Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:59, курсовая работа
В работе освещено бюджетное устройство России, а также основы межбюджетных отношений, исследованы различные документы, дающие определение бюджетной обеспеченности. В практической части определен индекс бюджетной обеспеченности Пермского края на 2011 год.
Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы межбюджетных отношений и бюджетной обеспеченности 5
1. Бюджетное устройство Российской Федерации, понятие и принципы бюджетного федерализма. 5
2. Основы межбюджетных отношений в Российской Федерации 9
3. Понятие «бюджетная обеспеченность». 13
4. Механизмы определения бюджетной обеспеченности 14
Глава 2. Практическое применение механизма расчета бюджетной обеспеченности 21
1. Расчёт индекса налогового потенциала 21
2. Расчёт индекса бюджетных расходов 23
3. Расчёт уровня бюджетной обеспеченности Пермского края в 2011 году 25
Заключение 26
Список литературы 28
Принимая во внимание вышеизложенное, было предложено для оценки бюджетной обеспеченности региона использовать методику, в основе которой лежит система индикаторов, сгруппированных по направлениям, отражающим элементы состояния региональной бюджетной системы и качества управления бюджетным процессом (см.рисунок).
Рис.1. Направления
оценки бюджетной обеспеченности региона
Для каждого индикатора установлены одно или два пороговых значения – максимальное (наилучшее) и минимальное (наихудшее). Относительная значимость каждого индикатора выражается весовым коэффициентом. Значения весовых коэффициентов для каждого индикатора принимаются в соответствии с «Методикой оценки финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации», разработанной Министерством финансов РФ.
Интегральная оценка бюджетной обеспеченности региона определяется по формуле:
P = ∑ (Mi ∙ Wi),
где P – интегральная оценка бюджетной обеспеченности региона;
Mi – оценка по индикатору i;
Wi – удельный вес i-го индикатора.
В
соответствии с предлагаемыми значениями
оценок и весов индикаторов
Таблица 3
Типология регионов по уровню бюджетной обеспеченности
|
Представленная ИСЭРТ РАН методика оценки бюджетной обеспеченности позволит:
Данная методика несомненно должна найти широкое применение в практике анализа бюджетной обеспеченности. Однако в настоящее время Министерство финансов Российской Федерации использует несколько иной механизм расчёта уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Формула расчёта уровня бюджетной обеспеченности определена в п.2 Методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670. Ниже приведена данная формула:
где:
- уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации до распределения дотаций;
- индекс налогового потенциала субъекта Российской Федерации;
- индекс бюджетных расходов субъекта Российской Федерации.
Индекс налогового потенциала - относительная (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, определяемая с учетом уровня развития и структуры налоговой базы субъекта Российской Федерации. Он применяется для сопоставления уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и не является прогнозируемой оценкой налоговых доходов субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения или в абсолютном размере.
Индекс бюджетных расходов - относительная (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) оценка расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг в расчете на душу населения, определяемая с учетом объективных региональных факторов и условий. Данный индекс применяется для сопоставления уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и не является прогнозируемой оценкой расходов субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения или в абсолютном размере.
Дотации распределяются между субъектами Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, пропорционально отклонению уровня расчетной бюджетной обеспеченности этих субъектов Российской Федерации от уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности. В той же Методике определяются принципы и механизмы расчёта объема дотаций, выделяемых субъекту Российской Федерации. При распределении дотаций необходимо учитывать, что наряду со снижением уровня фискальной автономии муниципальных образований формируется модель "трансферто-зависимого" муниципального образования. Это снижает стимулы к инвестиционной деятельности, росту налогового потенциала территорий муниципалитетов, формирует у них " иждивенческие настроения".
Кроме того, статьи 130 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержат ряд мер, ограничивающих права субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при превышении отношения доходов в форме межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) к собственным доходам бюджета определенного уровня.
Вследствие этого большинство субъектов Российской Федерации и муниципалитетов попадают под ограничение своих полномочий, не связанное с уровнем управления финансами. Данные тенденции усиливают зависимость муниципалитетов от решений и финансовых ресурсов вышестоящих уровней публичной власти. Это ведет к ограничению степени ответственности органов местного самоуправления перед населением, а также снижению их возможностей при определении направлений расходования бюджетных средств для маневра и концентрации ресурсов на каком - либо направлении.
Для примера применения механизма расчета бюджетной обеспеченности воспользуемся Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670. Рассчитаем уровень бюджетной обеспеченности Пермского края на 2011 год. Для расчёта использованы материалы Министерства финансов Российской Федерации, опубликованные на официальном сайте данного государственного органа.
Итак, как было описано выше, формула расчёта уровня бюджетной обеспеченности, применяемая Минфином РФ выглядит следующим образом:
где:
- уровень расчетной бюджетной
обеспеченности субъекта
- индекс налогового потенциала субъекта Российской Федерации;
- индекс бюджетных расходов субъекта Российской Федерации.
Индекс налогового потенциала (ИНП) субъекта определяется как отношение налогового потенциала субъекта в расчёте на душу населения субъекта к аналогичному показателю по Российской Федерации:
ИНПi = НПi / Чi
НПРФ / ЧРФ
Численность
постоянного населения
Налоговый потенциал НПi рассчитывается как сумма налогового потенциала по вилам налогов:
Для расчёта данного показателя изначально определяется удельный вес прибыли крупных и средних организаций субъекта РФ в прибыли по субъектам РФ. Расчёт производится отдельно по 11 отраслям (обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, оптовая торговля, транспорт и связь и проч.). Для дальнейшего расчёта определяется структура прибыли в целом по Российской Федерации и с учетом доли каждой отрасли определяется удельный вес (в %) прибыли крупных и средних организаций субъекта РФ в совокупной прибыли РФ. Сумма полученных процентных соотношений показывает долю налогового потенциала РФ по налогу на прибыль, приходящегося на субъект. В результате произведенных вычислений доля налогового потенциала Пермского края по данному налогу составила 2,37 %. При налоговом потенциале государства по налогу на прибыль в размере 1 354 375 млн.руб. налоговый потенциал Пермского края НПпр составил 32 115,8 млн.руб.
За основу принимаются данные о фонде заработной платы работникам организаций за 3 периода. Далее в каждом периоде находится доля фонда начисленной заработной платы по субъекту в общем объеме по РФ и вычисляется средневзвешенная доля за все 3 периода. Для Пермского края этот показатель равен 1,62%. При налоговом потенциале государства по налогу на доходы физических лиц в размере 1 991 700 млн.руб. налоговый потенциал Пермского края НПНДФЛ составил 32 195,1 млн.руб.
Информация о работе Механизм определения бюджетной обеспеченности территорий