Местные налоги и сборы и их роль в обеспечении развития территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время актуальной темой является совершенствование бюджетного процесса. Улучшение формирования и исполнения средств местных бюджетов помогло бы улучшению бюджетной системы в целом, так как местные бюджеты являются важной составляющей государственного бюджета.

Работа содержит 1 файл

дипломная .doc

— 161.00 Кб (Скачать)

9.                  70 процентов сбора за загрязнение окружающей природной среды (кроме сбора, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и временное хранение радиоактивных отходов их производителями), в том числе: в сельских, поселковых, городских бюджетов - 50 процентов, областных бюджеты и бюджет Автономной Республики Крым - 20 процентов, бюджетов городов Киева и Севастополя - 70 процентов;

10.             целевые и добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан к республиканского Автономной Республики Крым и местных фондов охраны окружающей природной среды;

11.             поступления в целевые фонды, образованных Верховной Радой Автономной Республики Крым и местными советами;

12.             возврат кредитов, предоставленных из местных бюджетов индивидуальным сельским застройщикам;

13.             возврат кредитов, предоставленных из местных бюджетов молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья, а также пеня и проценты за пользование ими;

14.             иные поступления, определенные законом о Государственном бюджете Украины.

Собственные и закрепленные доходы являются основой самостоятельности местных бюджетов. Наиболее привлекательными для местных бюджетов являются местные налоги и сборы, эффективное использование которых способствует укреплению доходной части местных бюджетов. Перечень местных налогов и сборов определен Налоговым Кодексом Украины, согласно которому существует 2 местных налога и 3 сбора.

Объемы местных налогов и сборов являются гарантией стабильности поступлений в местные бюджеты, а следовательно, - их самостоятельности.

В соответствии с Налоговым Кодексом обязательному введению подлежат следующие налоги и сборы (при наличии объектов налогообложения):

- налог на недвижимое имущество;

-единый налог;

-сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности

 

1.3.Расходы местных бюджетов

Специфика функционирования и особая роль местных бюджетов отражается в составе и структуре их расходов.

Расходы местных бюджетов – средства, которые направляются соответствующими местными органами власти на финансирование мероприятий с целью обеспечения возложенных на эти органы функций.

Расходы местных бюджетов — это экономические отношения, которые возникают в связи с финансированием собственных и делегированных полномочий местных органов власти.

Разграничение видов расходов между местными бюджетами осуществляется на основании принципа субсидиарности с учетом критериев полноты предоставления услуг и приближенности ее к потребителю. Согласно этому критерию виды расходов делятся на три группы:

І группа — расходы на финансирование бюджетных учреждений и мероприятий, которые обеспечивают необходимое первоочередное предоставление социальных услуг, гарантированных государством, и которые расположены ближе всего к потребителям. Эти расходы осуществляются из бюджетов сел, поселков, городов и их объединений и предназначены для финансирования: органов местного самоуправления сел, поселков, городов районного значения; дошкольного и общего среднего образования; первичной медико-санитарной, амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи .

ІІ группа — расходы на финансирование бюджетных учреждений и мероприятий, которые обеспечивают предоставление основных социальных услуг, гарантированных государством для всех граждан Украины, которые осуществляются из бюджетов городов республиканского Автономной Республики Крым, городов областного значения и районных бюджетов. Эта группа содержит расходы на:  финансирование органов местного самоуправления городов республиканского, Автономной Республики Крым и городов областного значения; органов местного самоуправления районного значения), дошкольное образование, общее среднее образование, учебные заведения для граждан, требующих социальной помощи и реабилитации, больницы широкого профиля.

III группа - расходы на финансирование бюджетных учреждений и мероприятий, обеспечивающих гарантированные государством социальные услуги для отдельных категорий граждан, или финансирование программ, в которых существует потребность, во всех регионах Украины, которые осуществляются из бюджета Автономной Республики Крым и областных бюджетов. К этой группе относятся расходы на: финансирование представительной и исполнительной власти Автономной Республики Крым;  финансирование областных советов; образование (общее среднее образование для граждан, требующих социальной помощи и реабилитации;  учреждения профессионально-технического образования, и т.д);  последипломное образование (институты повышения квалификации работников социально-культурной сферы);здравоохранение;  социальная защита и социальное обеспечение (государственные программы социальной защиты и социального обеспечения: помощь по уходу за инвалидами І или ІІ групп по психическому расстройству) и т.д.

Кроме четкого определения видов расходов местных бюджетов учитываемых при определении объемов межбюджетных трансфертов, существуют также расходы, которые не учитываются, а именно, расходы на:  местную пожарную охрану; внешкольное образование;  социальную защиту и социальное обеспечение (программы местного значения относительно детей, молодежи, женщин, семьи), местные программы развития жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства населенных пунктов; культурно-художественные программы местного значения; местные программы по развитию физической культуры и спорта; регулирование цен на услуги метрополитена по решению органов местного самоуправления; эксплуатацию дорожной системы местного значения; строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог местного значения; мероприятия по организации спасания на водах; программы природоохранных мероприятий местного значения;  управление коммунальным имуществом.

Также расходы местных бюджетов можно классифицировать на следующие виды:

1. По Функциональному разделению расходов в зависимости от задач, стоящих перед местными органами власти:

- расходы, связанные с выполнением собственных полномочий органов местного самоуправления; это расходы, связанные с выполнением обязательных задач;

- расходы, которые связаны с реализацией делегированных полномочий центральными органами власти.

2. В соответствии с экономическим назначением:

- текущие расходы (или административные);

- расходы развития (или капитальные, инвестиционные).

Каждый из этих бюджетов имеет собственные доходы и расходы.

Текущие расходы – это расходы на финансирование сети предприятий, учреждений, организаций и органов, действующей на начало бюджетного года, а также на финансирование мероприятий, связанных:

- с социальной защитой населения;

- содержанием аппарата управления и служб органов местного самоуправления;

- содержанием социально-культурной сферы и т.д.

Средства текущего бюджета направляются на финансирование учреждений и организаций, которые содержатся за счет бюджетных ассигнований и не принадлежат к бюджету развития.

Основные принципы формирования текущего бюджета:

1) обеспечение достаточного уровня развития региона;

2) стабильность поступления средств;

3) приоритетное развитие социально-культурной сферы;

4) научная обоснованность расходов;

5) обязательный характер исполнения текущего бюджета.

К основным направлениям использования средств текущего бюджета

относятся:

- социальная защита и социальное обеспечение населения;

- развитие социально-культурной сферы;

- охрана здоровья;

- физкультура и спорт;

- расходы на жилищное хозяйство;

- расходы на финансирование транспорта;

- расходы на содержание органов власти (административные расходы).

Так как текущие расходы требуют своевременного и немедленного финансирования, они должны быть обеспечены стабильными источниками доходов.

Расходы развития – это расходы на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности.

К расходам бюджета развития местных бюджетов относятся:

1.                  погашение местного долга;

2.                  капитальные расходы, включая капитальные трансферты другим бюджетам

3.                  взносы органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в уставный капитал предприятия;

4.                  проведение экспертной денежной оценки земельного участка, подлежащего продаже в соответствии со статьей 128 Земельного кодекса Украины, за счет аванса, внесенного покупателем земельного участка;

5.                  подготовка земельных участков несельскохозяйственного назначения или прав на них государственной (до разграничения земель государственной и коммунальной собственности) или коммунальной собственности для продажи на земельных торгах и проведения таких торгов.

Капитальные расходы бюджета развития направляются на: социально-экономическое развитие регионов, выполнение инвестиционных программ (проектов); строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, строительство газопроводов и газификацию населенных пунктов, строительство и приобретение жилья отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством, сохранение и развитие историко-культурных мест Украины и заповедников; строительство и развитие сети метрополитенов, приобретение вагонов для коммунального электротранспорта, развитие дорожного хозяйства, приобретение школьных автобусов и автомобилей скорой медицинской помощи; компьютеризацию и информатизацию общеобразовательных учебных заведений, другие мероприятия, связанные с расширенным воспроизводством.

Бюджет развития должен финансировать  расширенное обновление всех сфер деятельности на местном уровне. Его бюджетные приоритеты могут изменяться в зависимости от того, как исполняется текущий бюджет. Основными принципами бюджета развития являются: тесная связь с текущим бюджетом; изменение бюджетных приоритетов; выполнение по мере поступления средств;капитальные вложения на развитие производства и т.д.

Соотношение между текущим бюджетом и бюджетом развития нестабильное и в основном зависит от достигнутого уровня экономического и социального развития региона.

Таким образом, экономическая сущность местных бюджетов оказывается в формировании денежных фондов, которые являются финансовым обеспечением деятельности местных советов и местных государственных администраций, и использовании этих фондов, на финансирование, содержание и развитие социальной инфраструктуры, местного хозяйства, и тому подобное. Местные бюджеты — это форма влияния местного самоуправления на экономические и социальные процессы в государстве. Активное влияние местного самоуправления на формирование новых общественных отношений возможно лишь в том в том случае, если оно будет иметь в своем распоряжении достаточное количество финансовых ресурсов.

Совокупность всех видов доходов местных бюджетов, которые формируются разными методами, их взаимосвязанное применение составляет систему доходов местных бюджетов. Эта система предназначена для решения не только фискальных, но и регулирующих заданий: стимулировать рост производства и увеличивать его эффективность, обеспечивать социальную защищенность населения и развитие социальной сферы. Практика свидетельствует о недостаточности доходной базы местных бюджетов для обеспечения исполнения функций, которые выполняет местное самоуправление, поэтому проблемы формирования доходов местных бюджетов заслуживают наибольшего внимания.

Местный бюджет имеет такую же структуру, как и государственный. Он включает доходы и расходы местных органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали. Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговых поступлений, части прибыли предприятий, являющих собственностью местных органов власти, субсидий и дотаций из государственного бюджета .

Основой доходной части любого местного бюджета всегда являются собственные доходы., они являются основой самостоятельности местных бюджетов.

К ним относятся: местные налоги и сборы; доходы от имущества, принадлежащего местным органам власти; доходы от хозяйственной деятельности коммунальных предприятий; доходы от коммунальных кредитов.

Местные налоги и сборы представляют собой такие виды сборов и налогов, которые могут устанавливаться на основании правовых нормативных актов органов местного самоуправления. Они обязательны к уплате на той территории, где находится место объекта уплаты налога. Таким образом, местные налоги являются источником формирования дохода в местный бюджет. Со вступлением в действие Налогового Кодекса к местным налогам можно отнести: налог на недвижимое имущество отличное от земельного участка, единый налог, сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, сбор за парковку транспортных средств, единый налог. Местные налоги могут различаться по ставкам, элементам налогообложения, сроком уплаты и формы отчетности.  

Во втором разделе рассмотрим, как повлияло сокращение количества местных налогов и сборов на исполнение местного бюджета на примере Джанкойского районного бюджета.

35

 



Информация о работе Местные налоги и сборы и их роль в обеспечении развития территорий