Межсекторное партнерство в целях социального развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

Как видно, термин состоит из двух слагаемых – «межсекторность» и «партнерство». Принято выделять три сектора гражданского общества: государственный, коммерческий и общественный. Иногда отдельно выделяют четвертый сектор – сектор религиозных организаций. Очевидно, что для возникновения межсекторного взаимодействия должны наличествовать определенные отношения

между представителями как минимум двух секторов.

Работа содержит 1 файл

Межсекторное взаимодействие в целях социального развития.docx

— 57.97 Кб (Скачать)

 Основные:

    • технология оценки и анализа прозрачности бюджета и бюджетного процесса;
    • технология прикладного бюджетного анализа;
    • технология общественного участия.

Обеспечивающие: 

    • образовательные технологии;
    • технологии внесения законодательных инициатив, расширяющих возможность общественного участия в бюджетном процессе.

Такое  разделение  обусловлено  следующими  обстоятельствами:  чтобы  реализовалось  общественное  участие,  общественность  должна  обладать знаниями  по  конкретным  социальным  проблемам,  решение  которых предусмотрено  за  счет  бюджетного  финансирования.  Для  этого необходим прикладной  бюджетный  анализ,  который  возможен,  только  если  бюджетный процесс  прозрачен,  бюджетная  информация  доступна  для  НКО  и  экспертов. Поэтому  социальная  технология «Прозрачный  бюджет»  реализуется  только тогда,  когда  имеют  место  три  тесно  взаимосвязанные  между  собой  основные технологии.

Образовательные  технологии  создают  условия  для  эффективного продвижения данной социальной технологии путем повышения квалификации и  профессионализма  представителей  власти  и  НКО  в  области  прозрачности бюджета  и  межсекторного  взаимодействия,  расширяют  законодательное  и информационное поле общественного  участия в бюджетном процессе. Инновационный характер социальной технологии «Прозрачный бюджет»  определяется следующими ее характеристиками:

    • технология  обладает  признаком  уникальности,  поскольку  в  России реализуется  впервые  и  полигон  ее  освоения  до  сих  пор  относительно невелика (7 субъектов Федерации, 3 муниципальных образований);
    • технология  как  форма  социальных  отношений  основана  на  межсекторном взаимодействии,  при  котором  граждане (население),  представляющие  их интересы  организации  из  объекта  управления  становится  субъектом управления, участвующим в принятии решений;
    • технология как единство программного, интеллектуального, методического, финансового  обеспечения  встроена  в  сеть  социально-экономических  и политических  отношений  на  данной  территории (бюджет  как финансовый, политический, экономический, социальный инструмент);
    • технология  изменяет  качественный  характер  управленческих  задач  в области  бюджетной  политики,  их  выполнение,  финансовые  и информационные  потоки,  а  также  оказывает  влияние  на  требуемую квалификацию  во  всех  трех  секторах (власть,  НКО,  бизнес),  стили управления и коммуникаций, воздействует на организационную культуру;
    • технология  в  отличие  от  традиционно  используемых,  совершенствование которых  позволяет  решать  те  же  задачи  и  теми  же  способами,  но  более продуктивно,  создает  условия  для  решения  социальных  проблем «по-другому», с учетом интересов потребителей социальных услуг на условиях равноправного партнерства;
    • в основе технологии - междисциплинарный подход, поскольку ее разработка и  освоение  основаны  на  использовании  различных  областей  знания: экономка,  финансы,  право,  менеджмент,  политология,  социология, психология и др.[4]

 

    1. Организация освоения и продвижения социальной технологии «Прозрачный бюджет»

 

Основной  организационной  формой  освоения  и  продвижения  социальной  технологии  является  проект.  Наибольшая  эффективность  может быть достигнута, если инициатором  проекта по реализации данной технологии выступает сильная НКО – лидер  некоммерческого сектора, идентифицирующая себя как центр публичной политики.

 Такая организация: 

 

    • предлагает  новую,  технологически  обоснованную  идею «Прозрачный бюджет»  и  варианты  решения  бюджетных  проблем,  значимых  для населения,   с  учетом  его  интересов,  на  основе  межсекторного взаимодействия;
    • выполняет функции посредника между различными НКО, расположенными на  данной  территории,  имеющими  интересы,  связанные  с  бюджетным процессом;  НКО  и  властными  структурами;  между  НКО   и  научным  и бизнес-сообществом;
    • члены ее команды сами способны выступать экспертами и аналитиками при разработке  предложений  и  рекомендаций  по  повышению  прозрачности бюджетного процесса и общественного участия;
    • выступает  с  законотворческими  инициативами  в  области  общественного участия  в  бюджетном  процессе;  добивается  рассмотрения  и  использования властными структурами подготовленных предложений;
    • ее деятельность по реализации данной  социальной  технологии  содействует повышению эффективности общественного участия в бюджетном процессе. Основные  этапы  освоения  и  продвижения  социальной  технологии «Прозрачный  бюджет» представлены на  рис. 3. Выделяются  три  укрупненных этапа: подготовительный этап, этап освоения, этап продвижения.[5]

 

 

  1. Грант

 

 Грант – это целевое  безвозмездное и безвозвратное финансирование (полное или частичное) социально значимых программ, проектов или мероприятий, осуществляемых неправительственными некоммерческими организациями или физическими лицами, не являющимися предпринимателями.

С помощью грантов оказывается  необходимая поддержка проектам, которые не являются прибыльными, но играют важную роль в развитии общества, города или учебного заведения. Деятельность, не получающая адекватного финансирования со стороны государства, также может  быть поддержана с помощью грантов. Например, некоммерческие организации, существующие в стране, часто опираются  на гранты как на основной или даже единственный источник своего дохода (он необходим для оплаты помещения  и техники, работы сотрудников).

Для получения гранта заявитель  пишет подробный план, с указанием  расходов и сроков, а также описывает  свой вклад — ту часть расходов, которые он возьмет на себя или  сможет получить из других источников. Заявки проходят этап рассмотрения в организации, выделяющей грант, и, часто, конкурс между заявками разных участников. В конкурсе учитывается весомость обоснования на получение финансирования, адекватность требуемых расходов, степень подготовки участника, длительность результата и др. Грантополучатель отчитывается о расходах, предоставляя чеки, отчеты и объективные результаты (научные работы, публикации, исследования, статистику). Как правило, это важная и большая часть работы над заявкой.[5]

 

  1. Фонды территориального развития

 

 Фонд территориального развития (местного сообщества) – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная физическими и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, формирующая имущество и управляющая им с привлечением представителей разных секторов человеческой деятельности с целью поддержки социальных программ и проектов в муниципальном образовании или части муниципального образования.

Фонд местного сообщества не зависим от контроля или влияния  со стороны других организаций, государства  или доноров и принимает независимые  решения с помощью коллегиальных  органов управления –попечительского совета и правления.

Также независимость фонда  обеспечивается объективными условиями  лигитивности его деятельности. Ведь если фонд будет слепо следовать  указаниям одного донора. То это  будет означать его скорую «смерть».

Миссия фондов местных  сообществ заключается в улучшении  жизни всего общества, поэтому  их деятельность направлена на решение  проблем, наиболее актуальных для сообщества в данный момент. Такой подход позволяет  фондам выработать целостный взгляд на развитие сообщества, что позволяет им видеть местные взаимоотношения и решать многоаспектные проблемы.   

Фонд местного сообщества независим от контроля или влияния  со стороны других организаций, государства  или доноров и принимает независимые решения с помощью коллегиальных органов управления - попечительского совета и правления. Вопрос независимости организаций гражданского общества, прежде всего от государства, чрезвычайно актуален для России, как, впрочем, и для большинства стран Европы. И опыт работы фондов показал, что их структура способна обеспечивать их независимость, но не через оппозиционность и отказ от сотрудничества, а, наоборот, через активное вовлечение на основе равного представительства с другими силами местного сообщества в органах управления. Таким образом, представители власти получают возможность участвовать в открытом обсуждении и принятии решений фонда с обоснованием приоритетности решаемых задач.

Также независимость фонда  обеспечивается объективными условиями легитимности его деятельности. Ведь если фонд будет слепо следовать указаниям одного донора (например, политической партии, депутата, крупного бизнеса, той же власти), то это будет означать его скорую «смерть», так как в этом случае он просто станет «карманным» для решения каких-то сиюминутных задач, и другие доноры предпочтут с ним не сотрудничать. Если проанализировать деятельность существующих фондов, в том числе российских, то вы не обнаружите среди них ни одного «ангажированного», потому что, став таковым, он перестает быть фондом местного сообщества.

В целом инструменты фондов местных сообществ могут быть чрезвычайно разнообразными. Перечислим наиболее известные и широко используемые.

Общий грантовый фонд, средства которого формируются из большого количества пожертвований (частных, корпоративных, бюджетных) и используются для проведения общих конкурсов грантов на поддержку широкого спектра общественно полезных проектов. Общий фонд позволяет выявить и поддержать наиболее интересные и инновационные проекты местных некоммерческих организаций в рамках определенных сообществом приоритетов, а также дает возможность работать с маленькими пожертвованиями, объединяя их в единый фантовый пул.

Именные фонды частных лиц или компаний. Такие фонды могут быть как корпоративными, так и семейными, или «фамильными», созданными для увековечивания фамилии благотворителя.

Тематические  фонды или программы, когда средства собираются фондом для решения конкретной задачи. Например. в 2005 году наиболее популярной темой в России было 60-летие Победы, и фонды местных сообществ активно участвовали в организации акций и разработке благотворительных программ, приуроченных к этому празднику. Часто фонды берут на себя роль организатора праздника города и других важных городских событий. Также «темой» может стать и определенная актуальная для местного сообщества проблема, например, связанная с экологией, но только в конкретном выражении - расчистка городского парка, приведение в надлежащий вид центральной площади и т.д.

Стипендиальные  программы для учащихся вузов или средних технических заведений. Такие программы особенно актуальны для производственных предприятий, ощущающих острую нехватку квалифицированной рабочей силы и таким образом продвигающих свои компании в среде молодежи.

Организация программ пожертвований сотрудников, юторые могут проводиться на местных предприятиях для сбора средств на определенные цели, выбираемые самими сотрудниками. Чаще всего эти средства собираются для определенных некоммерческих организаций, работающих в области Стипендиальные программы для учащихся вузов или средних технических заведений. Такие программы особенно актуальны для производственных предприятий, ощущающих острую нехватку квалифицированной рабочей силы и таким образом продвигающих свои компании в среде молодежи.

Организация программ пожертвований сотрудников, которые могут проводиться на местных предприятиях для сбора средств на определенные цели, выбираемые самими сотрудниками. Чаще всего эти средства собираются для определенных некоммерческих организаций.[7]

 

    1. Катализатор развития местного сообщества

 

Фонды местных сообществ  выполняют важную посредническую роль, создавая «мост» между ресурсами и потребностями сообщества. Фонды собирают вместе людей с разным опытом и помогают выстраивать взаимоотношения между бизнесом и властью, поддерживая, таким образом, реальный диалог и добиваясь синергии различных сил в вопросах развития сообщества. Благодаря знанию сообществ, которым они служат, фонды стимулируют появление инновационных проектов и открывают новые горизонты местного развития, становясь катализатором активности населения и ускоряя позитивные процессы, происходящие в сообществе, но при этом открыто объявляют о своих принципах и беспрекословно им следуют.

Выполнять функцию катализатора фондам местных сообществ позволяет их уникальная роль грантодающей организации, которая помогает получить «взгляд сверху» на сообщество, адаптировать свою политику под изменяющиеся потребности и сохранять нейтральность. Фонд не вступает в конкуренцию с другими благотворительными организациями, так как во взаимоотношениях с ними фонд находится в позиции донора, но, будучи также некоммерческой организацией, гораздо лучше понимает их цели и задачи, способствует «правильному оформлению» их идей и инициатив с тем, чтобы эффективнее донести их до лидеров сообщества и таким образом облегчить доступ к финансированию.

В итоге, становясь партнером  как для тех, кто жертвует, так  и для тех, у кого есть решения, помогая воплощать инновационные идеи, поддерживая межсекторный диалог и имея видение развития сообщества, фонд формирует атмосферу общественного доверия и способствует быстрым позитивным общественным изменениям.[7]

 

  1. Общественные советы

 

 Общественный совет – это коллектив представителей некоммерческих и/или коммерческих организаций, а также широко известных, но не входящих в организации лиц, приглашенных государственным или муниципальных органом или должностным лицом, либо делегированных самими организациями для осуществления консультативных и/или экспертноаналитических функций.

Общественные советы могут  быть созданы в различных целях:

    • Консультации с экспертами по специальным вопросам;
    • Помощь в разработке законодательства, государственного бюджета;
    • Мониторинг за выполнением решений властей;
    • Осуществление некоторых государственных функций, которые были делегированы государственным органом.

Информация о работе Межсекторное партнерство в целях социального развития