Межсекторное партнерство в целях социального развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

Как видно, термин состоит из двух слагаемых – «межсекторность» и «партнерство». Принято выделять три сектора гражданского общества: государственный, коммерческий и общественный. Иногда отдельно выделяют четвертый сектор – сектор религиозных организаций. Очевидно, что для возникновения межсекторного взаимодействия должны наличествовать определенные отношения

между представителями как минимум двух секторов.

Работа содержит 1 файл

Межсекторное взаимодействие в целях социального развития.docx

— 57.97 Кб (Скачать)

Участие общественности в  управлении государством - это реальная потребность современного государства.

Общественные советы в  той или иной форме существуют практически в каждом государстве. Они могут создаваться с разными  целями, начиная от экспертных консультаций по экологическим или другим специальным  вопросам, участия в разработке законодательства и заканчивая участием в составлении  государственного бюджета, мониторинга  его реализации и исполнением  отдельных государственных функций, делегированных им государственным  органом.

  Однако в одних  случаях общественные советы  эффективно помогают деятельности  государственных органов, при  которых они созданы, и оказывают  ощутимое влияние на них, а  в других - оказываются формальными  структурами, которые существуют  ради "галочки". Ниже мы рассмотрим  условия, при которых деятельность  общественных советов может действенно  способствовать развитию гражданского  общества и взаимодействия представителей  общественности и власти, а также  некоторые особенности организации  их деятельности. Необходимые условия для деятельности общественных советов:

 

    1. Заинтересованность государства учитывать общественное мнение. Эта заинтересованность может выражаться в консультациях с общественностью по широкому кругу вопросов, предоставлении гражданам всей информации и образовательной деятельности, необходимой для того, чтобы помочь гражданам разобраться в вопросах государственной политики и дать компетентные рекомендации, а также получить мнение разных слоев населения. Основным показателем заинтересованности государства, является использование в своей работе тех рекомендаций, которые они получили от общественных советов.

 

    1. Функция по лоббированию общественными советами. Общественные советы, которые участвуют в разработке законодательных актов, плана деятельности государственного органа или бюджета, часто могут лоббировать интересы различных общественных групп. Это делается для того, чтобы помочь заинтересованным группам влиять на государственные органы по вопросам, которые их интересуют.

 

    1. Роль законодательств в обеспечении деятельности общественных советов. Вопросы общественного участия в деятельности государственных органов могут использоваться на различных уровнях: в конституции, административных законах или кодексах, а также в специальном законодательстве об общественном участии.[7]

 

  1. Технологии лоббирования

 

 Под лоббированием понимают деятельность в государственных органах и органах местного самоуправления представителей групп интересов с целью отстаивания и проведения в жизнь данных интересов. Под социальной технологией лоббирования понимается совокупность взаимосвязанных моделей, методов и конкретных способов подготовки, организации и реализации комплекса законных действий представителей «организованных интересов», направленных на оказание ими ощутимого влияния на органы государственной власти и местного самоуправления, выражающегося в принятии (или непринятии) конкретных политических решений. Лоббизм, по сути, представляет собой одну из форм реализации конституционного права граждан научастие в управлении страной, областью, городом, поселком, селом.

Процесс лоббирования интересов  неизбежно проявляется в обществе с момента образования государственной  власти.

Вокруг понимания данного  термина нет особых споров ни у  ученых, ни у практиков. Небольшие  разногласия имеются не в принципиальных, а в частных оценках этого  явления. А именно:

 

  1. Кто является субъектом лоббистской деятельности: «группы интересов»; «группы давления» и т.п.

 

  1. Какие у данного явления правовые основы и  как оно вписывается в морально-этические нормы.

 

  1. Чьи интересы на самом деле отстаивают субъекты лоббирования: общественные; интересы заказчика или свои собственные.

 

Процесс лоббирования в общем  состоит из двух этапов. Первый - это сбор информации (официальной документации, разного рода банков данных, касающихся круга вопросов, по которым проводится лоббирование, текущая информация, расстановка сил в законодательном органе, существующие точки зрения и т.д.). Источниками являются открытые слушания, которые проводятся совместно законодательными и исполнительными ветвями государственной власти для рассмотрения законопроектов или постановлений; обмен мнениями с официальными представителями исполнительных органов власти, ответственными работниками профсоюзов и их объединений и т.д., которые владеют богатым фактическим материалом.

В итоге этой работы необходимо: довести все данные и факты  до ведома руководства организации-клиента; подготовить конкретные рекомендации о том, как на них реагировать.

Второй этап подготовительной работы - это коалиционное строительство, суть которого состоит в объединении групп или отдельных людей (включая коллег-лоббистов), интересы которых относительно конкретного вопроса совпадают. Работая вместе, такие группы в состоянии достичь большего результата, разработать более продуманную тактику действий.

Непосредственное лоббирование - процесс прямой защиты интересов  представляемой лоббистом организации, давления на законодателей. Оно предусматривает предоставление им официальных данных об организации-клиенте, ее интересах и последствиях, которые могут возникнуть в той сфере, где она действует, если будет принят либо не принят определенный закон или постановление.

Среди законодателей особого  внимания лоббиста заслуживает представитель  избирательного округа, где расположена  организация, чьи интересы защищает лоббист. На этой территории проживает  и работает (в том числе и  в организации) население, избравшее  данного депутата. Лоббист должен лично знать этого депутата, постоянно  общаться с ним, помогать ему, предоставлять  дополнительную информацию о состоянии  дел в его округе.

Лоббист должен активно общаться с другими законодателями. Среди  них могут быть довольно влиятельные  особы - председатели постоянных комиссий или подкомиссий законодательного органа, которые по профилю обязаны  рассматривать законопроект, интересующий лоббиста.

 

    1. Задачи общения

 

 Добиваться доброжелательного отношения к своей организации-клиенту, как социально важной и ответственной структуре, и к себе лично как авторитетному и полноправному ее представителю. С этой целью можно организовать разнообразные мероприятия с участием в них депутатов, которые благодаря СМИ получают желаемое для себя паблисити.

Позиция организации должна иметь социальную весомость, потенциальный  интерес к ней избирателей. В  этом случае законодатель имеет шанс получить хорошую прессу в случае, если он встанет на сторону организации. Эти два аспекта - получить благоприятное  паблисити и откликнуться на насущные потребности избирателей - более  всего интересуют каждого законодателя, особенно перед выборами на очередной  срок.

Вслед за этим законодателям  необходимо предлагать подготовленные тексты проекта закона или постановления, где учитывается точка зрения организации-клиента. Вместе с тем  лоббист должен передать законодателю авторитетные заявления или свидетельства  экспертов, которые обычно прилагаются  к предлагаемому законопроекту  и зачитываются во время слушаний в парламенте.

Непосредственное лоббирование иногда имеет скрытые формы по сравнению с простым обменом  информацией в официальной обстановке. К скрытым формам относится оказание гостеприимства законодателю или должностному лицу. Далее, законодатели и государственные  чиновники откликаются на приглашения посетить общественно-значимые мероприятия, спонсируемые влиятельными корпорациями, общественными организациями и различного рода фондами. Такие встречи имеет хорошую прессу, создают непринужденную атмосферу, благоприятную для обсуждения общественных и деловых проблем.

Опосредованное (местное) лоббирование является второй составляющей деятельности лоббистов. Это лоббирование снизу  с помощью организации различных  массовых кампаний, мобилизации общественности за пределами столицы в поддержку  какого-либо акта органов государственной  власти либо в противовес ему. Его  цель - повлиять на общественное мнение и, активизировав избирателей, усилить  давление на законодателей.

 

Деятельность  лоббиста на местном уровне включает:

 

        • работу с центральными и местными средствами информации;
        • личное общение и работу с местными организациями общественности;
        • управление кампаниями обращения (отправка писем и другой корреспонденции) к законодателям, государственным чиновникам с целью добиться воздействия избирателей на них.

Из двух описанных разновидностей лоббирования - непосредственного и  опосредованного - наибольшую эффективность  имеет деятельность на местном уровне (лоббирование снизу). Однако этот вид  деятельности требует значительно  больших затрат средств и времени, а так же не может использоваться постоянно - во избежание обвинений  в чрезмерном давлении на законодателей.

 

    1. Методы лоббирования

 

 Для успешного выполнения  своей роли лоббисту нужно  четко определить приоритеты, разработать  стратегию деятельности. Но наиболее  существенное значение имеет  то, насколько хорошо лоббист  знает:

        • обсуждаемые вопросы;
        • законодателей;
        • как с ними разговаривать;
        • законодательный процесс;
        • бюджетный процесс.
        • Глубокое знание обсуждаемых вопросов:

 

Лоббисту необходимо как  следует изучить законодательство, нормативные акты, инструкции и вопросы  финансирования и разобраться в  их сути. При этом очень важно  проконсультироваться со специалистами, хорошо разбирающимися в вопросах законодательства в соответствующей сфере. Кроме  того, нужно выяснить, кто из депутатов  является экспертом по данному законодательству.

Лоббист должен следить за работой постоянного комитета или  специальной комиссии, где готовится  и рассматривается данный вопрос. Ни один депутат не в состоянии  глубоко разобраться во всех деталях  каждого законодательного акта, готовящегося к обсуждению или обсуждаемого в  парламенте. Вот почему для него очень весомой становится своевременная  и надежная информация.[10]

 

  1. Ярмарка социальных проектов

 

Ярмарки некоммерческих организаций  и социальных проектов – это регулярные съезды представителей некоммерческих организаций, представляющих свои организации и/или социально значимые проекты представителям государственных и муниципальных органов и предпринимателям с целью получения средств на решение силами некоммерческих организаций наиболее актуальных социальных проблем.

Слово "ярмарка" пришло в русский язык из немецкого и буквально переводится как "ежегодный рынок". С давних пор во многих странах мира производители привозили свои товары на ярмарки, понимая, что это одна из лучших возможностей "себя показать и других посмотреть". Поскольку рынок массовой рекламы для социально значимых инициатив пока не доступен, развитие ярмарочного движения в сфере социальных услуг представляется очень удачной формой продвижения социальных инноваций, а также необходимой составляющей процесса развития социальной инфраструктуры на основе принципов социального партнерства с участием государственных и негосударственных организаций, а также добровольцев. Ярмарочное движение активно развивается во многих странах мира, где идет процесс формирования рынка социальных услуг и общество находится в процессе поиска наиболее эффективных моделей. Так, в России традицию проведения ярмарок в 1996 году заложил Новосибирский центр  поддержки общественных инициатив, одновременно организовав мероприятия сразу в 14 городах Южной Сибири. Учебник "Социальные технологии межсекторного взаимодействия в России" дает такое определение: "Ярмарки некоммерческих организаций и социальных проектов – это регулярные съезды представителей некоммерческих организаций для презентации своих организаций и социально значимых проектов представителям государственных и муниципальных органов, а также предпринимателям, с целью получения средств на решение силами некоммерческих организаций наиболее актуальных социальных проблем". Сейчас, пожалуй, уже нет ни одного субъекта Российской Федерации, где не проходили бы ярмарки социальных проектов. Необходимо отметить ярмарки Поволжского федерального округа, попечительский совет которых традиционно возглавляет представитель президента России, а грантовый фонд ярмарки достигает 1 млн. долларов. Успехи соседей радуют и вдохновляют, появляется надежда, что и в Беларуси мы сможем добиться таких же успехов.

Информация о работе Межсекторное партнерство в целях социального развития