Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:14, контрольная работа
Как видно, термин состоит из двух слагаемых – «межсекторность» и «партнерство». Принято выделять три сектора гражданского общества: государственный, коммерческий и общественный. Иногда отдельно выделяют четвертый сектор – сектор религиозных организаций. Очевидно, что для возникновения межсекторного взаимодействия должны наличествовать определенные отношения
между представителями как минимум двух секторов.
Как видно, термин состоит из двух слагаемых – «межсекторность» и «партнерство». Принято выделять три сектора гражданского общества: государственный, коммерческий и общественный. Иногда отдельно выделяют четвертый сектор – сектор религиозных организаций. Очевидно, что для возникновения межсекторного взаимодействия должны наличествовать определенные отношения
между представителями как минимум двух секторов. Партнерство предполагает общие цели и совместную деятельность по их достижению. Кроме того, очень важно, чтобы эта деятельность была результативной и значимой. Результатом этого процесса должны быть определенные изменения в жизни людей. Таким образом, можно выделить три основные характеристики межсекторного партнерства:
поведение людей.
представители организаций как минимум из двух секторов.
Почему межсекторному
Эффективность социального
партнерства в обществе многократно
повышается, если общество консолидировано
и привлекает к данному процессу
все имеющиеся в наличии
Необходимо отметить, что межсекторное взаимодействие, как правило, направлено на развитие общества, создает условия для проведения адекватной социальной политики в подлинном смысле этого слова, позволяющей согласовывать интересы и потребности различных групп, а не только вспомоществовать малообеспеченным. Межсекторное взаимодействие развивается в рамках принятых в обществе аксеологических, социальных и правовых норм, зависит от уровня экономического развития общества, но, согласно международной практике, всегда характеризуется совокупностью взаимосвязанных методов, формирующих социальные технологии. Под социальными технологиями межсекторного взаимодействия понимается совокупность взаимосвязанных и выстроенных в определенной последовательности методов решения социальных проблем путем реализации контактов между институтами, сформировавшимися в ходе человеческой деятельности в различных ее областях. [1]
Социальный заказ – это экономикоправовой механизм реализации приоритетных целевых социальных программ, направленных на решение социально значимых проблем межгосударственного, федерального и (или) регионального уровней, обеспеченных в основном за счет средств государственного бюджета, посредством заключения контрактов (договоров) на конкурсной основе между заказчиком (определенным в соответствии с решениями органов государственной власти или органов местного самоуправления) и исполнителем с целью оказания социальных услуг для населения.
Государственный социальный заказ – это социальная технология, состоящая в конкурсном выборе государством поставщика социальных услуг, оплачиваемых преимущественно за счет бюджетных средств. По этой технологии работает уже многие годы Великобритания, ее активно используют Германия, Польша и Россия. Нарабатывает опыт Литва. На сегодняшний день она лучше других механизмов позволяет получать наиболее качественные социальные услуги за наименьшее возможное количество бюджетных средств. В теории межсекторного взаимодействия под социальным заказом понимают договорные отношения между заказчиком, определенным в соответствии с решениями органов государственной власти или органов местного самоуправления, и исполнителем по реализации поручения государственного или муниципального органа на оказание услуг в интересах населения за счет финансирования (полностью или частично) из бюджета соответствующего уровня. Социальный заказ, по существу – одна из форм, один из способов решения государством проблем социальной сферы. Договорноправовой формой социального заказа является некоммерческая возмездная услуга, оказываемая социально незащищенным группам населения. Социальный заказ определяется как механизм реализации задач, направленных на решение социально значимых проблем государственного, регионального и уровня местного самоуправления, определяемых социальными программами. Причем это вовсе не означает отказа от услуг государственных учреждений социального обслуживания населения. Речь идет о случаях, когда государство формирует новую социальную услугу либо модифицирует существующую. Предоставлять такую услугу может любое юридическое лицо, имеющее для этого достаточную компетенцию. Выбор такого поставщика производится на конкурсной основе. В качестве предмета заказа выступает формируемое заказчиком техническое задание на социальное обслуживание, которое включает в себя конкретные параметры, ожидаемые результаты (положительные изменения у целевой группы получателей услуг) и максимальную стоимость оказания услуг. Ответственность поставщика за соблюдение требуемых параметров технического задания и достижение результатов обеспечивается договорной основой отношений заказчика и поставщика. Социальный заказ позволяет повысить уровень конкуренции между организациями различных форм собственности при реализации целевых социальных программ, обеспечивает прозрачность расходования средств на социальные нужды и, в конечном итоге, повышает экономическую эффективность социального инвестирования.
Возможным условием таких конкурсов может стать привлечение их участниками дополнительных внебюджетных инвестиций, в том числе на оплату расходов по организации процедуры конкурсного производства. Указанное дополнительное условие позволит, во первых, обеспечить выполнение социального заказа меньшими финансовыми ресурсами, а, во вторых, – активизировать привлечение средств коммерческого сектора и средств из-за рубежа Реализация механизма государственного социального заказа позволяет обеспечивать более активное участие в процессах решения социальных проблем общественной, юридически оформленной инициативы. Речь идет не о льготах, выдаваемых той или иной общественной организации, а о четко определенной и регламентированной государственной поддержке целевых программ, направленных на решение наиболее насущных социальных проблем. Мировой опыт показывает, что государство должно брать на себя только те функции, которые оно объективно не может передоверить коммерческому или некоммерческому сектору. Оказание социальных услуг как раз и является такой сферой, в которой государство может оставить за собой лишь функции финансирования услуг и контроля использования денег, а конкретные социальные услуги будут оказывать негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации. В этом и состоят упомянутые выше общемировые тенденции.
Начиная с 2005 года, по инициативе международного просветительского общественного объединения «АКТ» в Беларуси проводится работа по продвижению и внедрению государственного социального заказа. В настоящее время в республике отсутствует специальное законодательство, регулирующее сферу закупки социальных услуг в пользу социально уязвимых групп населения, так же как и нет закрепленного в нормативных актах определения термина «государственный социальный заказ». При правовой разработке технологии социального заказа можно было бы использовать опыт соседних стран. Кроме того, необходимо урегулирование вопроса участия общественных объединений в конкурсах и их право на заключение контрактов с государственным заказчиком от своего имени. Действующее сегодня законодательство рассматривает возмездное оказание услуг общественным объединением как предпринимательскую деятельность, которой оно может заниматься только в случае создания коммерческого юридического лица. Вынесение деятельности по предоставлению услуг в рамках социального заказа в сферу целевого бюджетного финансирования или исключение его из предмета предпринимательской деятельности позволило бы разрешить эту правовую коллизию. Это тем более важно, что именно общественные объединения наработали богатый опыт в сфере предоставления социальных услуг, адаптировали к белорусским условиям многие зарубежные методики, подготовили профессиональные кадры, привлек ли большое число волонтеров. Отказ от этого потенциала обеднит процесс реализации государственного социального заказа. Нельзя умолчать и том, что внедрение механизма социального заказа потребует определенных навыков у государственных служащих, ответственных за формирование заказа. Прежде всего, речь идет об умении формировать грамотные, реальные для исполнения и востребованные клиентской группой технические задания. При разработке технического задания в стоимость должны быть включены все расходы, связанные с ее реализацией. Имеющийся опыт говорит о том, что для создания грамотного технического задания заказчик должен обязательно выполнить следующие процедуры:
1) анализ социальной проблемы;
2) разработка технического задания, реализация которого должна решить проблему;
3) анализ рисков реализации технического задания. [2,3]
На всех этих этапах необходимо использовать мнение как можно большего круга заинтересованных сторон и, в том числе, мнение самих потенциальных клиентов. Необходимо также организовать процесс не просто контроля, а мониторинга работы, выполняемой по договору на оказание услуги. При этом особое внимание должно быть уделено отслеживанию и измерению результатов оказания социальной услуги, т.е. тех изменений, которые происходят в группе потребителей этой услуги в процессе или результате ее потребления. Однако все эти дополнительные усилия оправдывают себя, так как в результате граждане страны будут иметь возможность получить больше качественных услуг, а государство сможет более эффективно использовать бюджетные средства.
Технологией «прозрачного бюджета» следует именовать комплекс методически описанных действий, позволяющих специалистам, прежде всего, из негосударственных некоммерческих организаций, осуществлять общественное участие в бюджетном процессе, которое способствует повышению его эффективности и достижению лучшего социального эффекта.
Проблема прозрачности действий власти на любом уровне сегодня особенно актуальна, поскольку прозрачность – основное условие открытости решений властных структур, становления демократии. Тенденции открытости и прозрачности государственного управления характерны и для стран с устойчивой демократией и для тех, где сравнительно недавно начались демократические преобразования. Такие тенденции проявляются, прежде всего, в бюджетной сфере, так как бюджет во всех странах – основной политический и финансовый инструмент государственной политики.
Проблема прозрачности
бюджета уходит своими истоками
в историю парламентаризма. Однако
и современная практика большинства
стран в бюджетной сфере не
отвечает требованию прозрачности,
если имеет место монополия
исполнительной власти на участие в
бюджетном процессе; ограничены полномочия
законодательной власти при обсуждении
бюджета и внесении поправок; ограничена
информация для оценки эффективности
исполнения бюджета, а общественность
принимает слабое участие в
бюджетном процессе. Поэтому
обеспечению прозрачности при
продвижении бюджетных реформ
во многих странах уделяется
существенное внимание. Можно выделить
три основных типа субъектов,
инициирующих развитие прозрачности
бюджетного процесса: международные
финансовые институты (цель – финансовая
прозрачность), национальные и
региональные правительства (цель
- повышение прозрачности в ходе
реформирования бюджетной системы,
включая более широкое
Социальная технология «Прозрачный бюджет» – комплекс методически описанных действий, позволяющих специалистам, прежде всего из третьего сектора осуществлять общественное участие в бюджетном процессе с целью повышения эффективности бюджетного процесса и достижению лучшего социального эффекта. Социальная технология «Прозрачный бюджет» как комплексная технология включает в себя основные и обеспечивающие технологии
Информация о работе Межсекторное партнерство в целях социального развития