Механизм определения бюджетной обеспеченности территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

В работе освещено бюджетное устройство России, а также основы межбюджетных отношений, исследованы различные документы, дающие определение бюджетной обеспеченности. В практической части определен индекс бюджетной обеспеченности Пермского края на 2011 год.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы межбюджетных отношений и бюджетной обеспеченности 5
1. Бюджетное устройство Российской Федерации, понятие и принципы бюджетного федерализма. 5
2. Основы межбюджетных отношений в Российской Федерации 9
3. Понятие «бюджетная обеспеченность». 13
4. Механизмы определения бюджетной обеспеченности 14
Глава 2. Практическое применение механизма расчета бюджетной обеспеченности 21
1. Расчёт индекса налогового потенциала 21
2. Расчёт индекса бюджетных расходов 23
3. Расчёт уровня бюджетной обеспеченности Пермского края в 2011 году 25
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (Механизм определения бюджетной обеспеченности).doc

— 422.50 Кб (Скачать)
  • комплексность оценки, обеспечивающая учёт всех важнейших составляющих показателей;
  • системность оценки, предполагающая учёт взаимосвязей базовых показателей и характеристик бюджетной системы региона;
  • соответствие системы индикаторов задачам ежегодного анализа состояния регионального бюджета;
  • максимальная информативность результатов оценки уровня бюджетной обеспеченности, что необходимо для принятия оптимальных решений региональными органами управления.

     Принимая  во внимание вышеизложенное, было предложено для оценки бюджетной обеспеченности региона использовать методику, в основе которой лежит система индикаторов, сгруппированных по направлениям, отражающим элементы состояния региональной бюджетной системы и качества управления бюджетным процессом (см.рисунок).

Рис.1. Направления оценки бюджетной обеспеченности региона 

     Для каждого индикатора установлены одно или два пороговых значения – максимальное (наилучшее) и минимальное (наихудшее). Относительная значимость каждого индикатора выражается весовым коэффициентом. Значения весовых коэффициентов для каждого индикатора принимаются в соответствии с «Методикой оценки финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации», разработанной Министерством финансов РФ.

     Интегральная  оценка бюджетной обеспеченности региона  определяется по формуле:

     P = ∑ (M∙ Wi),

     где P – интегральная оценка бюджетной обеспеченности региона;

     M– оценка по индикатору i;

     W– удельный вес i-го индикатора.

     В соответствии с предлагаемыми значениями оценок и весов индикаторов интегральная оценка бюджетной обеспеченности варьируется в пределах от 5 до 15 баллов. При этом различные диапазоны её изменения соответствуют тому или иному уровню. В свою очередь, полученная оценка позволяет отнести регион к определённому типу по уровню бюджетной обеспеченности (таблица 3).  

Таблица 3

Типология регионов по уровню бюджетной обеспеченности

Тип региона Квалификация  уровня бюджетной обеспеченности Пороговые значения уровня бюджетной обеспеченности, в  баллах Квалификационные  признаки региона
Финансовостабильный Высокий >12 – 15 Самодостаточный регион, способный за счёт собственных доходов покрывать расходы
Развивающийся Средний >8 – 12 Регион, стремящийся  к самодостаточности и финансовой независимости
Стагнирующий Низкий 5 – 8 Регион, испытывающий серьёзные трудности с самофинансированием  своего развития, являющийся активным получателем средств от федерального центра для жизнеобеспечения своей экономики
Депрессивный Критический <5 Регион финансируется  преимущественно за счёт помощи             из федерального бюджета, на долю собственных ресурсов приходится менее 50% бюджетных доходов
 

 

     Представленная ИСЭРТ РАН методика оценки бюджетной обеспеченности позволит:

  • анализировать состояние региональной бюджетной системы;
  • оценивать бюджетные ресурсы и результаты их использования;
  • выявлять бюджетные угрозы и риски, разрабатывать меры по их нейтрализации;
  • группировать регионы по уровню бюджетной обеспеченности.

     Данная  методика несомненно должна найти широкое  применение в практике анализа бюджетной  обеспеченности. Однако в настоящее  время Министерство финансов Российской Федерации использует несколько иной механизм расчёта уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Формула расчёта уровня бюджетной обеспеченности определена в п.2 Методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670. Ниже приведена данная формула:

     

     где:

      - уровень расчетной бюджетной  обеспеченности субъекта Российской Федерации до распределения дотаций;

      - индекс налогового потенциала  субъекта Российской Федерации;

      - индекс бюджетных расходов  субъекта Российской Федерации.

     Индекс  налогового потенциала - относительная (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, определяемая с учетом уровня развития и структуры налоговой базы субъекта Российской Федерации. Он применяется для сопоставления уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и не является прогнозируемой оценкой налоговых доходов субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения или в абсолютном размере.

     Индекс бюджетных расходов - относительная (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) оценка расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг в расчете на душу населения, определяемая с учетом объективных региональных факторов и условий. Данный индекс применяется для сопоставления уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и не является прогнозируемой оценкой расходов субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения или в абсолютном размере.

     Дотации распределяются между субъектами Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной  обеспеченности которых не превышает  уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, пропорционально отклонению уровня расчетной бюджетной обеспеченности этих субъектов Российской Федерации от уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности. В той же Методике определяются принципы и механизмы расчёта объема дотаций, выделяемых субъекту Российской Федерации. При распределении дотаций необходимо учитывать, что наряду со снижением уровня фискальной автономии муниципальных образований формируется модель "трансферто-зависимого" муниципального образования. Это снижает стимулы к инвестиционной деятельности, росту налогового потенциала территорий муниципалитетов, формирует у них " иждивенческие настроения".

     Кроме того, статьи 130 и 136 Бюджетного кодекса  Российской Федерации содержат ряд  мер, ограничивающих права субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при превышении отношения доходов в форме межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) к собственным доходам бюджета определенного уровня.

     Вследствие  этого большинство субъектов Российской Федерации и муниципалитетов попадают под ограничение своих полномочий, не связанное с уровнем управления финансами. Данные тенденции усиливают зависимость муниципалитетов от решений и финансовых ресурсов вышестоящих уровней публичной власти. Это ведет к ограничению степени ответственности органов местного самоуправления перед населением, а также снижению их возможностей при определении направлений расходования бюджетных средств для маневра и концентрации ресурсов на каком - либо направлении.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

 

Глава 2. Практическое применение механизма расчета бюджетной обеспеченности

     Для примера применения механизма расчета  бюджетной обеспеченности воспользуемся  Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670. Рассчитаем уровень бюджетной обеспеченности Пермского края на 2011 год. Для расчёта использованы материалы Министерства финансов Российской Федерации, опубликованные на официальном сайте данного государственного органа.

     Итак, как было описано выше, формула  расчёта уровня бюджетной обеспеченности, применяемая Минфином РФ выглядит следующим  образом:

     

     где:

      - уровень расчетной бюджетной  обеспеченности субъекта Российской  Федерации до распределения дотаций;

      - индекс налогового потенциала  субъекта Российской Федерации;

      - индекс бюджетных расходов  субъекта Российской Федерации.

1. Расчёт индекса  налогового потенциала

     Индекс  налогового потенциала (ИНП) субъекта определяется как отношение налогового потенциала субъекта в расчёте на душу населения субъекта к аналогичному показателю по Российской Федерации:

     ИНПi =   НПi / Чi

                   НПРФ / ЧРФ

     Численность постоянного населения Пермского  края (ЧПК)на 01.01.2010 г. составила 2 701,2 тыс.чел., при этом численность постоянного населения всего государства ЧРФ – 141 914,5 тыс.чел.

     Налоговый потенциал НПi рассчитывается как сумма налогового потенциала по вилам налогов:

  1. налогу на прибыль НПпр;
  2. налогу на доходы физических лиц НПНДФЛ;
  3. акцизам на алкогольную продукцию НПакц;
  4. единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения НПУСН;
  5. единому налогу на вменённый доход для отдельных видов деятельности НПЕНВД;
  6. налогу на имущество организаций НПим;
  7. налогу на добычу полезных ископаемых НПНДПИ;
  8. акцизам на алкогольную продукцию, зачисляемым по нормативам НПакц/N;
  9. акцизам на нефтепродукты, зачисляемым по нормативам НПнп/N;
  10. прочим налогам НПпроч.
  11. Расчёт  налогового потенциала по налогу на прибыль  НПпр.

Для расчёта  данного показателя изначально определяется удельный вес прибыли крупных  и средних организаций субъекта РФ в прибыли по субъектам РФ. Расчёт производится отдельно по 11 отраслям (обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, оптовая торговля, транспорт и связь и проч.). Для дальнейшего расчёта определяется структура прибыли в целом по Российской Федерации и с учетом доли каждой отрасли определяется удельный вес (в %) прибыли крупных и средних организаций субъекта РФ в совокупной прибыли РФ. Сумма полученных процентных соотношений показывает долю налогового потенциала РФ по налогу на прибыль, приходящегося на субъект. В результате произведенных вычислений доля налогового потенциала Пермского края по данному налогу составила 2,37 %. При налоговом потенциале государства по налогу на прибыль в размере 1 354 375 млн.руб. налоговый потенциал Пермского края НПпр  составил 32 115,8 млн.руб.

  • Расчёт  налогового потенциала по налогу на доходы физических лиц НПНДФЛ
  • За основу принимаются данные о фонде заработной платы работникам организаций за 3 периода. Далее в каждом периоде  находится доля фонда начисленной  заработной платы по субъекту в общем объеме по РФ и вычисляется средневзвешенная доля за все 3 периода. Для Пермского края этот показатель равен 1,62%. При налоговом потенциале государства по налогу на доходы физических лиц в размере 1 991 700 млн.руб. налоговый потенциал Пермского края НПНДФЛ  составил 32 195,1 млн.руб.

    Информация о работе Механизм определения бюджетной обеспеченности территорий