Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:55, курсовая работа
Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают
жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают
значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об
этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9%
чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей
промышленности производят предприятия малого бизнеса.
Введение ………………………………………………………………………………..3
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития
в России
1. Этапы развития малого бизнеса …………………………………………..………4
1.2 Виды малых предприятий………………………………………………………….10
1.3 Правовые основы малого бизнеса …………………………………………...……11
1.4 Особенности и функции малого предприятия …………………………………...12
1.5 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой
промышленностью..……………….………….……………………………………13
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе
и пути их
решения
2.1 Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России
……..………15
2.2 Основные проблемы малого бизнеса ….…………………………………………28
2.3. Инвестиционная политика ……………………………….………………………35
3. Взаимодействие малого бизнеса с государством
3.1. Государственная поддержка малого бизнеса ………………………………...…36
3.2. Система налогообложения………………………………………………………..38
3.3. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса……………40
Заключение……….…………………………………………………………………….45
Список литературы…..…………………………………………………………………46
реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена
возможность их преобразования в систему (объединение) малых предприятий.
Исключительно важной задачей является создание более благоприятных
условий для привлечения иностранного капитала к участию в процессе
приватизации путем обеспечения соответствующих гарантий и льгот малому
предпринимательству, включая предоставление права на владение контрольным
пакетом акций.
Особенно актуальным является создание на приграничных территориях
межрегиональных межгосударственных консалтинговых структур (бизнес-
центров). Целесообразность создания подобных структур должна быть
обоснована при подготовке соответствующих межправительственных соглашений,
таких же, как при формировании финансово-промышленных групп. Необходимо
обеспечить режим наибольшего благоприятствования для подобных структур. В
частности, стоит подумать о принятии соответствующих нормативных актов,
которые способствовали бы деятельности подобных бизнес-центров.
3. Взаимодействие малого бизнеса с государством
3.1. Государственная поддержка
В условиях переходного
периода и нарушения
связей между предприятиями, предпринимательство как важная часть
преобразований экономических институтов, играет роль экономического
демпфера. В России пока лишь малый бизнес имеет достаточно высокий
потенциал, дающий возможность приспосабливаться к меняющимся условиям
внешней среды. Исходя из этого необходимо
оказывать всяческое
стороны законодательной и
Для активизации
средних предприятий усилия Правительства Российской Федерации направлены
на:
V создание необходимых условий для использования малыми предприятиями
бездействующих
и недозагруженных основных
осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-
банкротов;
V концентрацию ресурсов государственной поддержки на формирование в
малом предпринимательстве современного высокотехнологичного
товаропроизводящего и инновационного секторов;
V формирование условий и стимулов для расширения производственно-
технологической
и инновационной кооперации
с крупным производством;
V информационное
обеспечение субъектов
(развитие региональных банков данных на единой классификационной
основе);
V упрощение налогообложения малого бизнеса, замену многочисленных
налогов единым,
упрощение системы
для малых предприятий;
V формирование благоприятного порядка налогообложения организаций,
входящих в
инфраструктуру поддержки
V создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку
инвестиционных
проектов субъектов малого
привлечение и использование для этих целей иностранных кредитов.
Для выработки основных
направлений и определения
малых и средних предприятий в субъектах Российской Федерации с учетом
основных характеристик можно выделить три группы регионов.
Первая группа характеризуется
достаточно высоким уровнем
предприятий, выполнением комплексных региональных программ и инвестиционных
проектов с использованием бюджетных и внебюджетных источников
финансирования. Для второй группы характерны начальная стадия развития
малого бизнеса и системы его государственной поддержки, незначительный
объем бюджетного и внебюджетного финансирования региональных программ.
Третья группа характеризуется сложными общеэкономическими и социальными
условиями, низким уровнем развития малых предприятий, региональные
программы поддержки малого предпринимательства не подкреплены
организационными структурами, нормативно-правовыми актами и финансовыми
ресурсами.
В среднесрочной перспективе будет осуществлен перенос центра тяжести
финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, построенной на
принципах бюджетного федерализма, на региональный и муниципальный уровень.
Это позволит направить налоговые сборы и платежи от малых предприятий в
бюджеты субъектов Российской Федерации. Приоритетный комплекс задач связан
с формированием целостной системы финансово-кредитной и инвестиционной
поддержки малых предприятий, включающей создание гарантийно-инвестиционных
банков, региональных и муниципальных гарантийных фондов, страховых компаний
и обществ взаимного
Планируется активизировать предоставление гарантий Правительством
Российской Федерации по иностранным инвестиционным кредитам для
быстроокупаемых инвестиционных проектов малых предприятий, прежде всего
производственного и инновационного направлений, по переработке
сельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания, других
социально значимых товаров и услуг.
Серьезное внимание уделяется укреплению собственной финансовой базы
развития малых и средних предприятий, развитию микрокредитования,
способствуя задействованию внутреннего потенциала экономического роста.
Важное место в реализации инвестиционной политики занимает финансовый
лизинг.
Лизинговые операции позволяют привлечь значительные объемы
негосударственных целевых инвестиций для перевооружения и модернизации
основных фондов предприятий, в том числе малых, перераспределить часть
финансовых потоков в реальный сектор экономики, расширить налогооблагаемую
базу за счет развития нового вида хозяйственной деятельности.
В рамках реализации
Федеральной программы
малого предпринимательства в Российской Федерации, региональных программ
поддержки малого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в
Российской Федерации создается система межрегиональных опорных лизинговых
центров в специализированных региональных лизинговых компаний. Эти процессы
и факторы в наибольшей мере способствуют позитивным структурным изменениям
в направлении дальнейшего увеличения числа малых предприятий в
промышленности и строительстве. Возможна стабилизация в даже небольшое
увеличение доли малых предприятий в сферах науки и научного обслуживания,
транспорта и связи. При этом вероятно дальнейшее снижение доли малого
предпринимательства в торговой и посреднической деятельности. По прогнозным
оценкам, к 2001 году в сфере малого предпринимательства более чем на
миллионе малых предприятий только на постоянной основе может быть занято 10-
13 млн. человек.
В этих целях необходимо в соответствии с законодательством
предусматривать создание в регионах инновационных центров, которые будут
обеспечивать координацию взаимодействия и поддержку участников
инновационной деятельности. Наряду с активизацией инновационной
деятельности в крупных организациях необходимо создать условия для
привлечения к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в том
числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм.
Политика государственной
поддержки малого бизнеса
налоговых льгот, создания (хотя еще и в незавершенном виде) цивилизованного
законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров,
формирования сети бизнес-парков,
налаживания эффективной
области между федеральным центром и субъектами Федерации, а также с
местными органами власти.
Практика государственного содействия немонополистическому сектору
экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных
направлений этого содействия происходит на основе исследований данного
круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить
приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким
направлениям отнесены:
V производство и переработка
сельскохозяйственной
V производство
потребления;
V лекарственных препаратов и медицинской техники;
V оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
V строительство объектов жилищного, производственного и социального
назначения.
Соответственно, одним из важных инструментов государственного
содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь,
которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм,
предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и
льготного налогообложения.
Важным инструментом
государственного содействия
большинстве промышленно развитых стран является система государственных
заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу
гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала,
расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность,
модернизировать оборудование и многое другое.
Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными
органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных
консультационных услуг малым компаниям.
3.2. Система налогообложения
Одним из факторов, препятствующих формированию цивилизованного рынка в
России, созданию подлинного класса собственников, является отсутствие
эффективной общегосударственной политики развития малого
предпринимательства в системе налогообложения.
В сложившейся ситуации
в связи с накоплением
коммерческой деятельности эти сферы малого предпринимательства нуждаются в
государственной поддержке.
Отечественная налоговая система еще находится в стадии формирования.
Гражданский кодекс РФ не определяет и не может определять содержание и
формы регулирования малого предпринимательства, осуществляемого
государством через налоговое законодательство. Между тем следует отметить,
что система налогов, пошлин и все то, что принято называть публично-
правовым регулированием экономики, может существенно расширить или,
наоборот, свести до минимума сферу применения установленных Гражданским
кодексом РФ принципов свободного предпринимательства.
Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным МП создают им
незаслуженные конкурентные преимущества. Фактически текущее налоговое
законодательство ничем не ограничено сегодня в выборе между политикой
подавления либо стимулирования малого предпринимательства. Произвольное
использование налогов для таких целей представляется, однако,
противоречащим
экономической деятельности. В равной мере подобными задачами не должна
обосновываться аналогичная
законодательством о лицензировании, таможенным законодательством,
законодательством о земле и других природных ресурсах.
Исходя из интересов развития малого предпринимательства в процессе
пересмотра и обновления указанных законодательных норм, следует
сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, пошлин, лицензионных
и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений,
ликвидирующих сегодняшний законодательный произвол.
Представляется принципиально важным установить в качестве общих
принципов налогового законодательства положения, согласно которым, во-
первых, не допускается дифференциация налогов с целью ограничения или
стимулирования отдельных видов деятельности и, во-вторых, запрещается
установление чрезмерно обременительных налогов, исключающих получение
налогоплательщиком доходов от своей деятельности, сдерживающих экономически
оправданный оборот товаров, услуг и капиталов.
Вопросы льготного
Информация о работе Малый бизнес: место и роль в экономике России