регулировании межбюджетных отношений возникает в основном тогда, когда у органов власти нижестоящего территориального уровня при формировании бюджетов по объективным причинам не хватает средств от доходных источников, закрепленных на постоянной основе полностью или частично, для обеспечения минимально необходимых расходов в соответствии с возложенными на них функциями и полномочиями.

Информация о работе Организационно-правовые основы построения бюджетной системы РФ