Местные налоги и сборы и их роль в обеспечении развития территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время актуальной темой является совершенствование бюджетного процесса. Улучшение формирования и исполнения средств местных бюджетов помогло бы улучшению бюджетной системы в целом, так как местные бюджеты являются важной составляющей государственного бюджета.

Работа содержит 1 файл

дипломная .doc

— 161.00 Кб (Скачать)

На современном этапе развития национальной экономики формируется четкое осознание необходимости усовершенствования систем бюджетирования на местном уровне и существующих межбюджетных отношений. Предоставление большей самостоятельности местным органам власти в формировании и выполнении местных бюджетов будет оказывать содействие росту заинтересованности в наполнении доходной части, устранению разногласий законодательства в бюджетной сфере.

Местные бюджеты обеспечивают необходимыми денежными средствами финансирование мероприятий хозяйственного и культурного строительства, которое осуществляется органами государственной власти и управление на соответствующей территории. Возрастает стимулирующая роль местных бюджетов в развитии областей промышленности и социально-культурного строительства. Через систему доходов и платежей к этим бюджетам осуществляется влияние на производство, ассортименты и качество продукции.

Наиболее актуальной проблемой для укрепления финансовой базы местного самоуправления и прежде всего доходной части местных бюджетов является четкое размежевание доходов и расходов между местными и государственным бюджетом Украины.

Таким образом, местные бюджеты как экономическая категория – это денежные отношения, которые возникают между местными органами самоуправления и субъектами распределения созданной стоимости в процессе формирования территориальных денежных фондов, которые используются для социально-экономического развития регионов и улучшения благосостояния населения данной территории.

Местные бюджеты – это план доходов и расходов территориально-административной единицы, через которые перераспределяется 1/5 часть ВВП страны.

Главной ролью местных бюджетов является создание финансовой базы для органов местного самоуправления. Действующий в настоящее время механизм формирования доходов местных бюджетов не обеспечивает в полной мере реализацию принципа их самостоятельности, сохраняется проблема по несбалансированности местных бюджетов в части обеспечения доходными полномочиями их расходных обязательств. Местные бюджеты должны обладать широким влиянием, охватывающим все составляющие циклы воспроизводственного процесса на данной территории, высокой степенью действенности и гибкости, служить экономическим рычагом управления на муниципальном уровне.

Решение вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления исключительно за счет средств местных бюджетов и от того, в какой степени доходная часть местных бюджетов обеспечивает решение этих вопросов, зависит жизнеспособность конкретного муниципального образования, его самостоятельность, развитие всех инфраструктур поселения, что обеспечивает определенную стабильность для жителей муниципального образования.

1.2.Состав и виды доходов

Доходы местных бюджетов – это средства, которые поступают в соответствующие местные бюджеты в размерах и порядке, установленных законодательством.

Доходы местных бюджетов как экономическая категория отражают отношения по формированию и использованию финансовых ресурсов на региональном уровне, которые предназначены для выполнения органами местной власти своих функций.

Доходы местных органов власти можно классифицировать в зависимости:

- от источников формирования;

- от их экономической сущности.

В зависимости от источников формирования в соответствии со статьей 9 Бюджетного кодекса доходы местного бюджета классифицируются по следующим группам:

-налоговые поступления;

-неналоговые поступления;

-доходы от операций с капиталом;

-трансферты.

Налоговыми поступлениями признаются установленные законами Украины о налогообложении общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) и местные налоги и сборы (обязательные платежи).

Неналоговыми поступлениями признаются:

-доходы от собственности и предпринимательской деятельности;

-административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой хозяйственной деятельности;

-другие неналоговые поступления.

Трансферты - средства, полученные от других органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других государств или международных организаций на безвозмездной и безвозвратной основе

В зависимости от экономической сущности (природы) доходы местных

органов власти подразделяются на:

- собственные;

- закрепленные;

- межбюджетные трансферты.

Основу местных бюджетов составляют собственные доходы. Они формируются на территории подведомственной местному органу власти и согласно его решениям.

К ним относятся:

- местные налоги и сборы;

- доходы от имущества, принадлежащего местным органам власти;

- доходы от хозяйственной деятельности коммунальных предприятий;

- доходы от коммунальных кредитов.

Местные налоги - обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в бюджеты административно-территориальных единиц (муниципальных образований), составная часть налоговой системы государства.

Система местных налогов создается исходя из общего принципа разделения компетенции, при которой Верховной Радой Украины устанавливается исчерпывающий перечень местных налогов и сборов с указанием круга плательщиков и налогооблагаемой базы по каждому из налоговых платежей. Органы же местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положения по конкретным платежам и определяют их ставки в пределах, установленных законодательными актами.

До 2011 года действовали следующие налоги и сборы:

· налог на рекламу;

· коммунальный налог (1,70 грн. в месяц на каждого работника на предприятии), обязательный для внедрения местной властью;

· гостиничный сбор (отменено с 1 января в 2004 г. Законом Украины «О внесения изменений в ст. 15 Закона «О налогообложении от 18.11.03»);

· сбор за парковку автотранспорта (обязательный для установления местной властью);

· рыночный сбор (обязательный для внедрения местной властью);

· сбор за выдачу ордера на квартиру (обязательный для внедрения местной властью);

· курортный сбор;

· сбор за участие в бегах на ипподроме (за участие в конноспортивной лотерее);

· сбор за выигрыш на бегах на ипподроме;

· сбор с лиц, которые принимают участие в игре на тотализаторе на ипподроме;

· сбор за право использования местной символики;

· сбор за право проведения кино- и телесъемок;

· сбор за осуществление местного аукциона, конкурсной распродажи и лотереи;

· сбор за проезд на территории пограничных областей транспорта, который выезжает за границу;

· сбор за предоставление разрешению на размещение объектов розничной торговли и сферы услуг (обязательный для внедрения местной властью);

· сбор с владельцев собак (обязательный для внедрения местной властью, ранее не предусматривался);

· государственный сбор, который оплачивается по месту рассмотрения и оформления документов, в том числе за оформления документов на наследство и дарование;

· государственный сбор, взысканный из исковых заявлений, поданных в арбитражные суды;

· государственный сбор за действия, связанные с получением патентов;

· государственный сбор, связанный с паспортизацией граждан;

· налоги, не зачисленные в другие категории;

· поступление платы за предоставление услуг за оформления документов на право выезда за границу;

· штрафы и санкции, оплаченные за нарушение налогового законодательства

После принятия Налогового Кодекса количество налогов и сборов сократилось до пяти, а именно:

1)Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (обязательный для внедрения);

2) единый налог (обязательный для внедрения);

3) сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (обязательный для внедрения);

4) туристический сбор;

5) сбор за места парковки транспортных средств;

 

Однако, часть собственных доходов органов местной власти незначительна, что не дает обеспечить принцип самостоятельности бюджетов.

К закрепленным доходам, принадлежат доходы, которые полностью или частично(в %) зачисляются в определенные местные бюджеты на долгосрочной основе.

Местные бюджеты делятся на текущий и бюджет развития. Соответственно доходы делятся на доходы текущего бюджета и доходы бюджета развития. Доходы текущего бюджета в большинстве стран формируются за счет налоговых поступлений, штрафов, санкций и т.д. Доходы бюджета развития – за счет банковских кредитов, муниципальных ссуд, инвестиционных субсидий вышестоящих уровней власти и других источников.

Основным недостатком бюджетной системы прошлых являлась незаинтересованность местных органов власти в увеличении поступлений в бюджет. Какое-либо увеличение поступлений в местный бюджет приводило к уменьшению:

- части регулирующих налоговых поступлений (которые закреплялись за соответствующими бюджетами);

- или объемов межбюджетных трансфертов.

Не стимулировали соответствующие органы власти к увеличению поступлений во все бюджеты и ежегодные изменения нормативов отчислений в местные бюджеты от общегосударственных налогов и сборов.

Бюджетным кодексом предложена  схема формирования доходной части местных бюджетов:

- доходы, которые учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов;

- доходы, которые не учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов.

Местные налоги и сборы были выведены за границы расчета объемов трансфертов, благодаря чему местные органы власти получили стимулы к увеличению этих поступлений в соответствующие бюджеты.

К доходам, которые закрепляются за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, в соответствии с новой редакцией Бюджетного Кодекса принадлежат:

1.налог на доходы физических лиц в части, который уплачивается (перечисляется):

-налоговым агентом - юридическим лицом (его филиалом, отделением, иным обособленным подразделением) или представительством нерезидента - юридического лица, зачисляется в соответствующий местный бюджет по их местонахождению (расположением) в объемах налога, начисленного на доходы, выплачиваемые физическому лицу;

-налоговым агентом - физическим лицом, зачисляется в соответствующий местный бюджет по месту регистрации такого физического лица в налоговых органах;

-физическим лицом, получает доходы от лица, не являющегося налоговым агентом, зачисляется в соответствующий местный бюджет по налоговому адресу такого физического лица.

При этом в доходы бюджета города Киева зачисляется 50 процентов налога на доходы физических лиц ,а города Севастополя зачисляется 100 процентов налога . В доходы бюджетов городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения зачисляется 75 процентов налога, в доходы бюджетов сел, их объединений, поселков, городов районного значения зачисляется 25 процентов, и доходы районных бюджетов 50% налога на доходы физических лиц.

2. 50 процентов сбора за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок главного пользования, зачисляемой в городских бюджетов городов Киева и Севастополя;

3. 50 процентов сбора за специальное использование воды (кроме сбора за специальное использование воды водных объектов местного значения), которая зачисляется в городские бюджеты городов Киева и Севастополя пользователями воды по месту ее забора;

4. 50 процентов платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения (кроме платы за пользование недрами в пределах континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны), которая зачисляется в городские бюджеты городов Киева и Севастополя;

5. плата за использование других природных ресурсов, зачисляемой в городских бюджетов городов Киева и Севастополя;

6. плата за лицензии на определенные виды хозяйственной деятельности и сертификаты, которые выдаются исполнительными органами соответствующих местных советов;

7. плата за лицензии и сертификаты, зачисляемой в городских бюджетов городов Киева и Севастополя лицензиатами, осуществляющими деятельность на территории городов Киева и Севастополя;

8. плата за лицензии на производство спирта этилового, коньячного и плодового, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового, спирта-сырца виноградного, спирта-сырца плодового, алкогольных напитков и табачных изделий, зачисляемой в городских бюджетов городов Киева и Севастополя лицензиатами, осуществляющие деятельность на территории городов Киева и Севастополя;

9. плата за лицензии на право экспорта, импорта и оптовой торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, спиртом-сырцом виноградным, спиртом-сырцом плодовым, зачисляемой в городских бюджетов городов Киева и Севастополя лицензиатами, осуществляющие деятельность на территории городов Киева и Севастополя;

Информация о работе Местные налоги и сборы и их роль в обеспечении развития территорий