Механизм определения бюджетной обеспеченности территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

В работе освещено бюджетное устройство России, а также основы межбюджетных отношений, исследованы различные документы, дающие определение бюджетной обеспеченности. В практической части определен индекс бюджетной обеспеченности Пермского края на 2011 год.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы межбюджетных отношений и бюджетной обеспеченности 5
1. Бюджетное устройство Российской Федерации, понятие и принципы бюджетного федерализма. 5
2. Основы межбюджетных отношений в Российской Федерации 9
3. Понятие «бюджетная обеспеченность». 13
4. Механизмы определения бюджетной обеспеченности 14
Глава 2. Практическое применение механизма расчета бюджетной обеспеченности 21
1. Расчёт индекса налогового потенциала 21
2. Расчёт индекса бюджетных расходов 23
3. Расчёт уровня бюджетной обеспеченности Пермского края в 2011 году 25
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (Механизм определения бюджетной обеспеченности).doc

— 422.50 Кб (Скачать)

  • Расчёт  налогового потенциала по акцизам на алкогольную  продукцию НПакц, акцизам на алкогольную продукцию, зачисляемым по нормативам НПакц/N, и акцизам на нефтепродукты, зачисляемым по нормативам НПнп/N
  • Поскольку данные об объеме отгруженной предприятиями алкогольной продукции являются информацией ограниченного доступа и не подлежат распространению в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете в системе государственной статистики в РФ», Минфином РФ приводятся только сведения о доле показателей по субъекту в общем объеме Российской Федерации. Доли определяются в разрезе видов алкогольных напитков за три периода. Затем определяется средневзвешенная доля и налоговый потенциал по каждому виду алкогольных напитков и путем их суммирования получается НПакц субъекта РФ. Для Пермского края НПакц  составил 2 755,6 млн.руб., НПакц/N, - 1 156,5 млн.руб. и НПнп/N – 4 178,6 млн.руб.

  • Расчёт  налогового потенциала по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения НПУСН и единому налогу на вменённый доход для отдельных видов деятельности НПЕНВД
  • Базой для расчёта данных показателей  служат сведения об объемах розничного товарооборота, оборота общественного питания, объема реализации платных услуг населению по всем каналам реализации за 3 предшествующих периода. Как и при расчёте предыдущих показателей, определяется доля этого показателя по субъекту в общем объеме по РФ. Расчёты производятся за каждый период и определяется средневзвешенная доля, которая в 2011 году для Пермского края составила 1,92%. При налоговом потенциале государства по УСН в размере 131 955 млн.руб. налоговый потенциал Пермского края НПУСН  составил 2 527,5 млн.руб. Налоговый потенциал Пермского края НПЕНВД  составил 1 490,1 млн.руб. при налоговом потенциале государства по налогу ЕНВД в размере 77 796 млн.руб.

  • Расчёт  налогового потенциала по налогу на имущество НПим
  • Налогооблагаемой базой для расчёта данного налога является остаточная стоимость основных фондов коммерческих организаций. На основании этого показателя за 2 года, предшествующих году планирования, изначально определяется доля по субъекту в общем объеме по РФ за каждый год. После чего вычисляется средневзвешенная доля, которая для Пермского края составила 1,61%. Таким образом, при налоговом потенциале государства по налогу на имущество в размере 548 337 млн.руб. налоговый потенциал Пермского края НПим  составил 8 840,8 млн.руб.

  • Расчёт  налогового потенциала по налогу на добычу полезных ископаемых НПНДПИ
  • Расчёт  данного показателя основывается на информации о стоимости добытых  полезных ископаемых за 2 предыдущих года. Пропорционально стоимости полезных ископаемых, добытых в конкретном субъекте РФ, к общей по РФ стоимости  определяется доля показателя по субъекту и находится средневзвешенная доля, исходя из которой и определяется налоговый потенциал субъекта по НДПИ. В 2011 году для Пермского края НПНДПИ составил 136,1 млн.руб. 

    Итак, общая  сумма налогового потенциала Пермского  края в 2011 году составила:

    НППК = НПпр +  НПНДФЛ + НПакц + НПУСН + НПЕНВД + НПим + НПНДПИ + НПакц/N +  НПнп/N + НПпроч = 32 115,8 + 32 195,1 + 2 755,6 + 2 527,5 + 1 490,1 + 8 840,8 + 136,1 + 1 156,5 + 4 178,6 +  4 531,1 = 89 927,3 млн.руб. 

    При налоговом потенциале государства в сумме 4 786 733,7 млн.руб. индекс налогового потенциала Пермского края составит:

     

         ИНППК =    НППК / ЧПК =     89 927,3 / 2 701,2       = 0,987

                             НПРФ / ЧРФ     4 786 733,7 / 141 914,5        

    2. Расчёт индекса  бюджетных расходов

    Индекс  бюджетных расходов (ИБР) субъекта определяется через взвешивание трех коэффициентов:

    1. коэффициента заработной платы Кз/п;
    2. коэффициента уровня цен Кур.цен;
    3. коэффициент стоимости жилищно-коммунальных услуг КЖКУ.

    При этом определены весовые значения этих коэффициентов: 55%, 35% и 10 % соответственно:

         ИБРi = 0,55 * Кз/п + 0,35 * Кур.цен + 0,1 * КЖКУ

    Все коэффициенты участвуют в расчёте после взвешивания к среднему по России значению.

      2.1. Расчёт коэффициента  заработной платы Кз/п

    Для расчёта  коэффициента заработной платы необходимо вычислить коэффициент расселения Кр, который определяется как соотношение численности населения, проживающего в мелких населённых пунктах Пермского края к аналогичному среднему по России показателю. Для Пермского края значение Кр составляет 1,024. Далее вычисляем коэффициент заработной платы:

         Кз/п = (РК + КС + УН) * Кр,

    где РК – районный коэффициент к заработной плате;

    КС –  средневзвешенные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера им приравненных к ним местностях;

    УН –  условная надбавка к заработной плате (компенсация транспортных расходов).

          Кз/п = (1,152 + 0,007+0,004) * 1,024 = 1,191

    При К з/п РФ = 1,2002 получаем Кз/п ПК = 0,992

       2.2. Расчёт коэффициента  уровня цен Кур.цен

    В расчёте данного коэффициента участвуют следующие показатели:

    - коэффициент  расселения (из расчёта Кз/п ПК = 1,024);

    - отношение  стоимости фиксированного набора  товаров и услуг в регионе  к среднему по РФ;

    - коэффициент  транспортной доступности;

    - коэффициент возрастной структуры населения.

         Отношение стоимости фиксированного набора товаров  и услуг в регионе к среднему по РФ вычисляется отдельно. Берётся ежемесячная стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в каждом регионе за  12 месяцев, предшествующих месяцу расчёта. Далее за каждый месяц определяется отношение стоимости набора в регионе к среднему по России значению, после чего рассчитывается среднее арифметическое за 12 месяцев. Для Пермского края отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг равно 1,011.

         Коэффициент транспортной доступности вычисляется  через плотность транспортных путей  постоянного действия и удельный вес населения, проживающего в районах с ограниченными сроками завоза товаров. Плотность транспортных путей принимается за единицу в тех регионах, где значение этого показателя превышает среднее по России. К числу этих регионов относится и Пермский край. Тем самым коэффициент транспортной доступности сводится ко второму показателю, значение которого для ПК = 0,032.

         Коэффициент возрастной структуры населения  вычисляется как доля населения  до 17 лет и старше трудоспособного  возраста в регионе к среднему показателю по России: 0,401/0,399 = 1,005.

         Итак, коэффициент уровня цен Кур.цен определяется путем умножения всех вышеуказанных показателей (коэффициент транспортной доступности увеличивается на единицу):

           Кур.цен = 1,024 * 1,011 * 1,032 * 1,005 = 1,074

     При К ур.цен РФ = 1,0 получаем Кур.цен ПК = 0,973

      2.3. Расчёт коэффициента  стоимости жилищно-коммунальных  услуг КЖКУ.

    Рассчитываем  промежуточный коэффициент:

      Стоимость ЖКУ, руб. на 1 кв.м. в месяц Стоимость кап.ремонта, руб. на 1 кв.м в месяц Денежные доходы на душу населения в 2009 году, руб.
    Пермский  край 72,8 5,3 17 122,2
    Российская  Федерация 81,2 5,6 16 886,5
    Отношение ПК/РФ   0,89977 1,013958

    Промежуточный коэффициент - отношение по расходам на ЖКУ к отношению денежных доходов: 0,89977/1,013958 = 0,887

    Коэффициент стоимости ЖКУ в Пермском крае определяется путем соотношения  коэффициента стоимости ЖКУ в  регионе к аналогичному показателю по Российской Федерации: КЖКУ ПК = 79,670/103,357 = 0,771 

    Итак,

         ИБРПК = 0,55 * Кз/п ПК + 0,35 * Кур.цен ПК + 0,1 * КЖКУ ПК = 0,55 * 0,992 + 0,35 * 0,973 + 0,1 * 0,771 = 0,963

    3. Расчёт уровня бюджетной обеспеченности Пермского края в 2011 году

     

    Расчёт искомой  величины произведём по формуле:

     

    БОПК = ИНППК /ИБРПК = 0,987/0,963 = 1,025 

         При таком значении уровня бюджетной  обеспеченности не производится выделение субъекту дополнительных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Следует отметить, что наиболее высокий уровень бюджетной обеспеченности имеют г.Москва (3,232) и Тюменская область (2,347). Наименьший уровень бюджетной обеспеченности – в республике Алтай (0,203), Камчатском крае (0,202) и республике Тыва (0,183).

     

    Заключение

         Бюджетная обеспеченность региона является фактором, определяющим его жизнеобеспечение и устойчивое развитие. Данный показатель положен в основу механизма бюджетного регулирования, применяемого как в России, так и за рубежом. Поэтому своевременное выявление дисбаланса бюджетных процессов и принятие важных управленческих решений будут способствовать предотвращению имеющихся угроз и поиску дополнительных резервов экономического роста, а следовательно, повышению бюджетного обеспечения в целях достижения устойчивого развития региона.

         Безусловно, построение системы межбюджетного выравнивания, отвечающей общегосударственным целям и учитывающей территориальные интересы, является чрезвычайно сложной проблемой. Система должна решать следующие задачи:

         1) выравнивать «вертикальные диспропорции»,  т.е. устранять несоответствие  между объемом расходных обязательств субфедеральных органов власти и величиной закрепленных за бюджетами данного уровня доходных поступлений;

         2) сглаживать «горизонтальные диспропорции», т.е. сближать уровни бюджетных расходов «богатых» и «бедных» территорий;

         3) стимулировать территориально «налоговые  усилия», т. е. побуждать территориальные органы власти к мобилизации дополнительных бюджетных доходов за счет развития и более полного использования их собственного доходного потенциала;

         4) ориентировать бюджетную политику  территориальных властей на решение  задач, вытекающих из общегосударственных приоритетов.

         Цель  межбюджетных отношений — создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов на всей территории страны исходя из имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала.

         В результате исследования выявлено, что  единого толкования такого базового понятия, как бюджетная обеспеченность, до сих пор нет ни в законодательных актах, ни в научной литературе. Более того, отсутствуют системные теоретико-методологические представления о сущности бюджетной обеспеченности как комплексной экономической категории, определяющей ресурсное обеспечение развития экономики территории.

         Обобщая анализ методик, в той или иной степени затрагивающих вопросы  бюджетной обеспеченности, можно  заключить, что данные методики не содержат полного набора индикаторов, позволяющих дать более комплексную оценку уровня бюджетной обеспеченности, выявить бюджетные угрозы, проанализировать их динамику и разработать меры по их предотвращению и ликвидации. Следовательно, необходимо дополнить и усилить существующие подходы.

         Наиболее  полной на взгляд автора данной работы представляется методика, разработанная  Институтом социально-экономического развития территорий. Однако расчёт многих показателей по данной методике весьма затруднен. Между тем Методика, применяемая Министерством финансов РФ, носит вполне конкретный характер, что и подтверждено при выполнении практической части – в работе рассчитан индекс бюджетной обеспеченности Пермского края на 2011 год. 
     

    Информация о работе Механизм определения бюджетной обеспеченности территорий