Местные налоги и сборы и их роль в обеспечении развития территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время актуальной темой является совершенствование бюджетного процесса. Улучшение формирования и исполнения средств местных бюджетов помогло бы улучшению бюджетной системы в целом, так как местные бюджеты являются важной составляющей государственного бюджета.

Работа содержит 1 файл

дипломная .doc

— 161.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

Тема « местные налоги и сборы и их роль в обеспечении развития территорий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 516 гр

              Гиб Наталья

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В настоящее время актуальной темой является совершенствование бюджетного процесса. Улучшение формирования и исполнения средств местных бюджетов помогло бы улучшению бюджетной системы в целом, так как местные бюджеты являются важной составляющей государственного бюджета.
В связи с демократизацией государственного устройства и управления в Украине значительное развитие приобретает местное самоуправление. Местное самоуправление осуществляется территориальными обществами сел, поселков, городов как непосредственно, так и через сельские, поселковые городские советы и их исполнительные органы, а также через районные и областные советы, которые представляют общественные интересы территориальных обществ сел, поселков, городов. В соответствии с принципом материально-финансовой самостоятельности местные представительские и исполнительные органы власти для исполнения возложенных на них обязанностей формируют, распределяют и используют централизованные фонды средств.

Актуальными в наше время остаются вопросы о составе доходов местных бюджетов, особенно после принятия налогового кодекса и нового бюджетного кодекса. Особо острой остается проблема наполнения местных бюджетов за счет местных налогов и сборов. Именно местным бюджетам на современном этапе развития страны уделяется значительное внимание, поскольку они являются гарантом, финансового обеспечения развития регионов. Интересы экономической независимости государства, его финансовой стабильности требуют создание системы принципиально новых межбюджетных отношений, их прозрачности и четкости. Стабильные и достаточные финансы микроуровня важный источник внутренних инвестиционных ресурсов. Через местные финансы государство активно проводит социальную политику, финансируя местные учреждения образования, медицины, коммунального обслуживания населения и т.д. С государственного бюджета в местные бюджеты передаются средства в виде дотаций. Этим самым государство влияет на выравнивание социально-экономического развития территорий. В связи с определенными выше процессами возрастает роль местных финансов.
        Доходы местных бюджетов формируются за счет ряда источников финансовых ресурсов. Ими могут быть: определенная часть общегосударственных налогов, местные налоги и сборы (обязательные платежи), поступления от сдачи в аренду имущества коммунальной собственности, плата за лицензии, сертификаты и государственную регистрацию субъектов хозяйственной деятельности, штрафы и финансовые санкции, а также дотации из бюджетов высших уровней и прочие поступления финансовых ресурсов.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут устанавливать местные налоги и сборы, в соответствии с перечнем и в рамках предельных размеров ставок, определенных Налоговым Кодексом Украины. Местные налоги и сборы имеют своей задачей создание стабильных источников доходов местных бюджетов. Местные налоги поступают, как правило, в местные бюджеты полностью. Местные советы обязательно устанавливают налог на недвижимое имущество, отличающегося от земельного участка; единый налог и сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, также по решению совета могут устанавливаться туристический сбор и сбор за места для парковки транспортных средств.

Объектом данной дипломной работы является местный бюджет в частности Джанкойского района.

Главная цель дипломной работы: анализ исполнения бюджета Джанкойского района за 2009-2011 год и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетного процесса.

Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность местного бюджета в бюджетной системе Украины.

- выявить основные доходы местного бюджета.

-рассмотреть финансовую деятельность местных органов власти.

-рассмотреть нормативно - правовую базу

- проанализировать формирование и исполнение Джанкойского районного бюджета

- наметить мероприятия по совершенствованию местного бюджета.

Актуальность темы состоит в широком круге проблем, которые возникают в процессе формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов в местных бюджетах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ

 

 

1.1Роль местных бюджетов в бюджетной системе Украины.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов всех уровней, которая регулируется правовыми нормами и формируется на единых принципах  согласно государственному устройству и административно – территориальному делению Украины.

Существуют правовые условия бюджетной системы, т.е. нормативно- правовые актами, которые регулируют  бюджетные отношения Украины: Бюджетный кодекс; Закон «О Государственном бюджете на каждый год» и другие законы, кроме того  бюджетные отношения регулируют: нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины, центральных органов исполнительной власти; решения органов АР Крым, местных государственных администраций, органов самоуправления и т.д., все эти решения принимаются в соответствии с бюджетным кодексом

Бюджетная система Украины состоит из государственного бюджета и местных бюджетов.

Бюджетами местного самоуправления признаются бюджеты территориальных общин сел, поселков, городов и их объединений.

В основе построения бюджетной системы лежит административно-территориальное деление Украины.

Местные бюджеты — это фонды финансовых ресурсов, предназначенные для реализации заданий и функций, которые возлагаются на органы самоуправления. Как составляющая бюджетной системы государства и основа финансовой базы деятельности органов самоуправления местные бюджеты обеспечивают необходимыми денежными средствами финансирование мероприятий экономического и социального развития, которые осуществляются органами власти управления на соответствующей территории. Через местные бюджеты складываются определенные финансовые взаимоотношения органов самоуправления практически со всеми предприятиями, учреждениями, которые расположены на их территории, и населением данной территории, в связи с мобилизацией и расходованием средств этих бюджетов. Между местными бюджетами разных уровней, а также между этими бюджетами и государственным бюджетом возникают финансовые отношения по поводу перераспределения финансовых ресурсов для обеспечения эффективного функционирования каждого бюджета.

Местные бюджеты – система формирования, распределения и использования ресурсов для обеспечения местными органами власти возложенных на них функций как собственных, так и делегированных

Местные бюджеты:

- определяющее звено местных финансов, т.к. в них сосредоточено около 80% ресурсов, которые находятся в распоряжении органов местного самоуправления;

- важный элемент бюджетной системы каждой страны.

В соответствии с Бюджетным кодексом структура местных бюджетов

включает:

- Республиканский бюджет АРК;

- областные бюджеты (24);

- бюджеты г. Киева и г. Севастополя

- районные бюджеты (488 );

- бюджеты городов областного подчинения (165);

- бюджеты городов районного подчинения (277);

- бюджеты поселков (787);

- бюджеты сел (10101);

- бюджеты районов в городах (104 ).

Особенность местных бюджетов в том, что они:

- отражают определенную четко ограниченную часть денежных отношений, складывающихся на данной территории.

- обеспечивают материальную независимость органов местного самоуправления и непосредственно подчинены им;

- все звенья местных бюджетов взаимосвязаны не только между собой,  но и с предприятиями всех форм собственности, которые функционируют на территории региона. Эти отношения складываются в процессе перераспределения вновь созданной стоимости путем поступления в бюджет и финансирования из него.

Одновременно местные бюджеты можно рассматривать в трех аспектах:

Во-первых, это правовой акт, в соответствии с которым исполнительные органы местной власти получают право самостоятельно распоряжаться определенными фондами денежных средств.

Во-вторых, это план (смета) доходов и расходов соответствующего местного органа власти или самоуправления.

В-третьих, это экономическая категория, поскольку бюджет является закономерным экономическим элементом какой-либо самостоятельной территориальной единицы, наделенной правовым статусом.

Сущность местного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную  функции.

Распределительная функция заключается в том, что благодаря ей происходит концентрация денежных средств в руках органов местного самоуправления и их использование с целью удовлетворения социально-экономических потребностей на подведомственной им территории. Кроме того, с помощью этой функции можно определить на сколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в расположение органов местного самоуправления и каким образом фактически складываются пропорции в распределении местного бюджетного фонда. Содержание функции определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансовой системы не осуществляет такого разнообразия перераспределения финансовых ресурсов (межотраслевое, межтерриториальное, многоуровневое перераспределение финансовых ресурсов, т.е. между различными уровнями бюджетной системы).

Сфера деятельности этой функции определяется тем, что в отношение с местным бюджетом вступают все участники общественного производства, как юридические, так и физические лица (на подведомственной территории).

Контрольная функция заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств органов местного самоуправления отображаются экономические процессы, характеризующие экономику муниципального образования. Благодаря этой функции можно судить о том, как поступают в распоряжение органов местного самоуправления финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, а также соответствует ли размер централизуемых ресурсов потребностям муниципального образования. Основу этой  функции составляет движение местных бюджетных ресурсов, которое находит отражение в соответствующих показателях местных бюджетных поступлений и расходных назначений.

Функции местного бюджета также объективны, как и сама эта категория.

Местный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования.

Необходимо обратить внимание на то, что при распределении доходов между звеньями и видами бюджетов должны выполняться следующие требования:

- единство бюджета и государственного плана экономического и социального развития Украины;

- обеспечение каждого бюджета стабильными доходами, которые тесно связаны с экономической, социальной и экологической ситуацией региона. В этом проявляется активное влияние бюджета на ускорение темпов развития экономики и улучшение социальной обстановки в регионе;

- сбалансированность каждого бюджета независимо от объема его закрепленных доходных источников;

- повышение заинтересованности государственных и местных органов в успешном выполнении планов поступления общегосударственных доходов и сборов (налоговых и неналоговых) на территории соответственного местного Совета народных депутатов;

- обеспечение поступления равномерности средств и устранение возможных кассовых разрывов вследствие несовпадения сроков осуществления расходов и получения доходов.

Местные бюджеты являются финансовой базой органов местного самоуправления и решающим фактором регионального развития. Наличие местных бюджетов закрепляет экономическую самостоятельность местных органов самоуправления. Активизирует хозяйственную деятельность, позволяет им развивать инфраструктуру на подведомственной территории, расширять экономический потенциал региона, выявлять и использовать резервы финансовых ресурсов. В конечном итоге все это расширяет возможности местных органов власти в более полном удовлетворении потребностей населения.

Местные бюджеты являются основным каналом доведения до населения конечных результатов общественного производства, направляемых на общественное потребление. Через местные бюджеты общественные фонды потребления распределяются в территориальном и социальном разрезах, то есть между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, с местных бюджетов финансируется и развитие отраслей производственной сферы.

Вместе с другими звеньями бюджетной системы местные бюджеты являются одним из главных инструментов реализации на практике программы экономического и социального развития как регионов, так и страны в целом.

Рассматривая место и роль местных бюджетов в бюджетной системе Украины, нужно показать изменения, которые происходят в структуре сводного бюджета.

Сводный бюджет Украины включает показатели Государственного бюджета Украины, сводного бюджета Автономной Республики Крым и сведенных бюджетов областей, городов Киева и Севастополя.

Информация о работе Местные налоги и сборы и их роль в обеспечении развития территорий